Клиника богачей
Как обслуживают едва ли не самые дорогие машины в мире/imgs/2016/08/02/15/191228/efe69a28efd991f0422fd33758a11b02f61527bc.jpg)
Иногда специалисты компании Bentley отвлекаются от своих повседневных дел на заводе в Крю, где они придумывают «голографических дворецких» и создают быстрейшие в мире внедорожники, и покидают Англию — для того, чтобы лично поучаствовать в ремонте машин собственной разработки в разных уголках планеты. «Мотор» понаблюдал за сервисом британской марки в России и приводит пять самых интересных фактов о том, как обслуживают одни из самых дорогих автомобилей в мире.
/imgs/2016/08/02/16/191234/c65d840629afe0b22493212772d38ad11cb48c8d.jpg)
Автомобили Bentley ремонтируют те, кто когда-то их разрабатывал
Владельцы Bentley очень, скажем так, требовательны. Несмотря на то, что у каждого из них в гараже, в среднем, находится по восемь машин. Просто для них Bentley по цене «трешки» в Москве — это что-то вроде чистокровной английской лошади — благородного существа, требующее бережного обращения и регулярного тщательного ухода.
Вот почему у британской компании есть фирменная программа послепродажного обслуживания под названием Bentley Service Clinic. В ее рамках инженеры из Крю приезжают в гости к своим зарубежным дилерам для осмотра машин, личного общения с их владельцами и консультаций местных механиков.
/imgs/2016/08/02/10/191181/9ef362d4eb8a5adb0704330c4336e2309259370d.jpg)
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Кстати, первая модель Bentley — 3 Litre — появилась в 1919 году, однако поступила в открытую продажу не сразу. В течение двух лет автомобили выставлялись только в автоспортивных соревнованиях, где испытывалась их надежность.
Летом 2016 года жребий отправиться с особой миссией в Москву выпал на Уэйна Хью. Хью, например, входил в команду испытателей, тестировавших электрику купе Continental GT V8 в 2010 году. Тесты, суть которых заключалась в том, чтобы «сломать машину до того, как ее сломает клиент», велись в разных уголках планеты — от африканской пустыни до скандинавских снегов. Так что именно инженер лучше других осведомлен обо всех «болячках», характерных для автомобилей в регионах с ярко выраженными климатическими особенностями. Вроде России.
Теперь Хью из Крю ездит по странам Северной Африки, Ближнего Востока и Восточной Европы, диагностирует редкие «заболевания» и находит способы их лечения и профилактики. Не удивительно, что и владельцы самих машин Bentley с большей охотой доверяют тем, кто занимался их разработкой и испытаниями. Российские владельцы — отнюдь не исключение.
/imgs/2016/08/02/13/191200/9fb61acea688ac3812d9c139c3e6a9570095233f.jpg)
На заре своей карьеры (в 1909–1910 году) Уолтер Оуэн Бентли, основатель Bentley, работал в компании National Motor Cab Company, где следил за состоянием и отвечал за обслуживание 250 таксомоторов Unic французского производства.
Гарантия на автомобили Bentley в РФ составляет три года без ограничения по километражу пробега, однако за дополнительную плату сроки обслуживания можно увеличить вплоть до 11 лет.
Конечно же, британские «врачи» не могут дежурить в России на постоянной основе — не терпящих отлагательств дел предостаточно и в Крю. Поэтому программа Service Clinic проводится два раза в год — как правило, на мероприятие выделяется несколько дней весной и осенью. Но даже те, кто не успел заранее записаться на прием, имеют шанс пообщаться с английскими специалистами в другое время – разные технические спецы из Bentley регулярно приезжают в Россию по другим вопросам.
/imgs/2016/08/02/13/191201/5a76c55fe01c684a74d6b6ccfa249cbfef347ddd.jpg)
Продажи первых «гражданских» машин Bentley стартовали в 1921 году. Покупатели сразу получали пятилетнюю гарантию на автомобиль, что по тем временам было просто немыслимой цифрой.
