Читальный зал5 мин.

Могли, но не сумели: Volvo C30

Стильный и бодрый ретро-хэтчбек, который первым попал под каток нашествия кроссоверов

© volvo

Мы продолжаем вспоминать замечательных неудачников прошлых лет в рубрике «Могли, но не сумели». Сегодня наш курс лежит в Швецию — на родину одного из самых необычных и симпатичных премиальных хэтчбеков нулевых. Почему автомобиль, сбивавший с ног дизайном в год дебюта, так и не стал бестселлером? Сейчас разберемся.

Кто такой?

Формально трехдверный хэтчбек, а по сути, чуть ли не духовный наследник спортивного универсала Volvo P1800 ES начала семидесятых, Volvo C30 дебютировал в 2006-м. И пусть в нем много общего с седаном V40 и универсалом V50, хэтч воспринимался экзотической самостоятельной моделью.

На стенде Парижского автосалона яркий и необычный хэтчбек выглядел серьезным игроком премиального гольф-класса. У него было всё для успеха, но судьба «тридцатки» сложилась очень непросто.

Чем хорош?

Прежде всего, надо помнить, что C30 создавался еще в то время, когда хозяева Volvo cars рулили компанией еще не из Ханчжоу, но уже не из Гётеборга. В нулевых шведский бренд входил в обойму премиальных марок Ford Motor Company. Помимо прочего это было чревато широкой унификацией модельных линеек.

«Тридцатка»  построена на фордовской платформе C-1. Что само по себе вовсе даже неплохо. Родной брат шведского хэтча — Ford Focus второго поколения считался одним из лучших в гольф-классе середины нулевых. На тележке С-1 выросли такие яркие машины как Mazda3 и даже Mazda CX-7. Всех их объединяла достойная надежность и очень живое драйверское шасси. При том, что внешнее сходство между одноплатформенниками разных брендов отсутствует.

Как выглядел?

Сенсационный дизайн — вообще главный козырь С30. Достаточно спокойный фронт в фирменном стиле сверстников из старших модельных линеек Volvo и дикое пиршество стиля в задней части кузова. Массивные, будто бережно обхватывающие корму, фонари, резко заваленная задняя стойка крыши и небольшое подъемное окошко вместо полноценной третьей двери. Брависсимо!

Готовы выдержать град дротиков гнева от фанатов Alfa Romeo, но на наш взгляд именно С30 — самый импозантный и стильный хэтч первого десятилетия нового века. Прости 147-я…

Что о нем говорили?

«Вполне возможно, это самый красивый автомобиль из Гётеборга начиная с… начала времен!  Благодаря программе Custom Build, позволяющей покупателям подбирать цветовые схемы и опции, он понравится любому типу хипстеров. Его турбированная «пятерка» едет неплохо, но подвеске не хватает плотности. Volvo C30 — это скорее стиль, чем спорт.»

Car and Driver

«Он мне нравится. Нравится его крошечность. То как он выглядит. Вообще есть что-то восхитительно глупое в покупке трехдверного шведского автомобиля, сделанного в Бельгии. Итак, действительно ли так хорош Volvo C30? Нет. Я бы задумался о покупке? Определенно да.»

Джереми Кларксон

«Если нужен автомобиль гольф-класса, необязательно покупать Golf. Наш фотограф теперь ездит на C30. Потому что с водителями VW редко заигрывают на светофоре. На Volvo же можно произвести большое впечатление за небольшие деньги. Настоящее украшение компактного класса!»

AutoBild

«Успехи шведов в дизайне очевидны. В добротном шасси доминирует безопасность, его сочетание с возможностями двигателя, пожалуй, оптимально.»

За Рулем

Самая главная фишка

Ярчайшая внешность, как мы уже отметили, — главный талант младшенького Volvo. Но отметим и стильный внутренний мир. Особенно знаменитую парящую консоль.

Вообще-то она появилась чуть раньше на седане S40 второго поколения, с которым C30 состоит в одном семействе. Но скучноватый «сорокет» не оставил о себе ярких воспоминаний. Парящая консоль, пожалуй, даже диссонировала с его более «взрослым» профилем. В интерьере же С30 тоненькая полоска центральной консоли, за которую можно было положить мобильник или очки, напротив, смотрелась предельно гармонично.

Сколько он стоил?

В целом адекватно. Разыгрывая премиальную карту, Volvo, конечно, сместила прайс-лист ближе к территории немецкого премиума, но не вторглась на нее. Скажем так — С30 был настолько же дороже демократичных одноклассников, вроде «Гольфа» и «Фокуса», настолько дешевле Audi А3 и баварской «копейки». Да, опции и доплата за более мощные моторы была немаленькой, но для премиума это обычное дело.

Без внешней отделки исполнения R Design хэтчбек выглядел довольно скромно

На российском рынке достаточно выгодную базовую цену младшего Volvo портили обязательные пакеты оборудования, которые официальные дилеры Volvo навязывали покупателю. В итоге интересный в зародыше прайс С30 очень быстро раздувался до безобразных размеров.

В целом, тем не менее, переоцененной в валюте Volvo С30 не назовешь.

Почему не получилось?

Конечно, С30 не был идеальным. Как и любой другой автомобиль. Считать по мелочам — так не хватит и пальцев руки. Отсутствие вариантов выбора кузова — пятидверка не помешала бы — это раз. Еще дорогие опции, отделочные материалы, не вытягивающие реальный премиум-уровень, не самый удачный рестайлинг, подпортивший внешность модели. Плюс, конечно, фамильные «фордовские» болячки вроде ужасного робота PowerShift.

Всё же главная причина слабых — не катастрофических, а именно что ниже ожидаемых — продаж Volvo C30 это внешний фактор. Начиная со второй половины нулевых все легковые автомобили попали под каток кроссоверов и SUV, а дорогие премиальные хэтчбеки оказались под колесами в первую очередь.

Ретрофутуризм вдруг перестал заходить, зато в полный рост поднялись легковые кроссоверы. Кто бы мог подумать что уже к 2010-му незатейливый Nissan Qashqai в глазах массового потребителя будет выглядеть более желанной и трендовой покупкой, чем стилизованный под классику шведский хэтчбек. Поэтому в 2013-м шведского стилягу списали на берег, не потрудившись даже подумать над вторым поколением модели.

Часто можно услышать фразу, мол, машина появилась на рынке раньше своего времени. С Volvo C30 получилось наоборот. Дебютируй модель на четыре-пять лет раньше, и рубрика «Могли, но не сумели» счастливо бы обошлась без ретро-хэтчбека из Гётеборга.

Станет ли классикой?

Нам кажется да. Конечно, о статусе Ferrari 250 GTO или даже родственного Volvo P1800 ES, «тридцатке» не стоит и мечтать. Тем не менее, яркий и самобытный хэтчбек со временем займет почетное место в гаражах поклонников янгтаймеров.

Впрочем, до этого еще далеко. На рынке автомобилей с пробегом достаточно предложений по Volvo C30, из которых вполне можно подобрать необычный, яркий и вполне надежный хэтч на каждый день. Жизнь слишком коротка, чтобы ездить на скучных автомобилях.

Главное — держаться подальше от машин с «Пауэршифтом». /m

P.S. Этот материал вышел в цикле «Могли, но не сумели», посвященном автомобилям, которые провалились на рынке или не смогли закрепить первоначальный успех. И пусть они не стали бестселлерами или не получили продолжения, зато без сомнений достойны рассказа. Ведь выдающиеся истории провала часто бывают написаны самыми необычными, новаторскими и смелыми идеями.

Источник фото:Volvo Cars
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget