Дай мне огня
Все, докатились. Попадая в очередную заграничную командировку, я уже начинаю заглядываться на банальные хот-хэтчи. «Парни, это же Focus ST поехал! А вон Astra OPC! Ух ты, Megane RS!»… А все потому, что я успел от них отвыкнуть: нет больше в России таких машин. Еще пару лет назад были, а теперь – кардан вам с маслом. Даже Golf GTI – и тот закончился. Пока держится разве что Octavia RS, но такими темпами за нее скоро начнут брать налог на роскошь: цена уехала уже за 2,3 миллиона рублей! В общем, в мире людей, которые хотят ярко выглядеть и бодро ездить, но живут на одну зарплату, разворачивается сущая катастрофа.
К счастью, щедрый Восток шлет голодающим петролхэдам гуманитарную помощь в виде GT-моделей Kia. Турбомотор мощностью 204 лошадиные силы, спортивный антураж, меньше восьми секунд до сотни, гуманный ценник в 1,3-1,4 миллиона рублей и целых два форм-фактора – стройный сee’d и коробчатый Soul. Конечно, на полноценную конкуренцию с большими парнями они не претендуют: первым корейцем, который всерьез пытается что-то предложить гурманам трек-дней, стал новейший Hyundai i30 N – и то его амбиции еще надо проверить на практике.
А парочка подогретых Kia – это что-то вроде тушенки «Великая стена» из девяностых. Пусть и не деликатес, но лучше, чем ничего. Вы только задумайтесь: по сравнению с докризисными временами та же Octavia RS подорожала на миллион, а сee’d GT – всего на треть этой суммы. Чудо! По крайней мере, так кажется в первом приближении. А чтобы разобраться, съедобна ли эта «тушенка» на самом деле, я решил провести месяц с Soul GT: он и свежее, чем «Сид», и потенциально многограннее. А оттого интереснее.
Мне нравится эта внешность, изрядно отдающая JDM-«тостерами»: Soul вполне может сойти за своего в тусовке Toyota bB и им подобных. Нравится двухцветный окрас и дизайнерские приколы вроде «рюкзачка» на пятой двери – машина достаточно игрива, чтобы с ней хотелось общаться свободно и неформально. Нравится, что при этом она обходится без игрушечного легкомыслия тех же MINI – хотя я не могу отделаться от мысли, что спереди Soul напоминает Роберта Дауни-младшего из известного мема. «Твое лицо, когда ты родился в стране с безупречными дорогами, а живешь в России».
И ведь неспроста все это! Soul GT действительно страдает острой непереносимостью неровностей, причем острой – буквально. Термические швы эстакад, лежачие полицейские-атлеты (в смысле, стройные, но рельефные), торчащие канализационные люки – все это заставляет подвеску громко кричать от неожиданности и обиды. А вместе с ней кричат и обитатели салона – по крайней мере, те из них, кто не получает удовольствие, когда его больно бьют по заднице.
Казалось бы, все справедливо: хочешь ездить на хот-хэтче – не забывай страдать. Но первая проблема «Соула» в том, что он не только жесткий, но и нежный: подвеске не хватает энергоемкости, и даже если не жалеть самого себя, за машину из-за этих тычков и стуков все равно переживаешь. И сбавляешь ход.
А вторая проблема Soul GT в том, что это вообще не хот-хэтч.
«Ну правильно, – ответят мне маркетологи Kia. – Ведь это – заряженный кроссовер». Хорошая шутка! Какой, спрашивается, кроссовер, если привод здесь только передний, а клиренс – как у «копейки» BMW? Простите, я вопиюще неточен: конечно же, у Kia целых 143 миллиметра, а у BMW всего 140. Если не нравится сравнение с BMW, то давайте посмотрим на сee’d GT – там столько же. В общем, даже несмотря на высокий кузов, несколько смещающий центр масс, Soul GT – это именно хэтчбек. А посему, я считаю себя вправе требовать от него манер, соответствующих шильдику и мощности. Но их нет.
