Опубликовано 05 сентября 2013, 16:35

Гаражный кооператив

Как устроена работа команд Формулы-1 во время гонок
Гоночная бригада команды Формулы-1, включая механиков, водителей, пиар-менеджеров, руководителей, инженеров, официанток, пилотов и их тренеров, составляет чуть менее ста человек. При этом на телевизионной картинке можно разглядеть лишь по паре десятков представителей команд. Чем же заняты остальные?
Фото Джеймса Моя, специально для "Мотора", и Marussia F1 Team. Иллюстрации "Мотора"
Фото Джеймса Моя, специально для "Мотора", и Marussia F1 Team. Иллюстрации "Мотора"

Гоночная бригада команды Формулы-1, включая механиков, водителей, пиар-менеджеров, руководителей, инженеров, официанток, пилотов и их тренеров, составляет чуть менее ста человек. При этом на телевизионной картинке можно разглядеть лишь по паре десятков представителей команд. Чем же заняты остальные? Marussia рассказала "Мотору", как устроены рабочие зоны команд Формулы-1 во время Гран-при.

Рабочая зона любой команды Формулы-1 на европейских этапах чемпионата мира разделена на четыре части. Первая – это командный мостик, который отделяет стартовую прямую от пит-лейн. Он задействован только во время гоночных сессий, но именно здесь принимаются ключевые решения по тактике.

Персонал

В ходе уикенда Формулы-1 в каждой команде с машинами работают 47 человек. Это число прописано в правилах, в него входят только механики и инженеры. «У каждого члена «гоночной» бригады специальные оранжевые пропуска, отличающиеся от пропусков других членов команды: руководителей команд, менеджеров, пресс-атташе и обслуживающего персонала, – рассказывает глава гоночной бригады Marussia Саймон Прайс. – Оранжевые пропуска есть только у тех, кто имеет право работать с машинами. То есть физически к ним прикасаться. У остальных этого права нет». Всего во время уик-энда Marussia привозит на гонки примерно 70-80 сотрудников.

Основная работа идет, конечно же, в здании боксов, и те помещения, которые попадают в картинку телевизионной трансляции, – это лишь малая часть "гаража" команды Формулы-1. Позади боксов, собственно в паддоке, припаркованы фуры – обычно по три-четыре у каждой конюшни. На них команды перевозят оборудование с трассы на трассу, а во время гоночных уикендов их опустошают, и они становятся офисами и мастерскими.

Наконец, последняя зона – моторхоум. Это единственное помещение, где совсем не пахнет машинным маслом и бензином: здесь располагаются в том числе дополнительные переговорные и кабинеты руководителей, но в основном в современной Формуле-1 моторхоумы играют роль гостевых зон и обычных столовых для персонала.


###Командный мостик

Чаще всего места на командном мостике Marussia на пит-уолл занимают люди без оранжевых пропусков. В ходе сессий «на передовой» сидят глава команды Джон Бут, спортивный директор Грэм Лоудон, главный гоночный инженер Дэйв Гринвуд, инженер по стратегии Ричард Локвуд, исполнительный директор команды Энди Уэбб и главный менеджер команды Дэйв О'Нил. В отсутствие Уэбба шестое место занимает гость команды.

Гаражный кооператив

У каждого сотрудника свои функции. Решения по стратегии и времени проведения пит-стопов принимаются Гринвудом, Локвудом и Бутом совместно с гоночными инженерами пилотов. Спортивный директор команды Грэм Лоудон постоянно следит за автомобилями Макса Чилтона и Жюля Бьянки. На его мониторах только картинка со стационарных камер, установленных на трассе: электронный "режиссер" меняет планы, опираясь на данные GPS с машин Marussia.

Таким образом, на протяжении всех сессий Лоудон видит перед собой только автомобили своих пилотов. Как спортивный директор команды, он один из немногих, кто досконально знает все пункты спортивного регламента чемпионата. В случае возникновения любой спорной ситуации, у команды должна быть готова позиция – либо для защиты, либо для жалобы в отношении другого пилота. При этом со спортивным делегатом FIA Чарли Уайтингом с командного мостика Marussia общается менеджер Дэйв О'Нил. Через него же пилоты, находясь на трассе, могут донести информацию до стюардов: будь то сообщение о состоянии трассы, если идет дождь, или жалобу.

Рядом с командным мостиком непременно должен располагаться так называемый пит-борд – табличка, которую на каждом круге показывают пилотам. «Это немного старомодный способ, но гонщики до сих пор любят воспринимать информацию визуально, независимо от того, работает радио или нет, – говорит Саймон Прайс. – У каждого из пилотов свои предпочтения: кто-то хочет видеть количество пройденных кругов, кто-то информацию о ближайшем пит-стопе, кто-то отрыв от ближайшего соперника позади, кто-то – от впередиидущего». Пит-борд вывешивает через пит-уолл физиотерапевт каждого из пилотов.


