Новая Lada Vesta: первая встреча с автомобилем, который мы ждали год
Изначально новая Веста должна была выйти год назад: по сути, глубокая модернизация модели. Но буквально через пару дней после презентации первых автомобилей ситуация в мире поменялась таким образом, что все планы полетели в тартарары. Сейчас АвтоВАЗ называет Lada Vesta новым поколением: учитывая, что модель в кратчайшие сроки пришлось разрабатывать практически с нуля, это утверждение вполне справедливо.
Заводу пришлось переносить производство из Ижевска в Тольятти, а также заново искать поставщиков для большей части используемых в автомобилях деталей: от кнопок в салоне до электронных компонентов и элементов подвески.
Новая Lada Vesta
© Lada
Предыдущая Lada Vesta
© Lada
Некоторые проблемы, правда, пока так и не решены, но в компании работают над этим и в ближайшем будущем обещают всё устранить. Например, для Весты пока не готовы блоки датчика дождя и света (нужно найти что-то вместо прежних французских Valeo), из-за этого же на тестовых машинах не включался круиз-контроль, а на заводе из-за поиска необходимых поставщиков не могут обеспечить полную гамму окраски кузовов — на старте продаж будет доступно только два цвета, но до конца года палитра должна расшириться до пяти.
Новая Lada Vesta
© Lada
Предыдущая Lada Vesta
© Lada
В общей сложности у Весты появилось более 650 новых деталей, а 80 процентов всех изменений сосредоточены в интерьере. Внешность тоже поменялась, но не так сильно: модель получила новые фары и фонари (всё на светодиодах, кроме лампочек поворотников сзади), другую решетку радиатора и бамперы, а с крышки багажника убрали пластиковую накладку над номерным знаком.
Веста никогда и не была уродом, но сейчас стало только лучше — седан и универсал выглядят современнее. Вживую смотрится здорово.
За счёт новых бамперов габаритная длина седана и универсала Lada Vesta увеличилась на 30 миллиметров, а «внедорожной» модификации Cross — на 21 миллиметр. Интерьер по своим размерам такой же: разницу в плюс пять-восемь миллиметров в плечах пассажиров можно не учитывать.
Вообще, интерьер — это самое интересное в новой Весте. Во-первых, изменились материалы отделки: вся передняя панель теперь отделана приятным на ощупь мягким пластиком и цветными вставками, а дверные карты — кожзамом с настоящей ровной прострочкой.
На внутренней стороне дверных ручек стали использовать «софт-тач» пластик, а в списке опций появилась двухцветная отделка салона в черно-бежевой гамме и отделка с использованием искусственного нубука. Двухцветное оформление не выглядит вычурно, а тактильно всё сделано приятно.
На тестовых автомобилях (фактически первых товарных образцах, выпущенных после «перезапуска» всего) проблем со сборкой и качеством интерьера нет: всё, до чего дотягиваются руки, и то, чего постоянно касаешься, собрано хорошо, без серьёзных зазоров и заусенцев. Единственные претензии — это чуть люфтящие крутилки кондиционера и дребезжащая на кочках полка багажника на одном из универсалов.
Одно из главных новшеств —10,25-дюймовая полностью электронная приборная панель, на которую можно вывести карты со встроенной в мультимедийку навигации Яндекса! Такого не предлагает ни один из производителей, который сейчас представлен на российском рынке — не важно, официально или «в серую».
Есть несколько вариантов отображения информации на приборке: можно вывести традиционные круглые шкалы и данные борткомпьютера между ними или карту навигации, а можно развернуть её на весь экран, оставив только скорость и обороты двигателя или же добавить побольше информации, включая расход топлива и пробег за день.
Функциональность борткомпьютера очень широкая (есть даже остаток топлива в баке и напряжение бортовой сети) и всем можно управлять с руля. Дизайн приборов перерисовывается не мгновенно, но достаточно быстро и плавно для того, чтобы пользоваться всеми функциями без раздражения.
