Сколько потеряли автопроизводители, ушедшие из России
Суммарные потери брендов от ухода из России оцениваются в 38,5 миллиарда долларовНа втором месте по размеру убытков оказался Shell, потерявший до пяти миллиардов долларов. Впрочем, честь этой суммы компания могла компенсировать за счет продажи своих активов «Лукойлу» – сделка была проведена в конце мая 2022 года. Тогда, помимо 400 заправочных станций британско-нидерландской Shell, под управление «Лукойла» перешел и завод по производству смазочных материалов, расположенный в городе Торжок Тверской области.
Renault, первый автопроизводитель, объявивший о прекращении продаж машин в России, потерял 2,3 миллиарда евро. Доля Группы Renault в АвтоВАЗе (67,69 процента акций) перешла ФГУП НАМИ, а столичный завод «Рено Россия», где собирали в том числе популярные кроссоверы Duster и Arkana, встал на баланс Москвы. Сумма сделки составила всего 1 рубль.
Потери от ухода Mercedes-Benz с российского рынка оцениваются в 709 миллионов евро. Немецкая компания продала свои доли в местных дочерних компаниях и завод в подмосковном Есипово российскому инвестору, дилерскому холдингу «Автодом». Стоит отметить, что, по состоянию на конец 2021 года, активы Mercedes-Benz составляли два миллиарда евро.
В сентябре решение об уходе из России приняла Toyota (рынок покинет и Lexus). Прекращение производства автомобилей на заводе в Санкт-Петербурге обернулось для компании убытком в 660 миллионов долларов, так как Toyota вынуждена была содержать простаивающее предприятие, выплачивать зарплаты и налоги, не получая при этом доходов.
680 миллионов долларов потерял Nissan, покинувший Россию по тому же сценарию, что и Renault: завод и все активы были переданы ФГУП НАМИ. Группа Traton, в которую входят грузовые марки MAN и Scania, потеряет 550 миллионов евро.
Убытки шинного производителя Michelin составили 202 миллиона евро – именно эта сумма указывается в отчете компании в виде потери от остановки деятельности в России. Еще примерно 400 миллионов евро недосчитается Nokian Tyres, который решил продать бизнес в России компании «Татнефть».
Пока не прояснилась ситуация с продажей российского завода Volkswagen в Калужской области – по некоторым данным, концерн продолжает поиски покупателя. Не отчитался об убытках и BMW, свернувший сборку машин на калининградском «Автоторе».
Нет информации и о потерях Ford, который вышел из совместного предприятия с «Соллерсом» и прекратил производство коммерческих Transit на предприятии в Елабуге. Также известно, что из СП с «Соллерсом» выходит и японская Mazda, которая до недавнего времени выпускала три модели на мощностях площадки во Владивостоке. Kia пока лишь рассматривает уход с российского рынка как один из возможных сценариев, а Hyundai готовится к консервации петербургского завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», с конвейера которого сходили Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio.