Тот самый Широкий
Jeep Cherokee (SJ)
В 1967 году, когда был прекращен выпуск трехдверной версии полноразмерного внедорожника Jeep Wagoneer, в модельном ряду компании образовалась брешь, которую надо было чем-то восполнить. Маркетологи Jeep просчитали, что лучшим вариантом будет большой внедорожник «спортивной направленности». Так в 1974 году появился оригинальный Jeep Cherokee. Рекламная брошюра 1974 года называла автомобиль Sport Utility Vehicle — и, насколько известно, это было первое в истории использование термина SUV, которым сейчас называют чуть ли не все внедорожники и кроссоверы.
До 1977 года Cherokee предлагался исключительно в трехдверном варианте, но позже подоспела и пятидверная версия. Машина была доступна в нескольких комплектациях (Sport, Chief, Laredo и так далее) и с двумя вариантами колеи — узкой и широкой. Двигатели были шести- и восьмицилиндровыми, причем рабочий объем V8 мог доходить до 6,6 литра — больше, чем у современных SRT8. Привод уже в базовом исполнении был полным, причем из-за особенностей работы раздаточной коробки в трансмиссии QuadraTrac автомобиль нельзя было прогонять на динамометрическом стенде. Производство оригинального Cherokee продолжалось до 1983 года, помимо США сборка осуществлялась в Аргентине, Мексике и Австралии.
Jeep Cherokee (XJ)
Автомобиль второго поколения отличался от оригинала как небо и земля — главным образом потому, что новый Cherokee стал первым автомобилем Jeep за много лет, в котором был реализован принципиально иной дизайн. Внедорожник уменьшился в размерах, но в плане спортивности даже прибавил — благодаря несущему кузову, который заменил собой рамную конструкцию. Поэтому проспекты продолжали пестрить словосочетаниями Sport Utility Vehicle.
Моторы у Cherokee XJ тоже были новыми. Из линейки выпали V-образные «восьмерки», зато появились рядные «четверки» — базовым двигателем был 2,5-литровый силовой агрегат, развивающий 105 лошадиных сил. Он же стал последним карбюраторным мотором, предлагавшимся для легендарного внедорожника. Начиная со второго поколения Cherokee стал поставляться в Европу, где пользовался неплохим для американской машины спросом, а жизнь свою окончил в Китае как BAW Qishi. В Поднебесной машина выпускалась до 2014 года. Несмотря на отсутствие рамы, автомобиль пользовался (и пользуется) популярностью в ралли-рейдах — участники «Дакара» нередко ехали на Cherokee в девяностых.
Jeep Grand Cherokee (ZJ)
В конце 1980-х руководство компании пришло к выводу, что Cherokee хоть и делает хорошую кассу, но слишком утилитарен и нуждается в роскошной версии. А тут еще и Jeep Wagoneer просился на пенсию. В итоге удалось одни ударом убить двух зайцев — решением проблем стал Jeep Grand Cherokee, дебютировавший в 1992 году. У машины были электронно-управляемая система полного привода, кожаный салон, климат-контроль, бортовой компьютер, подушка безопасности водителя — словом, не удивительно, что Grand Cherokee оказался популярен у тех, кто деньги особо не считал.
При внешнем сходстве с обычным Cherokee, версия Grand была больше во всех отношениях — и по величине колесной базы, и по цене, и по размерам двигателей. Grand Cherokee предлагал излюбленные американцами двигатели V8 объемом до 5,9 литра. Производство первого поколения Grand Cherokee было окончено в 1998 году — за три года до того, как в США перестали строить его брата в кузове XJ.
Jeep Grand Cherokee (WJ)
С конца XX века Jeep решает развести модели Cherokee и Grand Cherokee: Cherokee стал компактным внедорожником для молодежи, а Grand Cherokee — респектабельной машиной для тех, у кого жизнь уже налажена. Второе поколение Гранда появилось в 1998 году и не сильно внешне отличалось от предшественника. Тем не менее, в плане механики и электроники произошли ощутимые перемены — ведь соперники в лице Ford Explorer и Chevrolet Blazer тоже не дремали.
Внедорожник обзавелся более мощными и экономичными силовыми агрегатами на восемь, шесть и даже пять цилиндров (рядная «пятерка» Jeep досталась от Mercedes), получил полноприводную трансмиссию QuadraTrac второго поколения со свободными дифференциалами передней и задней оси. Из интересных электронных примочек можно отметить систему HomeLink (удаленный доступ к управлению гаражными дверьми, который можно синхронизировать с тремя разными воротами), двухзонный климат-контроль, Jeep Memory System (система, запоминающая настройки сидений, зеркал и радио для двух профилей), а также Blutooth-протокол в рестайловых версиях. В Америке выпуск поколения WJ был прекращен в 2004 году, в Китае, где выпускался Beijing Jeep 4000 Grand Cherokee, — в 2006-м.
