Опубликовано 06 июля 2011, 17:33

Убыток России от недостаточного финансирования дорог составит 12 процентов от ВВП

Если финансирование дорожной отрасли в России до 2020 года не выйдет на уровень 4,5-5 процентов ВВП, государство будет терять ежегодно 9-12,5 процента от ВВП
На сегодняшний день из-за неразвитости дорожной инфраструктуры потери экономики РФ составляют 1,6-2 триллиона рублей в год. Если в течение 10 лет Россия не сможет выйти на уровень финансирования дорожного строительства в размере 4,5-5 процентов, потери ВВП достигнут 12,5 процентов.
Фото с сайта privetsochi.ru
Фото с сайта privetsochi.ru

Из-за неразвитости дорожной сети Россия будет ежегодно терять по 9-12,5 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП), если не сумеет за десять лет выйти на финансирование дорожного строительства на уровне 4,5-5 процентов от ВВП. Такой прогноз содержится в докладе, подготовленном экспертами Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог».

По оценкам специалистов, доля транспортных затрат в конечной цене на российскую продукцию составляет 15-20 процентов, тогда как в США и Европе этот показатель колеблется в пределах от семи до десяти процентов. В России высокие расходы на транспорт обусловлены, в первую очередь, низкой плотностью дорог. Например, в России на один автомобиль приходится около 19 метров дорог с твердым покрытием, тогда как в Финляндии – 68 метров, во Франции – 50.

В 2000-2005 годах объемы финансирования дорожной отрасли в России снизились с 2,9 процентов ВВП до 1,1 процента, и только в 2011 году этот показатель вновь вырос до 1,51 процента. В странах с развитой экономикой на строительство дорог и обслуживание существующей дорожной сети тратятся, в среднем, 3-4 процента ВВП. В Японии и США эта цифра в процентном выражении составляет 1,1-1,5 процента, но объем ВВП этих стран значительно превышает российский, а дорожная сеть уже хорошо развита.

«Сегодня Россия вкладывает в дорожную отрасль 700 миллиардов рублей, но при этом теряет на ее неразвитости около 1,6-2 триллионов рублей ежегодно. Между тем картина могла бы быть иной, если дорожную отрасль рассматривали не как затратную часть, но как прибыльный проект. В противном случае из года в год наши убытки будут только расти», – считает руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев.

В марте 2011 года Всемирный банк опубликовал доклад, в котором привел результаты исследования состояния российских дорог и свои предложения по решению существующих проблем. Эксперты рекомендовали не только увеличить финансирование дорожной сферы, но и повысить эффективность расходования поступающих средств. Например, исследователи подсчитали, что Россия тратит на текущий и капитальный ремонт одного километра дорог 27-55 тысяч долларов в год, тогда как похожая по климатическим условиям Финляндия -– чуть менее 10 тысяч. Также Всемирный банк рекомендовал пересмотреть систему госзакупок и аукционов, создать дорожный фонд второго поколения (когда распределением средств из него занимается организация, представляющая интересы водителей) и провести классификацию дорог, чтобы разработать требования к трассам в зависимости от условий эксплуатации.