Вертикальный планшет мультимедийного комплекса — 10,4-дюймовый (1280х960 пикселей), построенный на базе IPS-матрицы. Для него разработан новый пользовательский интерфейс, включая дизайн и виджеты, а основной фишкой стала, конечно, глубокая интеграция со всеми сервисами Яндекса.
Это и навигация, и музыка, и аудиокниги, и голосовой помощник Алиса, с помощью которого можно набрать телефонный номер, установить конечную точку навигации, управлять аудиосистемой, оплатить бензин через Яндекс.Заправки и так далее.
В мультимедийке есть встроенный браузер (интернет можно раздавать со своего телефона или через подключенный USB-модем), через который можно даже смотреть ролики на YouTube. Подготовлена и архитектура для будущих электронных водительских ассистентов. Комплекс будет обновляться «по воздуху»: один из ближайших апдейтов, запланированных на ближайший месяц-два, — это добавление доступа из автомобилей к нейросети YandexGPT.
Маршруты встроенной навигации строятся с учетом пробок, карты зумятся почти с такой же скоростью, как на смартфоне, переход из одного пункта в меню в другой происходит быстро, графика и разрешение отличные, а каких-либо серьезных лагов или багов не замечено.
В целом, появление действительно удобной электронной приборной панели и такого мультимедийного комплекса — настоящий прорыв для АвтоВАЗа. Единственное «но» заключается в том, что попробовать всё это смогут только те, кто купят автомобили в топовой комплектации Techno.
Что касается технической начинки, то глобально ничего не изменилось — стали другими лишь поставщики компонентов. Скажем, электронные блоки управления мотором, пружины подвески и некоторые другие элементы подвески теперь российские, тормоза и ABS — китайские, а многие другие детали, как говорят в АвтоВАЗе, отныне поставляются из «дружественных стран».
Моторов по-прежнему два: 1,6-литровый восьмиклапанник мощностью 90 сил и 106-сильный 16-клапанный агрегат того же объема. Оба пока что работают только с пятиступенчатой механической коробкой передач. Альтернативой ей станет вариатор, который появится в первом квартале следующего года вместе с 1,8-литровым двигателем. В компании говорят, что он был слегка модернизирован (удалось победить масложор), но все основные характеристики остались прежними — 122 силы и 170 Нм крутящего момента.
Также запланирован выпуск Весты на газе и спортивной модификации. Последнюю обещают представить до конца текущего года.
Ездовые характеристики новой Весты не изменились: и седан, и универсал радуют чёткими реакциями и стабильностью в поворотах, шасси собранное и цепкое, а подвеска автомобилей по-прежнему бронебойна — она отлично переваривает все кочки, ямы, заплатки и прочие дорожные недоразумения российских дорог. На очень крупных и острых дефектах полотна кузов хоть и вздрагивает, но до пробоев и жёстких ударов, от которых может отвалиться позвоночник, дело не доходит.
Всё это справедливо и для «вседорожной» версии, несмотря на «довесок» в виде красивых 17-дюймовых колёс вместо обычных «шестнадцатых». А Lada Vesta SW Cross так и осталась самой интересной модификацией семейства как по дизайну, так и по ездовым характеристикам, удобству пассажирской части салона и багажника. Жаль лишь, что на заводе не улучшили шумоизоляцию: внутри всё так же отчётливо слышны ветер и шины.
Динамики 106-сильных Вест (90-сильных автомобилей на тесте не было) достаточно для города, но на скоростных магистралях мощности уже не хватает: чтобы никому не мешать, мотор приходится раскручивать и при любом ускорении переключаться «пониже», иначе грусть и тоска.
«Кроссовые» универсалы самые медленные: восьмиклапанная Vesta SW, согласно официальным данным, набирает «сотню» аж за 14 секунд. Такой вариант исключительно для тех, кто давно понял жизнь, прочувствовал дзэн и никуда не торопится.
