Опубликовано 23 октября 2012, 18:26

Вторсырье

Из чего можно делать моторное масло
Из чего можно делать моторное масло? Из масла! Компания Valvoline, выпускающая технические жидкости для автомобилей, решила внедрить в состав своих продуктов переработанное моторное масло. "Мотор" разобрался в том, как очищают "грязное" масло и зачем его добавляют в новые составы.
Фото Valvoline, пользователя mixxon с сайта deviantart.com и пользователя Mark Howells-Mead с сайта www.flickr.com
Фото Valvoline, пользователя mixxon с сайта deviantart.com и пользователя Mark Howells-Mead с сайта www.flickr.com

Из чего можно делать моторное масло? Из масла! Компания Valvoline, выпускающая технические жидкости для автомобилей, решила внедрить в состав своих продуктов переработанное моторное масло. В 2011 году фирма представила смесь NextGen, 50 процентов которой уже была использована в автомобилях. "Мотор" разобрался в том, как очищают "грязное" масло и зачем его добавляют в новые составы.

Секретный ингредиент

Вредные выбросы чадящих автомобилей в атмосферу это еще полбеды! А вот то, что всего один литр использованного моторного масла при сливе в открытый водоем загрязняет миллион литров воды, иначе как "вредным вбросом" не назовешь. Чтобы не мучить лишний раз природу и прекратить транжирить нефтепродукты, правительства западных стран уже давно стали вводить законы, обязывающие автомобильные организации централизованно собирать отработанное масло.

Вторсырье

Западные автосервисы начали продавать использованные жидкости на заводы по очистке нефтепродуктов ― впрочем, больших доходов они с этого не получали, так как оплачивать доставку цистерн с «грязным» грузом приходилось отправителю. Зимой станции техобслуживания и вовсе предпочитали не тратить силы на транспортировку: отработанное моторное масло элементарно сжигали для отопления собственного помещения.

Но что еще можно сделать с моторным маслом, которое вроде бы потеряло полезные свойства? Как выяснилось, после некоторых манипуляций его можно повторно заливать в двигатель. Первая коммерчески обоснованная технология очистки отработанных моторных масел появилась еще в 1980-х годах. Процесс был сложным, а готовый продукт зачастую содержал шлам, поэтому тот способ не перевернул индустрию вверх ногами.

Три миллиарда литров

моторного масла ежегодно используют США. Из них 2 миллиарда 250 миллионов литров после этого возвращается на нефтеперегонные заводы для очистки

Тем не менее, многие химические компании взяли новинку на вооружение: на первых порах очищенное масло применялось при изготовлении индустриальных масел и технических жидкостей для поездов. Такие составы используются на железной дороге и сейчас, но в двухтысячных годах в сфере переработки масла произошел прорыв.

Каждый год в мире строится несколько нефтеперерабатывающих заводов, которые занимаются исключительно очисткой отработанного масла

Каждый год в мире строится несколько нефтеперерабатывающих заводов, которые занимаются исключительно очисткой отработанного масла

Ученые усовершенствовали процесс регенерации до такой степени, что получившуюся субстанцию стало не отличить от "базового масла" ― так химики называют нефтепродукт, из которого после добавления присадок получается готовое моторное масло. Максимально упрощенно суть процесса состоит в следующем: первичная дистилляция удаляет воду, топливо и прочие примеси, затем выпариваются тяжелые частицы, а в дальнейшем субстанцию подвергают гидроочистке и повторной дистилляции. То, что получилось, теперь можно заливать не только в поезда, но и в автомобильные двигатели.

Ценовая политика

На самом деле, фракции переработанных моторных масел используют при выведении новых формул технических жидкостей для машин с конца 1980-х годов. В тот момент экологический аспект мало интересовал широкую публику, но времена изменились. Защищать окружающую среду и экономить естественные ресурсы в Европе и Америке стало модно ("моду" задают, чаще всего, законотворцы): так на западе появился спрос на "зеленое" масло.

Даже противники технологии очистки отработанного масла признают: рынок регенерированного масла будет расти

Даже противники технологии очистки отработанного масла признают: рынок регенерированного масла будет расти

Первым "экологически чистым" маслом стало масло NextGen от Valvoline. Пятьдесят процентов базового масла для этой смеси получено из отработанных и очищенных масел – когда-то это были смешанные отходы "синтетики", "минералки" и "полусинтетики".

Органика

Потребители уже привыкли, что "зеленые" продукты с лейблом "organic" стоят заметно дороже обычных: считается, что такие товары наносят меньше вреда окружающей среде и вообще они полезнее. По такой логике NextGen должно стоить больше, чем стандартное маcло Valvoline. Но в магазине цены одинаковы, а первичные затраты на производство NextGen даже ниже, чем у привычных смесей: на очистку отработанного масла нужно меньше электроэнергии, чем на перегонку базового масла из сырой нефти. И все же стоимость искусственно выравнивают из маркетинговых соображений -- чтобы у покупателей не возникло ощущение, что им продают второсортный товар.

По словам химика Алексея Стиопа, создавшего одну из разновидностей NextGen, отработанное масло в той или иной пропорции использует большинство компаний – Valvoline просто первой угадала поветрие и решила построить на этом собственную маркетинговую кампанию. Особенно в компании любят упоминать о том, что даже в машины гоночной серии NASCAR залит NextGen.

На самом деле, забота об экологии была не единственной причиной "озеленения" моторного масла. Бренд Valvoline принадлежит относительно небольшой компании Ashland Inc., которая не связана ни с одной из нефтяных корпораций – вот и приходится фирме самостоятельно искать сырье на рынке, где наблюдается дефицит базовых масел. Кроме того, у Valvoline в Штатах есть крупная сеть центров быстрого технического обслуживания Instant Oil Change: клиенты, желающие сменить масло на своей машине, не просто отдают "сырье" для NextGen бесплатно – они, фактически, еще и приплачивают за него!

Ведущие производители моторных масел постоянно следят друг за другом: представители компаний покупают канистры с продукцией конкурентов в обыкновенных магазинах, а потом анализируют свойства чужих масел. В компании Valvoline хвастают, что четыре года назад Mobil1 пришлось отзывать целую партию после того, как их химики обнаружили снижение механической износостойкости в одной из смесей "Мобила"

Ведущие производители моторных масел постоянно следят друг за другом: представители компаний покупают канистры с продукцией конкурентов в обыкновенных магазинах, а потом анализируют свойства чужих масел. В компании Valvoline хвастают, что четыре года назад Mobil1 пришлось отзывать целую партию после того, как их химики обнаружили снижение механической износостойкости в одной из смесей "Мобила"

Незеленые

Впрочем, не все конкуренты разделяют восторги Valvoline. К примеру, французская компания Total убеждена, что отработанное масло можно профильтровать, но нельзя изменить степень его окисления – не поможет даже добавление антиокислительных присадок, которые способны лишь замаскировать износ. Однако менеджер по развитию проектов Valvoline Дэн Дотсон считает эту позицию "мифом". По его словам, своих свойств лишаются только присадки, которые составляют 15 процентов от готовой смеси. «Огромная часть моторного масла вообще не изнашивается», – уверен Дотсон. Между тем, Total все же добавляет небольшое количество очищенного сырья в состав своего дизельного топлива и керосина.

10 миллионов баррелей

Такое количество нефти можно ежегодно сэкономить, если очищать все использованное масло

В Shell предпочли воздержаться от обсуждения коллег: официально голландская корпорация не использует регенерированные моторные масла при составлении новых формул. Российская компания "Газпромнефть - Смазочные Материалы" также не использует отработанное масло в своей продукции – предприятию достаточно собственного сырья.

Проверить, действительно ли европейские концерны игнорируют очищенное моторное масло или все же подмешивают "вторсырье" в новые продукты, едва ли возможно: точные формулы их масел – коммерческая тайна. Некоторые специалисты, занятые в данной сфере, утверждают, что в современном мире без регенерированного масла просто не обойтись, ведь при идентичных свойствах оно ощутимо дешевле, чем базовый нефтепродукт.

Однако в России "зеленое" масло вряд ли будет пользоваться заметным спросом. Несмотря на то, что масла марки Valvoline с сентября продаются на территории нашей страны, смесь NextGen в представленный ассортимент не входит. Конкуренты Valvoline тоже не спешат копировать их идею. Может, в России просто еще слишком много сырой нефти, чтобы задумываться о ее рациональном использовании?