В Норвегии могут ввести налог для владельцев дорогих электромобилей
Субсидии на покупку «зеленых» машин дорого обходятся бюджету страныВ настоящее время покупатели электромобилей в Норвегии освобождены от уплаты всех налогов, предусмотренных для владельцев автомобилей с ДВС. И это сказывается на продажах. В 2020-м доля новых батарейных машин составила 54 процента, что стало мировым рекордом. Однако поддержка «зеленых» инициатив больно бьет по бюджету Норвегии: в прошлом году из-за них правительство недополучило 19,2 миллиарда норвежских крон (2,3 миллиарда долларов) в виде налогов.
Снизить нагрузку, по мнению МВФ, поможет введение налогов для владельцев дорогих электромобилей стоимость 600 тысяч крон (5,2 миллиона рублей) и выше. Кроме того, предлагается субсидировать утилизацию бензиновых и дизельных автомобилей при замене их электромобилями, а также повысить сборы, взимаемые с машин, загрязняющих окружающую среду. Все эти меры в какой-то степени улучшат адресность льгот (сейчас наибольшие субсидии получают покупатели с высоким доходом) и усилят положительное воздействие на окружающую среду.
Тем временем в России отменили нулевые пошлины за ввоз электромобилей — с 2022 года её размер составит 15 процентов от таможенной стоимости машины. С критикой решения уже выступили Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) и Nissan. Представители первой считают нулевую пошлину «ключевым стимулом к развитию сегмента и призывают продлить ее до конца 2024 года»; в Nissan ссылаются на международный опыт и говорят о необходимости поддержки со стороны государства: без развития рынка нельзя будет оправдать инвестиции в соответствующую инфраструктуру.