Четвертый рейх
Чемпионат DTM решил покорить мир, начав с РоссииDeutsche Tourenwagen Masters начинает глобальную экспансию. Некогда "простой немецкий" чемпионат через несколько лет грозит превратиться в главную кузовную серию планеты. Захват начнется в ближайшие выходные с России. "Мотор" рассказывает о планах DTM и объясняет, почему капитуляция неизбежна.
[center]– Мобилизация –
2012 год[/center]
Сейчас в это практически невозможно поверить: семь лет назад DTM стояла на пороге очередного краха. Чемпионат покинула одна из трех участвовавших в нем марок – Opel, – и та же недобрая мысль начала посещать членов совета директоров Audi. С одной лишь Mercedes-Benz проводить первенство – даже просто "немецкое" – было невозможно.
Audi в итоге приняла решение остаться, но перемены назрели. DTM необходим был новый регламент, который позволил бы не только сократить расходы и привлечь новых производителей, но и сделать гонки более интересными.
Такой регламент вступил в силу в 2012 году. Три модели трех разных производителей – словно близнецы. Около полусотни компонентов в автомобилях Audi, BMW и Mercedes-Benz стандартизированы, поставляются едиными производителями и ничем не отличаются друг от друга. Загибайте пальцы: коробка передач, подвеска, монокок, каркас безопасности, тормоза, блок управления двигателем. И это далеко не полный список.
При столь жестком регламенте невозможно ни добиться серьезного преимущества над соперниками в скорости, ни развязать гонку вооружений, в свое время убившую "старый" DTM. В 1996 году немецкий кузовной чемпионат развалился как раз из-за того, что в регламенте не было жестких ограничений.
Новые правила хорошо изучили в Баварии. BMW, покинувшая Формулу-1 в период экономического кризиса, переориентировала свою спортивную программу как раз на DTM. Больше того, теперь для мюнхенцев участие в немецкой кузовной серии – главное спортивное направление. Такого в истории DTM еще не было. Для Audi основной программой являются гонки на выносливость, а у Mercedes-Benz есть команда в Ф-1. Баварцы же сделали ставку на DTM. И не только растущая популярность в Европе тому причиной. Спустя три-четыре года "простой немецкий" чемпионат станет главным мировым кузовным трендом.
[center]– Россия –
2013 год[/center]
Первая на очереди цель – Россия. Гонка на Moscow Raceway состоится уже в ближайшие выходные. Контракт рассчитан на три года, но вряд ли BMW, Mercedes-Benz и Audi захотят расставаться с российским рынком так скоро. Вопрос о проведении этапа в России стоял перед организаторами DTM на протяжении почти десяти последних лет.
Еще в 2005 году, при поддержке тогдашнего министра спорта Вячеслава Фетисова, организаторы немецкой кузовной серии строили планы по проведению городской гонки в Москве. В столицу России с промо-акциями даже приезжали команды, но договориться окончательно так и не удалось. Городская гонка грозила стать слишком дорогостоящей, а из стационарных автодромов в России тогда был лишь АДМ в Мячково, не имевший лицензии FIA. DTM пришлось ждать.
Moscow Raceway открылась летом 2012 года и уже приняла гонки нескольких солидных чемпионатов. Уже дважды на трассу под Волоколамском приезжали пилоты Мировой серии Renault, в июне там состоялся этап WTCC, но гонка DTM станет главным событием автоспортивного сезона в России.
Российских болельщиков с DTM усиленно начали знакомить зимой. Команда Audi привезла в Москву автомобиль и пилотов: Маттиаса Экстрема и Эдуардо Мортару. В июле, за несколько недель до гонки, десанты трех марок DTM высадились в Москве для участия в показательных заездах на Moscow City Racing.
[center]– Япония –
2014-2016 годы[/center]
В прошедшем октябре промоутер DTM компания ITR подписал соглашение с GTA, организатором японской серии SuperGT. Две серии пока существуют параллельно, у обеих свой технический регламент и свои участники. Если в "европейской" DTM выступают Audi, BMW и Mercedes-Benz, то в высшем классе SuperGT представлены концерны Nissan, Honda и Toyota – последняя маркой Lexus.
Результатом подписанного соглашения стало решение о переходе на единый регламент. Уже в следующем году в японском чемпионате за основу будет взят свод технических требований DTM. Но речи об объединении не идет. Одними и теми же командами в обеих сериях марки принимать участия не будут, но соглашение открывает дорогу для BMW, Mercedes-Benz и Audi в Японию. Фактически они могут построить еще несколько автомобилей по тем же требованиям, что есть сейчас в DTM и отправить их в Японию – либо передав их частным командам, либо поручив заводскую программу местным подразделениям. То же самое касается и японцев. Некоторые марки могут дебютировать в DTM уже в следующем году, правда пока никаких официальных заявлений на этот счет сделано не было.
Унифицировано будет практически все. Длина, ширина, колесная база, размер шин – все это будет одинаковым для всех участников обеих серий. Кроме того, стандартизируют и многие узлы автомобиля. Отличаться будут лишь двигатели: если в DTM останутся четырехлитровые V8, то Super GT перейдет на двухлитровые V4, которые станут обязательными и у немцев, но лишь с 2016 года. На малолитражки немецкая серия могла бы перейти и раньше, но проблема в BMW. Переговоры с японцами были завершены уже после того как баварцы разработали новый двигатель для серии. Заставлять их разрабатывать еще один мотор спустя всего полтора года в ITR не захотели. В период, когда производители будут использовать разные моторы, организаторы серий попытаются уравнять участников искусственными образом с помощью так называемого Balance of Performance. Правда, что конкретно будет в этом своде технических правил, сказать пока сложно. Полностью единым регламент станет в 2016 году.
[center]– США –
2017 год[/center]
Когда японская и европейская серия окончательно перейдут на новый регламент, с обеих сторон – через Тихий и Атлантический океаны – начнется массированное наступление на США. О соответствующих планах было объявлено в марте. Гонки будут проводиться под эгидой Grand Am, которая вскоре будет переименована в United SportsCar Racing. Тогда же, в марте, было объявлено, что при самом благоприятном сценарии американская серия с тем же регламентом, что и в DTM, стартует не раньше 2015 года. В июле датой дебюта был объявлен уже 2017-й.
Многие детали до сих пор не озвучены. Ясно, что стороны потратят еще несколько лет, но главное – заинтересованность марок. Для всех шести производителей, что уже объединились в рамках сотрудничества DTM и Super GT, американский рынок важен не менее, чем российский. А в теории к числу участников серий после создания чемпионата в США могут прибавиться и американские марки. Тогда детище немецкого автоспорта действительно разрастется на весь мир.
Но задача покорить США – самая непростая из всех, стоящих перед DTM. В Америке собственная гоночная культура. Над DRS и KERS многие в США просто смеются, а гонки DTM большинству американцев могут показаться просто-напросто скучными. Есть опасения, что на фоне NASCAR новая серия будет всегда смотреться бледно. Но немцы не собираются сдаваться.
Если все эти планы осуществятся, в DTM вполне могут задуматься о проведении своего рода "мирового финала", на который будут съезжаться лучшие пилоты всех трех серий. Ждать осталось недолго.