Jeep Cherokee (KJ)
Младшенький Cherokee, который начал выпускаться с 2001 года, изменился куда сильнее. Настолько, что на родине, в США, даже продавался под другим именем — Liberty. Внешне машина явно отсылала к историческим моделям, вроде Willys MB и Wrangler, однако технически была вполне современной. Именно с поколением KJ модель Cherokee впервые получила реечное рулевое управление. Под оболочкой тоже произошли важные изменения.
Отныне Cherokee начали предлагать как с постоянным, так и подключаемым полным приводом. Двигатели почти полностью сжались до 4-цилиндровых вариантов — предлагался лишь один бензиновый мотор V6 объемом 3,7 литра. Дабы автомобиль пользовался лучшим спросом в Европе, Cherokee получил два турбодизеля VM Motori с изменяемой геометрией крыльчатки турбины… что, впрочем, не сильно повлияло на уровень продаж. Зато американской полиции легкий и недорогой внедорожник пришелся по душе. Да и в прокатных агентствах Америки Liberty был крайне популярен.
Jeep Grand Cherokee (WK)
Поколение WK разрабатывалось компанией Jeep пять лет с 1999 года, а его дебют состоялся в 2004 году на автосалоне в Нью-Йорке. Помимо радикально нового дизайна внедорожник получил полностью независимую переднюю подвеску, а также систему полного привода Quadra-Drive II с раздаточной коробкой New Venture Gear NV247. Освежилась линейка силовых агрегатов — упор отныне делался на моторы V8. Но главным новшеством было появление…
SRT8. Экстремальная версия внедорожника Jeep до сих пор является самой популярной базой для создания дрэговых SUV. Главным образом — из-за двигателя V8 HEMI с полусферическими камерами сгорания. На первом SRT8 его мощность составляла 431 лошадиную силу, которые получалось снять с 6,1 литра рабочего объема. До контрольной «сотни» такой Grand Cherokee разгонялся меньше 5 секунд, а максимальная скорость доходила до 275 километров в час.
Jeep Cherokee (KK)
Поскольку к концу первого десятилетия XXI века у Jeep появились более компактные модели, вроде Patriot и Compass, Cherokee снова сделали массивнее, дабы тот «не пожирал» своих младших братьев. Фактически новая машина, которую презентовали в 2007 году, была перелицованным Dodge Nitro, что понравилось далеко не всем. Кузов КК стал последним Jeep Liberty для американского рынка — начиная со следующего поколения историческое имя Cherokee вернулось в Америку.
Двигателей у нового на тот момент Cherokee было немного — 2,8-литровый турбодизель и 3,7-литровый бензиновый V6. Не самый устойчивый автомобиль постарались сделать предельно безопасным: уже в базе Cherokee шел с системой стабилизации, предотвращающей переворот, противобуксовочной системой, АБС и четырьмя подушками безопасности. Но в погоне за электроникой инженеры упустили из внимания контроль качества — чуть ли не все Cherokee KK, проданные в США, попали под отзывную кампанию из-за бракованных рычагов задней подвески, которые быстро ржавели.
Jeep Grand Cherokee (WK2)
Нынешний Grand Cherokee без существенных изменений выпускается с 2010 года, используя шасси, которое было разработано еще во времена сотрудничества с Daimler. У внедорожника множество наград от разных СМИ («Лучшее приобретение» по версии Consumers Digest, «Лучший внедорожник 2011 года» по мнению The Detroit News…), а также статус самого мощного серийного внедорожника с бензиновым двигателем.
Версию Trackhawk представили два года назад, и она оснащается тем же 6,2-литровым V8 с компрессором, что и Dodge Challenger/Charger Hellcat. Мощность мотора составляет 717 сил, а крутящий момент — 875 Нм. Несмотря на возраст, Grand Cherokee WK2 до сих пор отлично продается, пользуясь популярностью по обе стороны Атлантики. Не стареть машине помогают частые и своевременные обновления.
Jeep Cherokee (KL)
Ну а это — самый свеженький Cherokee. Первый, который был создан уже в рамках концерна Fiat-Chrysler. Отныне Cherokee — это не брутальный внедорожник, а молодежный кроссовер, который больше предпочитает городскую жизнь, а не покатушки на природе. Опередив модные тенденции, машина получила двухэтажную оптику с тонкими полосками дневных ходовых огней. Новым клиентам такое решение понравилось, а вот старожилы метали гром и молнии. Важно, что Cherokee сохранил выдающиеся способности по преодолению бездорожья. Версия Trailhawk уже с завода щеголяет внедорожными шинами, иными бамперами с открытыми бусировочными проушинами и увеличенным клиренсом. А трансмиссия Active Drive Lock имеет не только блокировку заднего дифференциала, но и «понижайку».
После рестайлинга 2018 года лицо Cherokee стало более консервативным, но не силовые агрегаты — большая часть из них представлена фиатовскими «четверками». Причем в начальных комплектациях мотор передает тягу только на, страшно подумать, переднюю ось. Учитывая, по какому пути сейчас идет обычный Cherokee, сложно спрогнозировать, что же уготовано новому Grand Cherokee, дебют которого должен состояться в ближайшие два года.