Опубликовано 06 декабря 2023, 09:53
1 мин.

Продажи новых машин в России растут медленнее, чем могли бы. И вот почему

На то есть две причины
Перечислены факторы, сдерживающие российский авторынок. Как сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), продажи показывают положительную динамику, но рост мог бы быть еще больше, если бы не ставки утильсбора на машины с двигателем объемом до трех литров, которые выросли в 1,7 раза, и ключевая ставка ЦБ, составляющая 15 процентов. Так, увеличение ключевой ставки уже негативно отразилось на объемах реализации Lada: продажи автомобилей отечественной марки в ноябре впервые за полгода ушли в минус в помесячном выражении.
Продажи новых машин в России растут медленнее, чем могли бы. И вот почему
© Depositphotos

Комитет автопроизводителей АЕБ отмечает, что продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в ноябре составили 110,7 тысячи штук. Ассоциация приводит и альтернативную статистику с учетом данных о первичной регистрации: в последний осенний месяц было реализовано 117 994 легковых машины. Разница двух чисел объясняется дополнительным объемом продаж автомобилей, поставленных в Россию через альтернативные каналы — по параллельному импорту.

Рост продаж за январь-ноябрь 2023 года составил 44 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А с учетом альтернативных каналов рынок уже почти достиг одного миллиона реализованных автомобилей. Авторынок мог бы преодолеть этот рубеж и раньше, если бы не два сдерживающих фактора: утильсбор и ключевая ставка Центробанка.

Так, с августа ставки утильсбора на автомобили с моторами объемом до трех литров, ввозимые в Россию для последующей перепродажи, выросли в 1,7 раза. А ключевая ставка ЦБ в течение этого года повышалась четыре раза и сейчас составляет 15 процентов.

Что касается параллельного импорта, то по итогам 11 месяцев доля «серых» машин составила примерно 15 процентов от общего объема рынка. Ранее сообщалось, что параллельный импорт постепенно сходит на нет: отечественный автомобильный рынок за последние полтора года успел восстановиться, а большинство дилеров сменило вектор с «серых» европейских моделей на официальные автомобили из Китая.