Кто кого
Прогноз экспертов на новый сезон Формулы-1В воскресенье в Мельбурне стартует первая гонка нового чемпионата Формулы-1. Позади тесты, первые свободные заезды Гран-при Австралии, но судить о расстановке сил пока невозможно. Завершая подготовку к новому сезону, "Мотор" устроил небольшой опрос в паддоке, попросив экспертов и журналистов ответить на десять самых важных вопросов о предстоящем чемпионате.
В опросе приняли участие 33 человека: журналисты из разных стран, комментаторы, эксперты, бывшие пилоты и члены команд. Вот что думают представители паддока о новом сезоне.
######В опросе приняли участие Джонни Херберт (бывший пилот Ф-1, эксперт SkySports), Кристиан Даннер (бывший пилот Ф-1, комментатор RTL), Марк Зурер (бывший пилот Ф-1, комментатор SkySports), Гэри Андерссон (бывший технический директор нескольких команд Ф-1, эксперт BBC), а также журналисты: Марк Хьюз, Эдд Стро, Джонатан Ноубл, Дэвид Тремейн, Кейт Уолкер, Уилл Бакстон, Адам Купер, Ян Паркс, Адам Хэй-Николз (все – Великобритания), Ральф Бах, Бьянка Гарлоф, Михаэль Шмидт (Германия), Ливио Ориккио, Фелипе Мотта, Луис Рамос (все – Бразилия), Альберто Антонини (Италия), Алексей Попов, Наталья Фабричнова (все – Россия), Дитер Ренкен (ЮАР), Йост Болле (Бельгия), Питер Нигаард (Дания), Хейкки Культа (Финляндия), Давид Санчес Ольмос (Мексика), Мезарос Сандор (Венгрия), Миколай Сокол (Польша), Даниэль Отрелли (Франция), Матиас Брюннер (Австрия), Луис Васконцелос (Портулагия), Антонио Лобато (Испания).
####Будет ли в этом сезоне восемь (как в прошлом году) или больше победителей?
Стабильность регламента и капризность резины Pirelli сделали свое дело – в прошлом году пелотон уплотнился, середняки догнали лидеров и в первых семи Гран-при было семь разных победителей. Сюжет каждой отдельной гонки предсказать было невозможно. В итоге отведать победного шампанского удалось восьмерым пилотам: Дженсону Баттону, Фернандо Алонсо, Нико Росбергу, Себастьяну Феттелю, Пастору Мальдонадо, Марку Уэбберу, Льюису Хэмилтону и Кими Райкконену (ему, правда, на подиуме в Абу-Даби пришлось давиться газировкой).
По сравнению с предыдущим сезоном мало что изменилось. Регламент остался прежним. Отрывы должны были сократиться еще сильнее, а в Pirelli разработали новые составы резины. Но получим ли мы вновь столь же непредсказуемый чемпионат?
Джонни Херберт (SkySports): "Нет. Мне кажется, все будет чуть поспокойнее в нынешнем сезоне. Я не говорю, что победителей будет мало. Но восемь? Скорее нет, чем да. Кто-то из середняков может выиграть, но все-таки большая часть побед будет распределена между двумя-тремя командами".
Йост Болле (Het Laaste): "Да. Шины стали еще более непредсказуемыми, и в первой половине чемпионата даже топ-команды будут допускать ошибки. Плюс ко всему, под конец гонок резина будет изнашиваться очень сильно, и некоторые Гран При превратятся в лотерею. Победить может кто угодно".
####Выиграет ли хотя бы одну гонку одна из команд середины пелотона: Sauber, Force India, Williams, Toro Rosso?
При стабильном регламенте инженерам ведущих команд все сложнее искать новые пути улучшения характеристик своих машин. Середняки догоняют, порой просто копируя решения лидеров. В прошлом году одну победу одержала Williams, несколько подиумов записала на свой счет Sauber, а Нико Хюлькенберг из Force India едва не выиграл Гран-при Бразилии. Продолжат ли середняки наступление? Увидим ли мы их победы в 2013 году?
Уилл Бакстон (NBC): "Да. Лидеры за зиму нашли лишь несколько десятых по сравнению с прошлым сезоном. В то время как команды, которые были чуть позади, должны прибавить сильнее. Мне кажется, Sauber вполне может победить. Еще в прошлом году они были близки, и с таким пилотом как Нико Хюлькенберг, я думаю, им может повезти".
Гэри Андерссон (BBC): "Ведущие команды слишком сильны. Регламент стабилен, и у всех была возможность исправить ошибки. Чтобы победить удалось какой-нибудь из команд, не попавших в топ-5 предыдущего Кубка конструкторов, должно произойти нечто неожиданное. Я не думаю, что у Sauber, Williams или Force India есть шансы на победу".