Он вполне нормально поворачивает. Надежно, понятно, с небольшими кренами, а в спортивном режиме управляющей электроники – еще и с довольно густым усилием на руле. Но все происходит настолько пресно, скучно и без искры в галогенных глазах, что атаковать петли городских эстакад и развязок даже не хочется: удовольствия в этом гораздо меньше, чем страха ходом налететь на какой-нибудь очередной стык. Если обычный Soul многие считают бюджетной альтернативой MINI Countryman, то версии GT по логике должно противостоять исполнение JCW. Вот только у «Кантримена» шасси хоть и жесткое, но азартное, а у «Соула» – просто жесткое и все.
Окей! Допустим, у вас есть пара бесчувственных бронеягодиц и нет потребности визжать шинами в поворотах. Пусть все, что вам нужно от этой машины – много мощности за мало денег, чтобы задорно пулять со светофоров. Аргумент же! Но тандем 1,6-литрового турбомотора и семиступенчатого «робота» с двумя сцеплениями тоже настроен без огонька. Разгоняется-то Soul GT споро, вполне на заявленные 7,8 секунды до сотни – но не ждите от него ни голоса, ни подхватов, ни тем более провокаций в духе: «А давай заедем вон с той Subaru? Черт с ним, что проиграем, но повеселимся славно, э-ге-гей!». Нет этого. Зато есть периодические рывки со стороны трансмиссии, из-за которых желания почем зря топтать газ становится еще меньше.
Я хорошо помню, как едет сee’d GT – тоже серенько и далеко от стандартов хотя бы Golf GTI, не говоря уж о ребятах посерьезнее. Но баланс шасси там лучше, а недобор адреналина и рафинированности повадок компенсируется не только ценником, но и антуражем: разлапистые кресла с надписью Recaro (у нас тут все серьезно!), цифровой приборный щиток с графикой из Need for Speed Underground – да и внешне агрессии побольше. Что у «Соула»? Красные полоски, двустволка выхлопа и 18-дюймовые диски снаружи, красная прострочка внутри, слегка усеченный руль… Вот список и закончился, не успев начаться. А в потоке GT-версию от обычной вы наверняка не отличите вовсе.
Никто не любит грустные финалы, поэтому заканчивать всегда хочется на позитивной ноте – но сделать это, признаюсь, непросто. Плавность хода, управляемость, динамика и общий имидж Soul GT никак не хотят гармонировать друг с другом, а в итоге от меня ускользает сам смысл его существования. Да, это одно из самых быстрых предложений на рынке за свои деньги, но простой «Октавии» со 180-сильным мотором 1.8 (и даже без любимого в народе «чипа») версия GT не может противопоставить ничего, кроме яркого стиля.
Но ведь именно за стиль «Соул» во многом и берут – не заряженный, а вообще! Причем берут охотно: например, за первую половину 2017 года продано четыре тысячи машин. Это чуть хуже, чем Optima, но лучше, чем у двух поколений Sorento вместе взятых.
И я тут подумал: а если мощный мотор и жесткая подвеска «Соулу» не идут, то не попробовать ли что-нибудь попроще? Поэтому половину оставшегося срока я проведу в компании самой ходовой версии – со 132-сильным атмосферником того же 1,6-литрового объема и обычным шестиступенчатым «автоматом». А там разберемся и с ценами, и с конкурентами, и со стоимостью владения. /m
Подробные характеристики KIA Soul
GT | |
---|---|
Тип двигателя | Бензиновый, R4 |
Рабочий объем | 1591 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 204/6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 265/1500-4500 |
Тип привода | передний |
Трансмиссия | 7АКПП |
Передняя подвеска | Пружинная, MacPherson |
Задняя подвеска | Полузависимая, пружинная, с торсионной балкой |
Тормоза | Дисковые, вентилируемые |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4140×1800×1616 |
Колесная база, мм | 2570 |
Масса, кг | 1289 |
Разгон 0-100 км/ч, с. | 7,8 |
Макс. скорость, км/ч | 200 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 6,9 |