Опубликовано 25 мая 2013, 18:50

Босс McLaren предсказал Формуле-1 масштабный кризис

За следующие семь лет расходы команд вырастут на два миллиарда долларов
Глава команды McLaren Мартин Уитмарш заявил, что Формулу-1 ждет кризис, спровоцированный ростом расходов. Бюджеты увеличатся за счет повышения цен на моторы и возвращения тестов по ходу сезона. За следующие семь лет затраты участников чемпионата мира вырастут на два миллиарда долларов.
Мартин Уитмарш
Мартин Уитмарш
© James Moy Photography

Глава команды McLaren Мартин Уитмарш заявил, что Формулу-1 ждет кризис, спровоцированный ростом расходов. В интервью газете The Guardian британец указал, что по новому Договору согласия дополнительные выплаты от держателя коммерческих прав достанутся только четырем конюшням – Ferrari, Red Bull, McLaren и Mercedes AMG. Остальные семь коллективов столкнутся с серьезными финансовыми затруднениями: их доходы останутся на прежнем уровне, тогда как суммарные расходы вырастут на два миллиарда долларов за ближайшие семь лет.

Наиболее затратной статьей станут двигатели нового поколения. В 2014 году Формула-1 перейдет на турбированные силовые установки с обязательной системой рекуперации энергии ERS – такие агрегаты окажутся дороже существующих моторов на 15 миллионов долларов. За семь лет (на такой срок рассчитан новый Договор согласия) 11 конюшен потратят на моторы 1,155 миллиарда долларов. Еще 49 миллионов долларов заберет Международная автомобильная федерация (FIA), увеличившая вступительные взносы за право участия в чемпионате мира. Наконец, 770 миллионов долларов командам придется потратить на тесты по ходу сезона: ожидается, что возвращение испытательных заездов одобрят в течение ближайшего месяца.

"Формула-1 лучше всего управляется во время кризиса. Позор, что для того, чтобы справиться со сложностями, мы сначала создаем кризисную ситуацию, – заявил Уитмарш. – Нашему спорту нужны 11 команд – и мы обязаны приложить все усилия, чтобы нынешние участники остались в чемпионате мира. Но я боюсь, что мы начнем реально смотреть на вещи только тогда, когда кризис начнется. Лично я не вижу способа выстроить жизнеспособную бизнес-модель для семи [отстающих] конюшен. Еще одной сложностью станут шины: по новому контракту команды заплатят Pirelli 105 миллионов долларов за семь лет".

"В плане стоимости новых силовых установок и их обслуживания Формула-1 управляется катастрофически плохо", – заключил глава McLaren. Мартин Уитмарш имеет в виду генерального промоутера чемпионата мира Берни Экклстоуна, распределяющего доходы между конюшнями, а также Международную автомобильную федерацию, которая утверждает правила и изымает с команд деньги за участие. "Любая организация берет деньги за то, что организует и проводит спортивные мероприятия, – ответили на критику в FIA. – Вступительные взносы давно не повышались – мы пересмотрели их ради того, чтобы они отвечали современным реалиям".

Позицию главы McLaren поддержал заместитель руководителя Force India Боб Фернли. "Финансовые сложности есть у каждой команды – и вы даже не представляете, насколько они серьезны. А ведь в будущем затраты будут только расти, – отметил Фернли. – Все, что сейчас происходит с Формулой-1, приводит к единственному результату: расходы увеличиваются. Возвращение тестов по ходу сезона спровоцирует еще более ощутимый скачок".

"Чемпионату мира нужно более равномерное распределение прибыли, – добавил Фернли. – Я понимаю, почему Ferrari, McLaren и Mercedes AMG получили особые условия, но ситуация с Red Bull отличается. Мне бы хотелось, чтобы эта конюшня потратила на Формулу-1 не пять лет, а 20".

В данный момент коммерческие права на Формулу-1 принадлежат инвестфонду CVC. Команды уже критиковали эту организацию за нежелание вкладывать деньги в развитие чемпионата мира, а в марте 2013 года Фернли обвинил компанию в "выдаивании" Формулы-1. "CVC делает ужасные вещи. Этот инвестфонд – худшее, что когда-либо случалось с нашим спортом", – убежден замглавы Force India.