###Боксы

В кадры телевизионной трансляции попадает лишь одна зона боксов – та, в которой находятся автомобили. Именно здесь над машинами работают обе бригады механиков и гоночные инженеры пилотов – их рабочие места расположены по бокам помещения. Все остальное отделено от взоров телезрителей временными гаражными панелями, которые перед началом уикенда возводит сама команда.

Гаражный кооператив

За каждой из машин закреплены бригады из десяти человек. Один механик работает с передней частью автомобиля, один – с задней. Отдельные члены персонала ответственны за работу гидравлических систем, электроники и коробки передач, еще один механик работает с шинами. Именно он должен удостовериться, чтобы в каждой из сессий нужные комплекты были под рукой. Он же в начале уикенда должен доставить колесные диски в моторхоум Pirelli, а затем – при помощи остальных – привезти готовые колеса к гаражу команды. В конце уикенда все покрышки должны проследовать в обратном направлении.

Левая половина боксов Marussia в этом году занята бригадой Жюля Бьянки

Левая половина боксов Marussia в этом году занята бригадой Жюля Бьянки

Помимо них, еще один механик отвечает за работу с композитными материалами. Это все элементы "оперения" машины, включая антикрылья. Отдельный сотрудник отвечает за работу с топливом. У каждой из машин есть свой старший механик, координирующий действия остальных, а также "запасной", готовый прийти на помощь кому угодно.

Стеллажи со всеми необходимыми инструментами расположены позади болидов. За ними располагаются гостевые зоны – узкие коридоры, в которых во время сессий могут находиться представители спонсоров конюшни, гости и, порой, журналисты.

Позади каждого из автомобилей – стеллаж со всеми необходимыми инструментами. Если требуются дополнительные, их всегда можно найти в трейлерах. За стенкой – гостевая зона. Вид открывается на бокс, а на экранах всегда можно последить за официальной трансляцией и таймингом

Позади каждого из автомобилей – стеллаж со всеми необходимыми инструментами. Если требуются дополнительные, их всегда можно найти в трейлерах. За стенкой – гостевая зона. Вид открывается на бокс, а на экранах всегда можно последить за официальной трансляцией и таймингом

Главный механик Ричард Ренн следит за обеими бригадами. Еще один механик отвечает за двигатели – он работает с двумя машинами сразу. К команде также приставлен и инженер от компании Cosworth, поставляющей Marussia моторы.

На рабочем месте гоночного инженера в боксах, на стенах слева и справа, развешаны несколько мониторов с видеокартинкой, данными телеметрии и таймингом.

Рабочее место гоночного инженера: на нижние экраны во время заездов выводятся данные телеметрии, на верхние – тайминг, посередине – телевизионная картинка и карта трассы, на которой отмечены перемещения пилотов

Рабочее место гоночного инженера: на нижние экраны во время заездов выводятся данные телеметрии, на верхние – тайминг, посередине – телевизионная картинка и карта трассы, на которой отмечены перемещения пилотов

За кадром остаются внутренние помещения боксов: различные сборочные узлы, заправочное оборудование, топливное хранилище, инженерный пункт с пятью мощными компьютерами и небольшой кофе-поинт.

На каждый уикенд команда привозит четыре мотора. Два установлены на автомобилях, еще два запасных. Они находятся на специальных стендах в «моторном отсеке». Здесь же хранятся запасные коробки передач: их всего пять на две машины. Еще в четверг, перед началом уикенда, механики полностью собирают два готовых комплекта, так называемых «rear end» – к запасным «коробкам» уже прикреплены узлы задней подвески. Если с основной коробкой передач на одном из автомобилей возникнут проблемы, команда поменяет ее вместе с подвеской. Это позволит сэкономить время.

По ту сторону гаража у команды по ходу уикенда всегда готовы запасные двигатели и коробки передач. Количество моторов на сезон ограничено – их можно использовать всего восемь. Коробка передач должна выдерживать дистанцию пяти Гран-при, так что для ее замены команде действительно нужен веский повод

По ту сторону гаража у команды по ходу уикенда всегда готовы запасные двигатели и коробки передач. Количество моторов на сезон ограничено – их можно использовать всего восемь. Коробка передач должна выдерживать дистанцию пяти Гран-при, так что для ее замены команде действительно нужен веский повод

В отсеке для композитных материалов расположены практически все запасные элементы обвеса для автомобилей. "В ассортименте представлены" дополнительные боковые понтоны, кожухи двигателя и задние антикрылья. Передние крылья всегда, даже в ходе гонок, установлены на специальных подставках перед боксами. Всего на каждый Гран-при команда привозит по три антикрыла – как задних, так и передних – для каждой из машин. Если инженеры подготовили новые варианты, то крыльев в распоряжении пилотов может быть больше.