Теперь про самое главное — цены. Седан в базовой версии Comfort с восьмиклапанным мотором стоит 1 239 000 рублей. В оснащение входят фронтальные подушки безопасности, ABS, светодиодные фары, кондиционер, электростеклоподъёмники, электропривод зеркал, подогрев передних сидений. Доплата за кузов универсал составляет 90 тысяч рублей, а за SW Cross придётся докинуть сверху ещё 182 тысячи.
106-сильный седан обойдется минимум в 1 338 900 рублей, а его Cross-версия, но с чуть более богатым оснащением — в 1 542 900 рублей. Топовая модификация Techno с электронной приборкой, большим планшетом мультимедийки, обогревом руля и лобового стекла, камерой заднего вида, боковыми подушками безопасности и окрашенной в чёрный цвет крышей стоит 1 569 900 рублей.
Цены по сравнению со стоимостью Весты двухлетней давности кажутся космическими, но в современных реалиях они вдруг оказываются весьма неплохим предложением. Среди «официальных» конкурентов у Весты остались только китайцы.
Для сравнения, собираемый в Калининграде китайский седан Kaiyi E5 стоит минимум 1 959 000 рублей, но такой автомобиль в базе уже оснащен 147-сильным мотором с вариатором, круговым видеообзором с парктрониками, ESP, бесключевым доступом, беспроводной зарядкой, мультимедийной системой с поддержкой Apple CarPlay (а значит и отображением тех же сервисов Яндекса) и даже люком в крыше.
Ещё один китайский седан, который выпускают на «Автоторе», — BAIC U5 Plus. Он немного попроще Kaiyi и уступает в оснащении Весте: модель «в базе» оснащается 1,5-литровым «атмосферником» мощностью 113 лошадиных сил (доступны механика или вариатор), галогеновыми фарами, цифровой приборкой, аудиосистемой с двумя динамиками, помощником при трогании в гору, камерой заднего вида, обогревом и электроприводом зеркал. Цены на такую машину начинаются от 1 699 900 и доходят до 1 889 900 рублей.
«Китайцы» в топовых версиях оснащены богаче Весты и, соответственно, стоят существенно дороже, но хуже подготовлены к российским условиям: например, у них нет подогревов руля и лобового стекла.
А автомобилей, которые могли бы конкурировать с Vesta SW Cross, нет вообще ни у кого. А АвтоВАЗ в числе соперников «вседорожному» универсалу смело называет начальные версии Geely Coolray, Haval Jolion и Chery Tiggo 4 Pro. Lada выигрывает у них в величине дорожного просвета, объеме багажника и цене — разница при схожем оснащением достигает минимум полумиллиона рублей.
С Вестами мы попозже ещё познакомимся подробнее, но первое впечатление положительное. Главная российская новинка смогла удивить, особенно учитывая, что ее собрали практически с нуля всего за год. /m
Детальные характеристики Lada Vesta
Седан 1.6, 16 кл. | Универсал SW Cross 1.6, 8 кл. | |
---|---|---|
Тип двигателя | бензиновый L4 | бензиновый L4 |
Рабочий объем, см³ | 1596 | 1596 |
Макс. мощность, л.с. /об/мин | 106/5800 | 90/5000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 148/4200 | 143/3800 |
Тип привода | передний | передний |
Коробка передач | механическая | механическая |
Передняя подвеска | независимая, пружинная | независимая, пружинная |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4440х1764х1496 | 4445х1785х1522 |
Колесная база, мм | 2635 | 2635 |
Снаряженная масса, кг | 1220 | 1275 |
Дорожный просвет, мм | 178 | 203 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 11,3 | 14 |
Макс. скорость, км/ч | 182 | 166 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 7,3 | 7,3 |
Объем топливного бака, л | 55 | 55 |
Цена, руб. | от 1 239 900 | от 1 511 900 |