####Наберут ли Caterham или Marussia очки?
В 2009 году заявки на участие в чемпионате подали четыре команды: Lotus Racing (ныне Caterham), Virgin (ныне Marussia), Campos (в прошлом году HRT) и USF1. Последней не удалось даже дебютировать, а предпоследняя несколько раз меняла название и в итоге не дожила до сезона 2013 года. Две оставшиеся команды пока не могут набрать очков. Позади три чемпионата, Marussia и Caterham уже стыдно называть "новыми" командами, но прогресса как будто и нет. Они по-прежнему остаются худшими конюшнями Ф-1. Практически ясно, что бороться с командами средней группы им и в этом году будет не под силу. Но все же: наберут ли они первые очки?
Михаэль Шмидт (Auto Motor und Sport): "В нормальных условиях это просто не может произойти. Отрыв слишком велик. Они проигрывают полторы-две секунды остальным. Единственный шанс – какая-нибудь сумасшедшая гонка, которую не смогут закончить примерно половина пилотов".
Маттиас Брюннер (Speedweek): "Мне кажется, шанс есть. Понятно, что в нормальных условиях им будет трудно. Но я верю, что в этом году у нас будет парочка невероятных гонок. Надо быть оптимистом. Мне всегда нравились аутсайдеры в Формуле-1. Люди часто над ними смеются, но я знаю, насколько упорно они работают. Я буду рад, если Marussia или Caterham наберут очки".
####Выиграет ли хотя бы одну гонку Льюис Хэмилтон?
Льюис Хэмилтон провел шесть сезонов в McLaren, выиграл титул в 2008 году и в каждом из чемпионатов побеждал хотя бы в одном в Гран-при. Теперь эта серия может прерваться. Британец покинул "родную" конюшню и перебрался в Mercedes AMG. Но заводской коллектив штутгартского концерна пока не радует своих болельщиков – лишь одна победа в гонке за три сезона! В Кубке конструкторов Mercedes AMG ни разу не поднималась выше четвертого места, и оснований полагать, что дела пойдут значительно лучше в 2013 году, не слишком много.
Хэмилтону придется привыкать к тому, что его машина уже не столь быстра. Но значит ли это, что Льюис прервет свою победную серию?
Адам Купер (Autoweek): "Если у Льюиса будет вторая-третья машина по скорости, – а, судя по тестам, так оно и есть – всегда есть шанс, что он может выиграть. Мы говорим о Хэмилтоне, который способен выжать максимум из машины и даже немного больше. Мне кажется, это просто неизбежно – у него 19 шансов на победу, и было бы просто глупо голосовать против".
Дитер Ренкен (F1 Racing): "Несмотря на то, что Льюис очень и очень талантливый пилот, я не думаю, что его новая команда соответствует его собственному уровню. Последние перестановки в Mercedes не могут изменить ситуацию к лучшему. Напротив, все это только дестабилизирует команду. У Ники Лауды, как лидера команды, нет за плечами никаких успехов. То же самое касается Тото Вольффа. Единственный, кто добивался побед в прошлом из руководителей команды – это Росс Браун, но боссы Mercedes-Benz сделали все, чтобы выбить его из колеи со всей этой историей вокруг прихода Пэдди Лоу. Сам Пэдди никак не повлияет на выступления команды в этом году, потому что он сможет приступить к работе только в следующем сезоне. Новая машина – продукт той системы, которая была в Mercedes AMG в прошлом году, и мы помним, что это была за машина. Плюс ко всему, Льюис не слишком хорош в качестве тест-пилота, так что вряд ли он сильно поможет в доработке автомобиля".
####Кто станет лучшим новичком сезона?
В Формуле-1 сразу пять дебютантов: Макс Чилтон, Жюль Бьянки, Гидо ван дер Гарде, Эстебан Гутиеррес и Вальттери Боттас. Все пятеро неплохо проявили себя в молодежных сериях, но чего они смогут добиться в главном чемпионате планеты – пока вопрос. Многое будет зависеть от их машин. В молодежных соревнованиях они привыкли к тому, что их автомобили практически не отличаются от машин соперников, но в Формуле-1 все по-другому.
Marussia и Carerham позволят своим дебютантам бороться лишь за места во втором десятке, а потому шансы набрать очки у Гутиерреса и Боттаса значительно выше. Фактически, вопрос стоит так: кому из этих двоих удастся адаптироваться в Формуле-1 быстрее?
