Не осилили: крутые внедорожники, которые не смогли покорить Россию
Chevrolet Blazer — фактически первая отечественная иномарка постсоветского периода и заодно пример первого провала. Начиналось все неплохо, а закончилось быстро и печально.
Отверточную сборку на елабужском заводе запустили в конце 1996 года. К нам доставлялись почти готовые автомобили, к которым оставалось прикрутить бамперы, фары, элементы отделки салона и установить сиденья. Пикантность ситуации придавало происхождение «Блейзеров». Россию обживала не американская версия, а бразильская. С неказистым оформлением передней части кузова, 2,2-литровыми моторами (106 л.с.), механическими коробками передач, задним приводом и ценой примерно от 22 тысяч долларов. Не очень-то и дешево, но максимально сердито.
Позже открыли второй фронт — из цехов поехали Chevy, оснащенные 4,3-литровыми V6, автоматическими КП, системой полного привода и расширенной комплектацией. Правда, продолжалось это недолго. Кризис 1998-го отправил предприятие в нокдаун, и уже весной следующего года в истории российского Blazer поставили точку. В общей сложности собрали порядка 3,8 тысяч машин вопреки большим затеям вплоть до локализации и ежегодных тиражей порядка 50 тысяч...
Никогда не встречали настоящего «Маршала» песчаных карьеров? А он существует, пусть и незримо! В 2005 году индийская компания Mahindra & Mahindra сподобилась выпустить внедорожник Scorpio на мощностях ГАЗа под именем Marshal. Задумка была хорошая, но реализация подкачала — на свет появилась лишь сотня экземпляров.
Индийский вездеход — не красавец. Он выглядит словно плод любви Hyundai Terracan и Land Rover Discovery первого поколения. Зато с точки зрения анатомии Marshal представляет собой тот самый «настоящий железный» автомобиль, о которых так любят ностальгически вздыхать олдфаги. Рамная конструкция, мотор продольно, задний мост на рессорах, 2,6-литровый турбодизель… Marshal определенно имел шансы стать занозой в боку уазовского «Патриота».
У себя на родине Mahindra Scorpio выпускается с 2002 года по сей день и за свою долгую-предолгую карьеру неоднократно модернизировался. В настоящее время у него 2,2-литровый турбодизель mHawk (139 л.с.). Пружины сзади появились еще в 2006-м. Длина — 4456 мм, колесная база — 2680 мм. Вот только внешний вид — обнять и плакать. С каждым новым витком эволюции Scorpio становится все более отталкивающим.
ТагАЗ Tager можно считать приятным исключением на фоне других моделей в нашем обзоре с точки зрения производственных объемов. По некоторым данным, в год собирали до двух с половиной тысяч вездеходов. В 2006-м после ухода южнокорейского SsangYong Korando в отставку ТагАЗ приобрел все необходимое для запуска лицензионной сборки. Пару лет спустя из цехов выкатились первые российские «Тагеры». Рамные, с балкой заднего моста и подключаемым полным приводом типа «парт-тайм». Классика!
В наследство внедорожнику досталась широкая гамма моторов Korando, которые в свою очередь являются лицензионными Mercedes-Benz. Бензиновые – 2,3-литровый четырехцилиндровый агрегат (150 л.с.) и рядная «шестерка» (220 л.с.), которая комбинировалась с четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Дизельные — 104-сильный «два и шесть» и 2,9-литровый двигатель мощностью 120 л.с.
«Тагер»-коротыш и его редкий пятидверный вариант сошли со сцены в 2012 году. На ТагАЗе тогда наступили тяжелые времена — сказался мировой финансовый кризис. Ныне машина встречается, прямо скажем, нечасто. На момент подготовки материала одна из российских онлайн-площадок по продаже подержанной техники располагала десятью объявлениями в столице, еще около тридцати машин продаются в регионах.
Выпускавшийся параллельно с «Тагером» Road Partner еще более редкий. Так, например, осенью 2011 года аналитическое агентство «Автостат» по итогам девяти месяцев сообщало о снижении производства таганрогских вездеходов в 7,1 раза, до 712 машин. Из них 671 — это Tager.
Происхождение «Партнера» очевидно даже при наблюдении со спутника. Это русифицированная вариация SsangYong Musso с мерседесовской бензиновой «четверкой» объемом 2,3 литра (150 л.с.) и 3,2-литровым рядным шестицилиндровым мотором (220 л.с.). Последний работал в паре с автоматической коробкой передач.
Road Partner, как и корейский прообраз, построен на рамном шасси с балкой заднего моста. Передняя ось подключается жестко без межосевого дифференциала.
К 2009 году подоспел пикап Road Partner грузоподъемностью 400 кг. Двухместная кабина недвусмысленно намекала на утилитарную суть автомобиля. Модификация комплектовалась 2,6-литровым турбодизелем мощностью 100 л.с. и пятиступенчатой «механикой».
Черкесский Derways Cowboy имел шансы стать сравнительно популярным работягой-осликом и в первую очередь служить верой-правдой северокавказскому региону. Тем не менее, его карьера оказалась скоротечной, словно падение кометы.