/imgs/2016/08/02/14/191222/1cd59460ea277db17395f46ccedf31462e072c4a.jpg)
Мастерская, где Уолтер Бентли вместе со своей командой в 1919 году собрал самый первый прототип, находилась на территории конюшен в центре Лондона, на Бейкер-стрит. Там же впервые запустили и трехлитровую «четверку» с четырьмя клапанами на цилиндр. Знаменитому книжному сыщику рев инновационного мотора, кажется, не мешал, но вот другие соседи приходили жаловаться регулярно.
/imgs/2016/08/02/16/191235/f5a1005357af143c45624896c966a16fc93022c1.jpg)
Инженерам иногда приходится быть психологами
Случается, что помощь специалиста требуется даже не самому автомобилю, а его владельцу. Психологическая. Ну вот, скажем, человек, «проскучавший» несколько лет пассажиром на заднем диване седана Mulsanne, решил сам побыть водителем и купил себе «заряженную» версию Continental. Ту самую, которая GT Speed, способную набирать «сотню» за 4,2 секунды и разгоняться до 330 километров в час.
И вот очутившись за рулем 635-сильного купе, он с разочарованием замечает, что от былого «мюльсанновского» комфорта вдруг не осталось и следа. «Автомат» меняет ступени нервно, а любой «лежачий полицейский» так и норовит врезать по организму.
/imgs/2016/08/02/13/191202/e1472907e30c854cd3d17694593fb7e35f1351ad.jpg)
«Что-то с этой машиной не так», — думает расстроенный клиент и с утра пораньше мчит обратно к дилеру. И тут с ним случается новый шок. Непроснувшиеся после ночной стоянки холодные карбон-керамические тормоза, стоимостью в полтора «Соляриса», замедляют автомобиль не лучше допотопных «барабанов». Да еще и странно шумят.
Словом, покупатель в ужасе. Он уверяет продавца в том, что ему продали неисправный автомобиль, требуя объяснений, и грозится вернуть его обратно. Шутка? Как бы не так.
В таких случаях требуется неотложная помощь из Крю. Британцы объясняют клиенту, что дергание во время переключений обусловлено спортивными настройками коробки, установленной на спортивной версии купе, а чувствительность к неровностям — жесткостью спортивной подвески. Ну, а прочувствовать всю мощь карбон-керамических тормозов они предложат на гоночном треке или на безлимитном автобане.
/imgs/2016/08/02/13/191203/84796e110cb727aa5a14e78332c112e4251e9805.jpg)
Разумеется, все это могут объяснить и отечественные специалисты. Но иной клиент наотрез отказывается верить словам российских менеджеров и успокаивается лишь тогда, когда командированный из Англии инженер-разработчик говорит, что новенький Continental GT Speed — «all-oʼkey».
/imgs/2016/08/02/16/191236/cd1c0463048e0ab4e17230f0a433f783386afbd3.jpg)
Человек из Крю может обслужить машину любого года выпуска
Впрочем, по России ездят не только новые «Континентали». Не часто, но встречаются видавшие виды «Арнажи» и даже Turbo R, которые тоже могут рассчитывать на профессиональную помощь. Поговаривают, что в России в частных коллекциях коротают старость около 50 классических «Бентли», которые помнят отставку Черчилля и расцвет ливерпульского музыкального квартета с энтомологическим названием.
 1958 года выпуска. Автомобиль был собран 60 лет назад в Крю по индивидуальному заказу клиента из Португалии, о чем говорит золотистый герб с синим крестом на переднем бампере. Это — седан [Bentley S1](https://en.wikipedia.org/wiki/Bentley_S1) 1958 года выпуска. Автомобиль был собран 60 лет назад в Крю по индивидуальному заказу клиента из Португалии, о чем говорит золотистый герб с синим крестом на переднем бампере.](/thumb/908x0/filters:quality(75)/imgs/2016/08/02/13/191214/4f02728847a7efb6943151da83c331158c54b7ce.jpg)
Это — седан Bentley S1 1958 года выпуска. Автомобиль был собран 60 лет назад в Крю по индивидуальному заказу клиента из Португалии, о чем говорит золотистый герб с синим крестом на переднем бампере.