Хейкки Культа (Turun Sanomat): "Боттас многих удивит. Его главная сильная сторона – это умение учиться. Так было на протяжении всей его карьеры. Вальттери редко начинает громить соперников с самого начала, но он никогда не повторяет собственных ошибок. К концу этого года он будет очень силен, и очков на его счету будет больше чем у Эстебана".
Давид Санчес Ольмос (Automovil Panamericano): "Гутиеррес давно работает в Sauber, хорошо знает команду изнутри. К тому же С32 гораздо лучше, чем предыдущий автомобиль, с которым команда добилась неплохих результатов. Это дает преимущество Эстебану. Боттас может и будет выглядеть чуть лучше, но надежность не была сильной стороной Williams в прошлом году".
####Сколько раз Роман Грожан попадет в аварии на первых кругах гонок?
Стартовые аварии пилота Lotus Романа Грожана были в прошлом году одной из главных тем для обсуждения. Француз впервые без проблем добрался до второго круга гонки лишь на третьем этапе сезона в Китае, а затем спровоцировал еще несколько стартовых завалов. Самым эффектным получился инцидент в Спа. Роман зажал на подходе к первому повороту Льюиса Хэмилтона, в результате чего гонка закончилась сразу для пятерых пилотов. Судьи наградили Грожана дисквалификацией, но даже пропустив Гран-при Италии, он не успокоился. В Японии француз выбил с трассы Марка Уэббера уже на подходе ко второму повороту. Теперь Грожан уверяет, что "поработал над собой" и больше не будет провоцировать аварии. В прошлом году что-то случалось с Романом на старте практически в каждой второй гонке. Повторится ли это на сей раз?
Дэвид Тремейн (Grand Prix +): "В этом году Роман просто обязан быть более осмотрительным. Плюс, теперь у него за плечами полный сезон в Формуле-1. Он стал опытнее. По теории вероятности можно предположить, что в двух-трех стартовых авариях по ходу сезона он все-таки поучаствует, но не более того".
Ральф Бах (SportBild): "Многое в этом году будет зависеть не только от Романа, но и от того, насколько быстр его Lotus. Если они окажутся намного сильнее остальных, он достаточно силен на единственном быстром круге, чтобы квалифицироваться на первых рядах, и тогда на старте будет проще – вокруг будет просто меньше машин. Но я в это не очень верю. Lotus – лишь один из лидеров, и вряд ли у них самый быстрый автомобиль. Так что Роману придется часто стартовать в толпе. Аварий будет больше трех".
####Выиграет ли хотя бы одну гонку Серхио Перес?
Молодой мексиканец заменит в McLaren Льюиса Хэмилтона. Это задача не из легких. Тем более для 23-летнего парня. Чеко провел два неплохих сезона в Sauber, запомнился благодаря нескольким ярким гонкам, но по большому счету пока невозможно понять, способен ли он и правда справиться с ролью пилота топ-команды. В McLaren от Чеко будут ждать побед, но на его счету пока нет ни одной выигранной гонки. Удастся ли Пересу устранить этот пробел в ближайшие восемь месяцев?
Джонатан Ноубл (Autosport): "Четыре команды будут выигрывать гонки в этом году, и McLaren – одна из них. Пересу нужно, чтобы воедино сложились многие факторы, но по ходу чемпионата в его руках хотя бы раз должна оказаться машина, на которой он будет очень быстр. Я думаю, одна победа у него будет точно".
Миколай Сокол (Sokolim Okiem TV): "Мне кажется, чтобы выиграть гонку за рулем McLaren этого года, пилоту необходимо обладать большим опытом в настройке автомобиля. И Серхио просто не попадает под эту категорию. Да, в определенных условиях, когда ему удается правильно работать с резиной, он может блистать. Но проблема в том, что его новый напарник – «профессор» в вопросе сохранения шин. А чтобы опередить всех на финише, Серхио прежде всего надо опередить Дженсона. В это я не верю".
####Во скольких квалификациях Фелипе Масса опередит Фернандо Алонсо?
В прошлом году мы видели двух разных Фелипе. Тот Масса, что выступал за Ferrari в начале чемпионата, и в подметки не годится лидеру команды Фернандо Алонсо. Достаточно сказать, что бразилец набрал в первых пяти гонках чемпионата всего два очка против 61 у испанца. Но во второй половине сезона многое изменилось. Масса стал стабильнее и быстрее, а под конец года и вовсе стал частенько опережать Алонсо. В США и Бразилии Фелипе был быстрее испанца в квалификациях, а в гонках активно помогал напарнику, прикрывая его тылы. Именно такой Масса и нужен Ferrari. Но сохранил ли бразилец форму в межсезонье? Сможет ли он навязать Алонсо внутрикомандную борьбу?