«Ковбой» базировался на рамном шасси румынского ARO 244 с передней независимой подвеской, балкой заднего моста на рессорах и с блокировкой дифференциала, а также полным приводом part-time. Своеобразный экстерьер а-ля «прадед Tesla Cybertruck» или «гелик на минималках» (кому как больше нравится) разработан тольяттинской компанией «Автоконд». Предполагалось масштабное заимствование серийных компонентов. Так, например, головная оптика и дверные ручки — от ВАЗ-2110. Задними фонарями поделилась бортовая «ГАЗель». Двигатели — 2,0-литровый турбодизель Peugeot (90 л.с.) и бензиновый ЗМЗ-409 объемом 2,7 литра (128 л.с.).
Мелкосерийная сборка стартовала в начале 2004 года, а в 2006-м на проекте пришлось поставить крест. ARO обанкротилась, и отечественный бренд больше не мог получать шасси. Ежегодно планировали изготавливать пять тысяч «Ковбоев», а в результате из-за обстоятельств непреодолимой силы собрали около четырехсот штук.
В 1990 году ленинградская лаборатория НАМИ приказала долго жить, и на её основе была создана студия «Автостиль» под началом Дмитрия Парфенова, одного из создателей самодельного спорткара «Лаура». Десять лет спустя она представила внедорожник «Канонир» с прицелом на производство и даже вытеснение с российского рынка некоторой иностранной продукции.
Полноприводная модификация создана на агрегатах УАЗ-3151. Расстояние между осями относительно донора увеличено до 2815 мм. Версию с задними ведущими колесами спроектировали из... «Соболя». При этом пойди догадайся, откуда растут корни «Канонира»! Происхождение мастерски скрывает пластиковый кузов с дверными ручками от ГАЗ-2410 «Волга».
Трехдверный пятиместный универсал и пикап с однорядной кабиной выпускали в Анжеро-Судженске (Кемеровская область). В качестве площадки также рассматривался Кировский завод в Санкт-Петербурге. Увы, проект закрыли в 2003 году. Количество построенных экземпляров варьируется в зависимости от источника от десяти до нескольких десятков.
Пока Парфенов и его коллеги проектировали «Канонир», в мастерской Геннадия Хаинова, соавтора «Лауры» кипела работа над экстравагантным УАЗ-3182 «Астеро». К ульяновской марке он имел самое непосредственное отношение, поскольку рожден из модели 31514. Одобрение типа транспортного средства получено через военное ведомство, отсюда и заводской индекс. Премьера состоялась на Московском мотор-шоу в 1997 году.
«Астеро» сочетает хардкорное внедорожное шасси с передней пружинной и задней рессорной подвеской, пространственной силовой структурой, которая имела шесть точек крепления к раме, и стеклопластиковыми кузовными панелями. Кроме 2,9-литрового двигателя УМЗ-421 (100 л.с.) ставилась грузовая V-образная «восьмерка» ЗМЗ-511 объемом 4,25 литра (147 л.с.). Позже появился ЗМЗ-406 «два и три» (135 л.с.).
Нетипичный УАЗ собирали на петербургском 57-м экспериментальном заводе и в Бурятии на «АГ Автоком». Поговаривают, что в общей сложности сделали около тридцати «Астеро». Кстати, один сгорел на МКАД в 2005 году.
Эстетика лихого хаиновского Jump! явно отличается от «Астеро» в лучшую сторону. Кроме того, машина получилась одновременно фановой и универсальной. Со снятыми дверьми и крышей она уподобляется багги с ультимативной проходимостью.
В основу легли уазовские компоненты, хотя без приятных исключений не обошлось. По некоторым данным, показанному на столичном автосалоне в 1999 году первому экземпляру сделали сказочный подгон — вооружили его чайковской «восьмеркой».
В нашем обзоре Jump! — один из самых малочисленных. Выпущено всего-навсего шесть штук: три синих, красный, желтый и зеленый.
Кастомный Suzuki Samurai? Какой-нибудь неизвестный индийский вездеход? А вот и нет! Чудо размером с городской супермини не имеет отношения к иностранным брендам. Знакомьтесь, Апал-21541 «Сталкер» от компании ВИС-Авто.
Ассоциации с маленькими внедорожниками Suzuki понятны, но не вполне уместны. Японская легенда хранит верность раме, зависимой подвеске и подключаемому полному приводу типа part-time. «Сталкер» совсем другой. Он предпочитает начинку классической «Нивы». Передняя подвеска независимая, что отчетливо видно на фотографиях. До боли знакомый 1,7-литровый двигатель распределяет тягу на все четыре колеса через систему с межосевым дифференциалом. Машина крошечная, да еще и с пластиковым кузовом поверх пространственной силовой структуры, поэтому снаряженная масса — всего 950 килограмм.
Первоначально хотели выпустить 150 штук, но, судя по всему, эти цели выполнить не удалось. Осенью 2020 года сообщалось, что сборка на мощностях ВИС-Авто в Тольятти прекращена после изготовления 24 «Сталкеров».