Работа с классическими машинами начинается с визуального осмотра экспоната — внимательно присмотревшись к автомобилю, специалист сходу может рассказать о ней больше, чем знает ее владелец. Прямо как Шерлок Холмс, раскрывавший «дела на одну трубку».
Например, по посадке автомобиля можно сделать выводы о состоянии подвески. По дверям и тому, как они открываются-закрываются, — определить исправность петель и замков. Ну, а если немного цепляется крышка капота, то «это ничего страшного» — уж слишком велика была доля ручного труда полвека назад.
/imgs/2016/08/02/13/191216/23c1857af2689a596892fff6657ef6c4c6ebd142.jpg)
Затем наступает очередь механической части — проверяется уровень рабочих жидкостей, состояние приводных ремней, шлангов и их соединений. Отметки о каждой неисправности или протечке делаются в специальном бланке техосмотра, состоящем из более чем 70 пунктов.
Потом автомобиль водружают на подъемник для осмотра днища и подвески. «Иногда, когда заглядываешь под старый автомобиль, нужен зонтик, Каждую течь все равно не устранишь — с таким же успехом можно пытаться пасти кошек», — с улыбкой рассказывает британец. Уплотнители и прокладки в те годы изготавливались из пробкового дерева и не были в состоянии держать жидкость так же эффективно, как современные материалы. Тем более, по прошествии стольких лет.
Если на осмотр попадает коллекционный автомобиль, не предназначенный для повседневной езды, то на какие-то мелкие неисправности с согласия владельца эксперты готовы закрыть глаза.
/imgs/2016/08/02/16/191237/c901411affa3bfab43740b4f6a618139acc26a29.jpg)
Даже самым новым моделям иногда требуется ремонт
С современными машинами все еще серьезнее, и их осмотр и диагностика занимает значительно больше времени. Специалист из Англии досконально проверит работу подвески, тормозов и всех электронных систем, для которых требуется сложное оборудование — иногда такое, которого еще может не быть у местного дилера.
/imgs/2016/08/02/14/191226/4a06211c2a65afa8cf070c9af36f004a80810321.jpg)
/imgs/2016/08/02/13/191218/f28cf05dbcc0b9297f73feccc4a40aad0498c75f.jpg)
В конце 1930-х годов Уолтер Оуэн Бентли, который на тот момент покинул свою компанию, стал одним из организаторов фан-клуба Bentley Drivers Club. При нем Бентли организовал автомастерскую, где лично занимался ремонтом старых машин собственной разработки.
Например, на самой свежей модели Bentley — кроссовере Bentayga — установлено около 90 электронных блоков управления, и к «начинке» самых важных из них могут добраться только заводские инженеры.
Несмотря на то, что Bentayga поступила в продажу совсем недавно, ей уже потребовалось обновление прошивки, ради которого в Россию из Крю был командирован инженер с суперкомпьютером, степени секретности данных в котором могли бы позавидовать агенты МИ-6. Этот инженер за несколько дней объехал буквально полстраны, чтобы подправить «мозги» уже ввезенным и проданным клиентам автомобилям.
/imgs/2016/08/02/16/191238/5bacd0e913dd1f4b40beac70b0f7b27ee51c282c.jpg)
Экстренные проблемы решаются в штаб-квартире Bentley
Именно сложнейшая электроника машин иногда становится причиной неполадок, с которыми способны совладать только британские специалисты. Для таких ситуаций у Bentley предусмотрена внутренняя информационная система, к которой имеют доступ дилеры компании по всему миру.
/imgs/2016/08/02/14/191227/19a0fdb9b863490ac3bb77ff4d726b3794b96396.jpg)
В случае возникновения проблем, которые не удалось решить местным специалистам, дилер оставляет в системе развернутый запрос с описанием неисправности. В начале следующего дня об экстренной ситуации станет известно в Крю — во время ежедневного утреннего совещания руководителей всех отделов. И, если потребуется, кто-то из инженеров получит билет на ближайший рейс и указание поскорее собирать чемоданы.