Ливио Ориккио (O Estado de Sao Paulo): "Фелипе сегодня обрел ту же уверенность в себе, какой она была до того, как в команду пришел Алонсо. Мы видели в прошлом году – он быстрый пилот, который умеет набирать очки в большинстве гонок и порой даже опережает Фернандо. Но в целом до уровня напарника Фелипе не дотягивает. Он может выиграть у него две-три квалификации, но я не думаю, что больше. В гонках Масса будет ближе и наберет немало очков. Зная Фелипе со времен, когда он был еще маленьким мальчиком, я верю, что нынешний сезон будет намного лучше предыдущего".
Алексей Попов (ВГТРК): "Как бы мне ни хотелось какого-то феноменального сезона в исполнении Массы, его скорее всего не будет. Слишком уж силен Алонсо и слишком явно он показал это всем в прошлом году. Поэтому варианты с общей квалификационной победой бразильца над напарником рассматривать не стоит. Но и проиграет он не так много, как в 2012-м. Не вижу причин, по которым Масса не повторил бы хотя бы частично удачную для себя концовку чемпионата".
####Какая команда завоюет Кубок конструкторов?
Обратите внимание на количество голосов, отданных McLaren. В прошлом сезоне у команды из Уокинга получилась самая быстрая машина чемпионата, но это как будто никого не волнует. Подопечные Мартина Уитмарша виноваты сами. Титулы в прошлом сезоне были потеряны из-за собственных ошибок. McLaren успела заработать себе скверную репутацию. Да и последний командный титул она выигрывала в далеком 1998 году. Плюс коллектив покинули Льюис Хэмилтон и Пэдди Лоу. Неудивительно, что большая часть экспертов проголосовала за Red Bull Racing и Ferrari.
Луис Васконцелос (Formula Press): "Будет очень плотная борьба между Ferrari и Red Bull. Судьбу титула решат мелкие детали. А в Формуле-1 никто не разбирается в мелких деталях лучше Эдриана Ньюи. У Red Bull отличная структура, они выиграли три чемпионата подряд, и если проиграют этот – конца света не произойдет. Если чемпионат проиграет Ferrari, то очередное поражение станет для них сильнейшим ударом. Они обязаны побеждать, но это станет лишь дополнительным минусом. Давление слишком высоко, и они могут не выдержать. Я думаю, в конце концов их разделят лишь несколько очков, но Red Bull будет впереди".
Джонни Херберт (SkySports): "Сейчас я бы поставил на титул Ferrari. На тестах они хорошо выглядели на длинных сериях кругов. Особенно мне понравился Фелипе. Он проделал отличную работу, и, мне кажется, вновь набрал форму. Фернандо всегда хорош, а машина значительно лучше той, с которой команда начала прошлогодний чемпионат. У Ferrari есть все для победы. К тому же спорту от этого будет только лучше".
Наталья Фабричнова (ВГТРК): "McLaren. Это скорее интуитивный выбор. Логические умозаключения, на мой взгляд, будут возможны только после Гран-при Австралии. Но есть все-таки два момента, повлиявших на мой выбор: во-первых, у McLaren в распоряжении пилоты, великолепно умеющие работать с резиной, а во-вторых, у них обоих очень сильная мотивация".
Бьянка Гарлоф (SportBild): "Я думаю, Кубок конструкторов достанется Mercedes. Машина стала намного лучше. Мы могли это видеть на тестах в Барселоне. Я допускаю, что автомобиль чуть хуже, чем у других, но совсем ненамного. Зато у команды лучшая пара пилотов на решетке. У Red Bull есть Себастьян Феттель, но, простите, я не верю, что Марк Уэббер сможет провести весь сезон без спадов. Льюис и Нико будут сильны, и они будут постоянно подгонять друг друга, что поможет команде".
####Кто станет чемпионом мира?
К чему объяснения? Вопрос понятен. Мнения разделились, но можно отметить одну важную деталь: из числа опрошенных Себастьяна Феттеля в качестве будущего чемпиона выбрали всего семь человек. Видимо, Ф-1 и правда устала от его побед. Фаворит паддока – Фернандо Алонсо. Испанец провел великолепный чемпионат в прошлом году, практически в одиночку дотащив Ferrari до решающего раунда схватки за титул.
Три голоса у Кими Райкконена. Финн – темная лошадка предстоящего чемпионата. В прошлом году Кими стал самым стабильным пилотом Формулы-1, финишировав во всех гонках. Он умеет побеждать, что доказал в прошлом году в Абу-Даби, а Lotus, похоже, приблизилась к другим ведущим командам еще сильнее.
Мы не просили никого объяснить свой выбор. Из всех вопросов этот, пожалуй, единственный, где опираться стоит больше не на логику, а на интуицию.