Отдельное помещение предусмотрено для композитных материалов. Здесь команда хранит различные варианты обвеса машины и просто дополнительные комплекты антикрыльев, других элементов "оперения" и запасные днища – на случай аварии

Отдельное помещение предусмотрено для композитных материалов. Здесь команда хранит различные варианты обвеса машины и просто дополнительные комплекты антикрыльев, других элементов "оперения" и запасные днища – на случай аварии

На каждый уикенд команда привозит четыре больших бочки с топливом, каждая объемом чуть менее 100 литров, и еще несколько маленьких. Все они хранятся в дополнительной комнате. Всего в распоряжении Marussia на три тренировочные сессии, квалификацию и гонку около 600 литров. Практически все они уходят без остатка. Таким образом, за три дня уикенда 11 команд Формулы-1 сжигают примерно 6600 литров гоночного топлива. По некоторым данным, стоимость одного литра составляет около пяти евро. Нетрудно посчитать, что только на бензин у Формулы-1 уходит около 33 тысяч евро за Гран-при.

Дозаправки во время гонок запрещены в Формуле-1 с 2010 года. Теперь заправочное оборудование уже не надо выкатывать на пит-лейн – у него есть собственная секция в гараже

Дозаправки во время гонок запрещены в Формуле-1 с 2010 года. Теперь заправочное оборудование уже не надо выкатывать на пит-лейн – у него есть собственная секция в гараже

«Здесь у нас самая важная часть гаража, – Прайс указывает на комнатку, обозначенную на схеме как «точка питания». – Здесь всегда есть кофе, холодильник с напитками, печенье, фрукты и шоколадные батончики»... Доступ пилотам в этот уголок запрещен.

Война войной…

Война войной…

В любой команде за радиосвязь отвечает отдельный человек. Чтобы все члены гоночной бригады оставались на связи во время сессий, Marussia привозит на каждый уикенд около 80 комплектов наушников, радиостанций и микрофонов. Для них предусмотрена специальная стойка. Большинство комплектов закреплено за членами команд. У инженера, отвечающего за радиосвязь, тоже есть собственный блок в боксах. Этот человек ответственен за правильную и бесперебойную работу радио инженеров, механиков, руководителей и менеджеров, а также за передатчики в шлемах пилотов. Несколько пар наушников могут быть выданы гостям команды – из боксов они могут не только наблюдать за работой команды, но и слушать переговоры.

В мире автогонок, где порой трудно расслышать стоящего в полуметре человека, радио – едва ли не важнейший элемент работы команды. Стенд со станциями расположен в самом центре гаража. За каждым из сотрудников закреплена позиция на "вешалке". За подготовку радиостанций и функционирование всей системы отвечает отдельный человек

В мире автогонок, где порой трудно расслышать стоящего в полуметре человека, радио – едва ли не важнейший элемент работы команды. Стенд со станциями расположен в самом центре гаража. За каждым из сотрудников закреплена позиция на "вешалке". За подготовку радиостанций и функционирование всей системы отвечает отдельный человек

У Marussia два главных радиоканала – для каждого из пилотов. В ходе сессий гоночный инженер находится на постоянной связи с механиками и другими инженерами, а также с самим гонщиком. Пилот, в свою очередь, слышит только сообщения своего инженера и людей, сидящих на командном мостике на пит-уолл. Вся остальная информация – о выборе типа резины, количестве топлива в баках, изменениях в настройках – доходит только до механиков.

Инженерный подряд из пяти человек в ходе заездов непрерывно следит за данными телеметрии с обеих машин

Инженерный подряд из пяти человек в ходе заездов непрерывно следит за данными телеметрии с обеих машин

В "застенках" сидит и бригада инженеров. Пять мощных компьютеров принимают информацию с боевых автомобилей. Все данные телеметрии стекаются сюда: чтобы уследить за всеми параметрами, Marussia необходимо пять человек. Если возникает проблема, они узнают об этом моментально. Затем информация будет передана гоночному инженеру и на командный мостик.

Так называемая обратная телеметрия в Формуле-1 запрещена. У инженеров нет возможности самостоятельно исправить проблему, если машина находится на трассе. Это может сделать лишь пилот – при помощи переключателей на руле и команд своего инженера.


