Опубликовано 21 июня 2022, 07:45
6 мин.

Хулиганский не-Porsche

Как устроен 1400-сильный Porsche 911 Кена Блока, построенный для горной гонки Pikes Peak
Меньше недели остаётся до главного соревновательного дня гонки Pikes Peak — легендарного «хилл-клайма» в горах штата Колорадо. В реальности термин «подъём на холм» сюда подходит плохо — участники финишируют на высоте 4,5 тысячи метров, на самой вершине горы Пайкс Пик. У одной из старейших гонок в мире на этот раз юбилей: она состоится в сотый раз! Главный шоумен современного автоспорта Кен Блок решил не оставаться в стороне, и принять участие за рулём специально построенного Porsche 911. «Мотор» в подробностях рассказывает об этом полноприводном снаряде мощностью 1400 лошадиных сил под странным названием Hoonipigasus.

Хорошо помню, когда больше десяти лет назад американец Кен Блок решил участвовать в чемпионате мира по ралли, отношение к нему среди спецов было... пожалуй, скептически-ироничное. И машины он бил регулярно, и быстрым не был — одним словом, бизнес-драйвер!

C тех пор американец доказал даже самым закоренелым скептикам: пусть он не самый одарённый спортсмен на свете, но в венах его течёт бензин, и он искренне предан автоспорту. Настоящий петролхед! А уж его способность из чего угодно сделать шоу на миллион долларов и вовсе заслуживает восхищения.

И вот, в середине мая Кен Блок собрал журналистов в Лос-Анджелесе, чтобы показать собравшимся, c чем он собрался штурмовать Пайкс-Пик. Когда с машины стянули покрывало, в зале раздался вздох удивления: говорят, что вживую машина выглядит ещё отвязнее, чем на студийных фото!

Последние девять лет команда Блока выступает под баннером Hoonigan Racing Division, и как все его проекты, этот Porsche получил имя собственное — Hoonipigasus. Да и называть его Porsche, откровенно говоря, слишком мало причин: от «девятьсот одиннадцатого» там всё равно практически ничего нет.

Позволю себе минутку филологического занудства: Hoon — это на сленге дорожный хулиган, а Pigasus — почти что «пегас» (вот и позади дверей нарисован крылатый конь), но c корнем «pig» (свинья). Почему? Потому что розовая — точно как легендарный ле-мановский Porsche 917/20 1971 года, которую «свиньёй» нарёк шеф-дизайнер Porsche Анатолий Лапин.

По сути, у проекта два отца: это владелец команды BBI Autosport Бетим Бериша и конструктор Джо Скарбо. За плечами у последнего — инженерная работа в дакаровской программе Volkswagen Race Touareg, а сейчас он возглавляет собственную небольшую мастерскую Scarbo Performance: проектирует подвески для гоночных машин, и даже выпускает собственную «формулу» Scarbo SVF1 в духе шестидесятых.

Hoonipigasus построили буквально за три месяца, но вся история тянется уже... тринадцать лет. Начиналась эта многосерийная эпопея в 2009 году очень скромно — с идеи Джо Скарбо построить себе Porsche 912 для любительских гонок (это удешевлённая версия Porsche 911 шестидесятых годов с четырёхцилиндровым мотором от Porsche 356). Старый четырёхцилиндровый «воздушник» плохо поддавался форсировке, и Джо решил просто поменять его на другой «оппозит» — турбомотор от Subaru Impreza WRX STI. В свою очередь, его не держала штатная трансмиссия — и к японскому мотору решили пристыковать коробку передач от Porsche 996.

А когда запчасти уже были куплены, его приятель предложил: зачем комбинировать разнородные агрегаты, если с коробкой Porsche 996 можно поставить двигатель от него же? Так в гараже у Джо прописался турбомотор и полноприводная трансмиссия от Porsche 996 Turbo.

Поначалу широкие гоночные колёса предполагалось просто накрыть расширенными крыльями в духе Porsche 911 RSR семидесятых годов. Скарбо «пошёл от колёс» — в конце 2018 года начал прикидывать компоновку в CAD/CAM-пакете, исходя из желаемого размера шин. И обнаружил, что вписать большие колёса в серийный кузов практически невозможно — либо клиренс оказывается слишком большим, либо нужно уменьшать шины...

Проектирование и постройка машины могли бы длиться ещё несколько лет, если бы на горизонте в конце 2021 года не появился Кен Блок. Ему требовалась машина, с которой можно претендовать на победу в «Пайкс-Пике». А это значит — очень лёгкую, очень мощную, обязательно с полным приводом, с очень высокой прижимной силой и совершенным шасси, которое обеспечит сильный механический «зацеп».

И на этой стадии Бетим Бериша решил, что нужно... полностью изменить конструкцию. «У лёгкой машины на мотор приходится значительная доля веса, поэтому важно перенести его как можно ближе к центру, в пределы базы» — пояснил он свою логику. Его команда уже несколько лет готовила для «Пайкс-Пика» серьёзно доработанные Porsche 911, пилоты которых добивались значительных успехов. Но... «раз уж сейчас мы строим машину под определённую задачу с нуля, то я хотел полностью использовать все возможности, всю свободу, которую нам дают правила категории «Open» — рассказывал Бериша.

3D-модель шасси. Видно, что через весь кокпит идёт кожух, скрывающий внутри вал привода передней оси. Над передним редуктором можно рассмотреть гидроцилиндр активной подвески.

3D-модель шасси. Видно, что через весь кокпит идёт кожух, скрывающий внутри вал привода передней оси. Над передним редуктором можно рассмотреть гидроцилиндр активной подвески.

Перемена компоновки создала большую проблему: как реализовать полный привод? Само по себе это проблемой не является — коробки для среднемоторных машин с отбором мощности на переднюю ось существуют: и серийные, на спорткарах типа Lamborghini Huracán или Audi R8, и специальные гоночные агрегаты. Для своего проекта Бериша и Скарбо выбрали французскую «секвенталку» Sadev SL90-20 о шести ступенях, предназначенную в основном для мощных внедорожных багги.

«Подлокотник» справа от водителя содержит внутри вал привода передних колёс. На месте правого пассажира должен стоять топливный бак, но здесь его ещё не установили

«Подлокотник» справа от водителя содержит внутри вал привода передних колёс. На месте правого пассажира должен стоять топливный бак, но здесь его ещё не установили

Но проблема заключалась в оппозитном моторе Porsche. В случае с V-образным или рядным двигателем карданный вал можно пропустить сбоку от блока, а вот с широким «оппозитом»... «Я часами думал, как пропустить вал под мотором. Пока мне не пришла мысль — будет лучше разместить его сверху!» — рассказывал Бериша. Нечто вроде здоровенного подлокотника по правую руку от пилота — это кожух, через который пропущен приводной вал.

На этой стадии в машине уже не осталось ровным счётом ничего от Porsche: болид собран на основе сложной пространственной рамы, а внешние панели изготовлены из углепластика по образу и подобию серийного Porsche шестидесятых годов. «Для меня было важно сохранить узнаваемый колпак крыши, пусть даже ценой ухудшения аэродинамики» — комментирует Бериша.

Помимо внешности последнее, что связывает Hoonipigasus с Porsche — это мотор, заимствованный у Porsche 911 GT3R новейшего поколения 992: это четырёхлитровый «оппозит» с непосредственным впрыском и двумя турбинами, который специалисты BBI Autosport перевели на метанол и «раскачали» до 1400 лошадиных сил.

Бетим Бериша рассказал, что на него очень повлияла встреча с заводской командой Peugeot в 2013 году. Тогда Себастьен Лёб за рулём специально построенного Peugeot 208 T16 поставил рекорд «Пайкс-Пика». «В тот год мы выставляли серьёзно переделанный Porsche 911 — быструю машину с 700-сильным мотором. Джефф Цварт проехал дистанцию с хорошим временем, 10 минут и 13 секунд. Но по сравнению с Peugeot это было как езда священника по автостоянке. Лёб проехал ту же трассу на две минуты быстрее! Французы позаимствовали массу решений у ле-мановских прототипов, и я с огромным интересом рассматривал их машину».

Создатели супер-Porsche надеются войти в «восьмиминутный клуб» — что Кен Блок сможет пройти дистанцию за восемь с чем-то минут. Прикидки «на пальцах» показывают, что это реалистичная задача. «Наша машина весит примерно как Peugeot (на самом деле больше, около тонны против 875 килограммов — прим. автора). Мощность мотора выше, уровень аэродинамической прижимной силы сравнимый — а возможно и выше. За прошедшие девять лет технологии гоночных амортизаторов очень продвинулись вперёд, так что уровень механического зацепа, скорее всего, больше на нашей машине» — рассуждают Скарбо и Бериша.

Самое интересное на снимке обозначено стрелками: жёлтой — подвижный кронштейн крепления амортизаторов задней подвески; красной — гидроцилиндр, изменяющий положение этого кронштейна; зелёной — раздаточная коробка, от которой уходит карданный вал к переднему редутору.
Картер коробки передач выполняет несущую функцию: к нему крепится задняя подвеска

Самое интересное на снимке обозначено стрелками: жёлтой — подвижный кронштейн крепления амортизаторов задней подвески; красной — гидроцилиндр, изменяющий положение этого кронштейна; зелёной — раздаточная коробка, от которой уходит карданный вал к переднему редутору. Картер коробки передач выполняет несущую функцию: к нему крепится задняя подвеска

Подвеска у Hoonipigasus действительно очень изощрённая — активная, с электронным управлением. На первый взгляд, всё в рамках гоночного мейнстрима: двухрычажная схема с толкающими штангами и высококлассные амортизаторы немецкой фирмы KW с пятью регулировками жёсткости. Но если присмотреться, амортизаторы крепятся к раме не напрямую, а через поворотный кронштейн с гидроцилиндром.

Технический директор проекта Дмитрий Орлов рассказывает, что блок управления MoTeC ориентируется на данные акселерометров, гироскопов и GPS-приёмника фирмы Obsidian Engineering, и снабжён контуром обратной связи — контролирует положение кузова относительно дороги при помощи лазерных датчиков. Это позволяет убить двух зайцев: корректировать характеристики подвески по заранее заложенному алгоритму и менять просвет при проезде разных частей трассы (например, приподнять кузов на кочковатом участке).

И совсем скоро мы увидим этот болид в деле: 26 июня, ровно в 7:30 утра по местному времени в горах Колорадо дадут отмашку первым участникам юбилейной гонки. Сможет ли Кен Блок стать царём горы? Увидим в воскресенье! Но в любом случае, его Porsche запомнится нам надолго.