4 декабря 2020, 19:16

Aston Martin обвинили в нападках на электромобили

Компания заказала отчет, который восприняли как попытку очернить экологический транспорт

Компанию Aston Martin обвинили в черном пиаре и заказе исследования, лоббирующего интересы традиционных автопроизводителей и очерняющего электромобили. Доклад, подготовленный фирмой Clarendon Communications, указывал на недостаточную прозрачность в вопросах экологичности таких машин, причем одним из источников данных был недавний отчет Polestar. В Сети уже заговорили об Астонгейте.

Недовольство журналистов и ряда экспертов вызвал тезис о том, что электромобиль сравняется по экологичности с бензиновой машиной только после того, как проедет 78 000 километров. Интересно, что в документе Clarendon Communications напрямую указано, откуда взяты эти данные. Цифры в своем отчете приводит фирма Polestar, сравнивая углеродный след электрического лифтбека Polestar 2 и бензинового кроссовера Volvo XC40.

Так, по данным шведской марки, чтобы общий показатель выбросов эквивалента CO₂ для XC40 превысил показатель Polestar 2, нужно проехать на электромобиле 112 000 километров, если брать в расчёт среднемировую структуру электрогенерации (учитываются различные способы получения электроэнергии), или 78 000 километров с учетом особенностей энергосистемы Европы, в которой высока доля возобновляемых источников (15 процентов на 2018 год). Если же заряжать автомобиль только энергией, полученной от «ветряных ферм», то показатель снизится до 50 000 километров.

В интервью изданию The Guardian генеральный директор Polestar Томас Ингенлат заявил, что в отчете не отражены меры по снижению выбросов ещё на треть, да и углеродный след за весь жизненный цикл Polestar 2 (около 200 000 км) все равно будет меньше, чем у автомобиля с ДВС. Усомнился в верности данных и основатель Bloomberg Майкл Либрейх. Он выяснил, что Clarendon Communications зарегистрирована на имя Ребекки Стивенс, жены директора Aston Martin по связям с правительством Джеймса Стивенса, а значит независимость экспертизы под вопросом. Однако помимо Астона, в заказчиках числятся Honda, Bosch и McLaren.

В отчете Clarendon содержатся и другие интересные данные, например, разница в стоимости ДВС и электрических силовых установок. Так, для массового А-сегмента она может составлять 91,7%, а для премиум — всего 7,3%.

Между тем в докладе Clarendon Communications приведены и рекомендации по «озеленению» транспортного сектора. Во-первых, авторы предлагают оставить потребителям право выбора, а фокус с электрификации сместить на обезуглероживание топлива. Во-вторых, правительству следует озаботиться снижением вредных выбросов не только новых автомобилей, но и старых. В-третьих, производители должны предоставлять данные о полном углеродном следе их продуктов.