###Трейлеры

Непосредственно за боксами команды располагаются несколько трейлеров, обычно именуемых как «Race Trucks» или сокращенно RT. На большинстве трасс в паддок допускаются всего три тягача от каждой команды. У Marussia это RT1, RT2 и RT5.

Три тягача Marussia в паддоке слева направо: двухуровневый RT5, RT1 и RT2. Они развернуты "лицом" к паддоку, а "задом" – ко входу в гараж

Три тягача Marussia в паддоке слева направо: двухуровневый RT5, RT1 и RT2. Они развернуты "лицом" к паддоку, а "задом" – ко входу в гараж

Еще три грузовика, необходимые для транспортировки оборудования по Европе, располагаются на парковках. Водители грузовиков не являются членами команды, но компания – партнер, услугами которой пользуется Marussia, в основном командирует одних и тех же специалистов, уже знакомых с Формулой-1. Они не только перегоняют грузовики с трассы на трассу, но и помогают разгружаться.

Гаражный кооператив

RT2 – трейлер, в котором путешествуют по Европе боевые автомобили команды. Внутри фуры они располагаются один под другим, верхний – на специальной платформе. Когда машины Жюля Бьянки и Макса Чилтона выгружены, трейлер становится хранилищем инструментов для механиков. Здесь образуется дополнительная рабочая зона. Комнаты пилотов находятся с другой стороны трейлера. По пристроенным к фуре лестницам Жюль и Макс поднимаются в свои «апартаменты» площадью пять квадратных метров каждые. Здесь – массажные столы, плазменная панель и небольшой диван.

В RT1 во время стоянки в паддоке располагаются комнаты главы команды Джона Бута и запасного гонщика – Родолфо Гонсалеса. Позади еще одна рабочая зона. Здесь хозяйничают механики, отвечающие за гидравлику и коробки передач.

Между двумя этими трейлерами установлена подвесная конструкция – тентовый «потолок», который защищает от капризов погоды колеса. Места в гараже для всех комплектов резины нет, потому они сложены рядами именно между RT1 и RT2. Все необходимые для каждой сессии комплекты в боксы доставляет механик, отвечающий за работу с шинами.

Гаражный кооператив

RT5 – единственный "двухэтажный" трейлер команды. Он стоит параллельно с RT1 и RT2, но никакими дополнительными элементами с ними не связан. На первом уровне располагаются небольшая кладовка и офис пресс-атташе команды Трейси Новак, а также рабочая зона инженеров, отвечающих за радиосвязь и электронику.

На втором этаже проходят брифинги по итогам сессий. За большим столом после каждой сессии собираются инженеры, пилоты и руководители команды. Именно здесь анализируются полученные в ходе заездов данные и принимаются важнейшие решения о том, в каком направлении работать дальше.

Соседний офис отдан отделу «поддержки». Здесь работают менеджеры и координаторы. Отдельный небольшой офис есть и у главного менеджера Marussia Дэйва О'Нила.

На некотором отдалении от фур, через главную пешеходную зону паддока, расположены моторхоумы.


###Моторхоум

Моторхоум Marussia – один из самых скромных в паддоке. Он был приобретен еще в те времена, когда команда носила название компании Ричарда Брэнсона Virgin. Двухэтажная конструкция принимает гостей команды, здесь же завтракают, обедают и ужинают все сотрудники коллектива в ходе Гран-при.

Гаражный кооператив

Первый этаж отдан под нужды команды – именно здесь ест гоночная бригада Marussia. На кухне работают два повара и один посудомойщик, обслуживанием занимаются две официантки. Здесь девять столов, за которыми могут разместиться около 50 человек. Всего на каждый уикенд Marussia привозит 70 комплектов столовых приборов.

Второй этаж отдан под нужды маркетингового отдела. Здесь гостят спонсоры, партнеры, здесь же проходят интервью с пилотами и всевозможные презентации. Marussia периодически устраивает дни открытых дверей для прессы. Во время подобных мероприятий журналисты могут пообщаться в неформальной обстановке с пилотами и руководителями команды. Еще несколько офисов занимают маркетинговые службы.

Подобный распорядок в Формуле-1 действует только во время европейских Гран-при. Роли моторхоумов и фур на время "выездных" этапов отдаются гостевым домикам, оборудование в которые доставляется на паромах и самолетах.

В ближайший уикенд Marussia доберется до трассы в Монце со всем скарбом в последний раз в этом сезоне. После финиша Гран-при Италии гаражные панели будут убраны в фуры, моторхоум разобран и отправлен на базу. Дожидаться следующей весны.