Могли, но не сумели: Volvo C30
Кто такой?
Формально трехдверный хэтчбек, а по сути, чуть ли не духовный наследник спортивного универсала Volvo P1800 ES начала семидесятых, Volvo C30 дебютировал в 2006-м. И пусть в нем много общего с седаном V40 и универсалом V50, хэтч воспринимался экзотической самостоятельной моделью.
На стенде Парижского автосалона яркий и необычный хэтчбек выглядел серьезным игроком премиального гольф-класса. У него было всё для успеха, но судьба «тридцатки» сложилась очень непросто.
Чем хорош?
Прежде всего, надо помнить, что C30 создавался еще в то время, когда хозяева Volvo cars рулили компанией еще не из Ханчжоу, но уже не из Гётеборга. В нулевых шведский бренд входил в обойму премиальных марок Ford Motor Company. Помимо прочего это было чревато широкой унификацией модельных линеек.
«Тридцатка» построена на фордовской платформе C-1. Что само по себе вовсе даже неплохо. Родной брат шведского хэтча — Ford Focus второго поколения считался одним из лучших в гольф-классе середины нулевых. На тележке С-1 выросли такие яркие машины как Mazda3 и даже Mazda CX-7. Всех их объединяла достойная надежность и очень живое драйверское шасси. При том, что внешнее сходство между одноплатформенниками разных брендов отсутствует.
Как выглядел?
Сенсационный дизайн — вообще главный козырь С30. Достаточно спокойный фронт в фирменном стиле сверстников из старших модельных линеек Volvo и дикое пиршество стиля в задней части кузова. Массивные, будто бережно обхватывающие корму, фонари, резко заваленная задняя стойка крыши и небольшое подъемное окошко вместо полноценной третьей двери. Брависсимо!
Готовы выдержать град дротиков гнева от фанатов Alfa Romeo, но на наш взгляд именно С30 — самый импозантный и стильный хэтч первого десятилетия нового века. Прости 147-я…
Что о нем говорили?
«Вполне возможно, это самый красивый автомобиль из Гётеборга начиная с… начала времен! Благодаря программе Custom Build, позволяющей покупателям подбирать цветовые схемы и опции, он понравится любому типу хипстеров. Его турбированная «пятерка» едет неплохо, но подвеске не хватает плотности. Volvo C30 — это скорее стиль, чем спорт.»
Car and Driver
«Он мне нравится. Нравится его крошечность. То как он выглядит. Вообще есть что-то восхитительно глупое в покупке трехдверного шведского автомобиля, сделанного в Бельгии. Итак, действительно ли так хорош Volvo C30? Нет. Я бы задумался о покупке? Определенно да.»
Джереми Кларксон
«Если нужен автомобиль гольф-класса, необязательно покупать Golf. Наш фотограф теперь ездит на C30. Потому что с водителями VW редко заигрывают на светофоре. На Volvo же можно произвести большое впечатление за небольшие деньги. Настоящее украшение компактного класса!»
AutoBild
«Успехи шведов в дизайне очевидны. В добротном шасси доминирует безопасность, его сочетание с возможностями двигателя, пожалуй, оптимально.»
За Рулем
Самая главная фишка
Ярчайшая внешность, как мы уже отметили, — главный талант младшенького Volvo. Но отметим и стильный внутренний мир. Особенно знаменитую парящую консоль.
Вообще-то она появилась чуть раньше на седане S40 второго поколения, с которым C30 состоит в одном семействе. Но скучноватый «сорокет» не оставил о себе ярких воспоминаний. Парящая консоль, пожалуй, даже диссонировала с его более «взрослым» профилем. В интерьере же С30 тоненькая полоска центральной консоли, за которую можно было положить мобильник или очки, напротив, смотрелась предельно гармонично.
Сколько он стоил?
В целом адекватно. Разыгрывая премиальную карту, Volvo, конечно, сместила прайс-лист ближе к территории немецкого премиума, но не вторглась на нее. Скажем так — С30 был настолько же дороже демократичных одноклассников, вроде «Гольфа» и «Фокуса», настолько дешевле Audi А3 и баварской «копейки». Да, опции и доплата за более мощные моторы была немаленькой, но для премиума это обычное дело.
На российском рынке достаточно выгодную базовую цену младшего Volvo портили обязательные пакеты оборудования, которые официальные дилеры Volvo навязывали покупателю. В итоге интересный в зародыше прайс С30 очень быстро раздувался до безобразных размеров.
В целом, тем не менее, переоцененной в валюте Volvo С30 не назовешь.
Почему не получилось?
Конечно, С30 не был идеальным. Как и любой другой автомобиль. Считать по мелочам — так не хватит и пальцев руки. Отсутствие вариантов выбора кузова — пятидверка не помешала бы — это раз. Еще дорогие опции, отделочные материалы, не вытягивающие реальный премиум-уровень, не самый удачный рестайлинг, подпортивший внешность модели. Плюс, конечно, фамильные «фордовские» болячки вроде ужасного робота PowerShift.
Всё же главная причина слабых — не катастрофических, а именно что ниже ожидаемых — продаж Volvo C30 это внешний фактор. Начиная со второй половины нулевых все легковые автомобили попали под каток кроссоверов и SUV, а дорогие премиальные хэтчбеки оказались под колесами в первую очередь.
Ретрофутуризм вдруг перестал заходить, зато в полный рост поднялись легковые кроссоверы. Кто бы мог подумать что уже к 2010-му незатейливый Nissan Qashqai в глазах массового потребителя будет выглядеть более желанной и трендовой покупкой, чем стилизованный под классику шведский хэтчбек. Поэтому в 2013-м шведского стилягу списали на берег, не потрудившись даже подумать над вторым поколением модели.
Часто можно услышать фразу, мол, машина появилась на рынке раньше своего времени. С Volvo C30 получилось наоборот. Дебютируй модель на четыре-пять лет раньше, и рубрика «Могли, но не сумели» счастливо бы обошлась без ретро-хэтчбека из Гётеборга.
Станет ли классикой?
Нам кажется да. Конечно, о статусе Ferrari 250 GTO или даже родственного Volvo P1800 ES, «тридцатке» не стоит и мечтать. Тем не менее, яркий и самобытный хэтчбек со временем займет почетное место в гаражах поклонников янгтаймеров.
Впрочем, до этого еще далеко. На рынке автомобилей с пробегом достаточно предложений по Volvo C30, из которых вполне можно подобрать необычный, яркий и вполне надежный хэтч на каждый день. Жизнь слишком коротка, чтобы ездить на скучных автомобилях.
Главное — держаться подальше от машин с «Пауэршифтом». /m
P.S. Этот материал вышел в цикле «Могли, но не сумели», посвященном автомобилям, которые провалились на рынке или не смогли закрепить первоначальный успех. И пусть они не стали бестселлерами или не получили продолжения, зато без сомнений достойны рассказа. Ведь выдающиеся истории провала часто бывают написаны самыми необычными, новаторскими и смелыми идеями.