Переход на электрокары не поможет борьбе с изменением климата
Об этом говорится в отчете, подготовленном Polestar и Rivian/imgs/2023/02/08/14/5787281/9f917a11dcbb276dfe7c7750a7dc497c32f85566.jpg)
Исследование Pathway Report, подготовленное консалтинговой фирмой Kearney по заказу Polestar и Rivian, доходчиво объясняет, почему без существенной трансформации автомобильной отрасли, особенно производства, невозможно достичь целей по снижению выбросов парниковых газов (GHG). Согласно документу, при нынешнем положении дел бюджет эмиссии CO₂e (различные виды парниковых газов, приведенные к общей единице измерения; составляет 75—80 гигатонн) будет исчерпан уже к 2035 году, а к 2050-му выбросы GHG превысят целевые показатели на 75 процентов.
/imgs/2023/02/08/14/5787258/304b4017eb72258e43931a903e02092b2e027c1f.webp)
График показывает, на сколько будет превышен целевой показатель выбросов GHG при различных сценариях. Pull lever 1 — это полный переход на электромобили. Pull lever 2 — использование ВИЭ. Pull lever 3 — снижение выбросов на цепочках поставок.
© Kearney
Проблему можно решить лишь общими усилиями, считают авторы отчета. Правда, их предложения слишком радикальные и вдобавок должны реализоваться в комплексе. Скажем, недостаточно увеличить долю электрокаров в общих продажах с 6 до почти 100 процентов к 2032 году. Нужно ещё заряжать их только электричеством из возобновляемых источников. Но даже в этом случае перерасход выбросов GHG будет около 25 процентов. Снизить их до нуля поможет декарбонизация цепочек поставок.
/imgs/2023/02/08/14/5787271/f21ef19133acaf12a3c455aa50f0203c3094dbe8.webp)
Доля вредных выбросов от цепочек поставок: слева — электрокары, справа — автомобили с ДВС.
© Kearney
А вот на этом уровне у компаний всё очень плохо. Из-за батарей электромобили в среднем дают на 35—50 процентов больше парниковых газов при производстве, чем машины с ДВС. Чтобы остаться в рамках эмиссии, необходимо через девять лет снизить её на 81 процент. Задача практически нереализуемая, потому что потребует изменения структуры энергопотребления (никакого ископаемого топлива в принципе) и внедрения новых дорогостоящих технологий. Это и материалы, и батарейная химия, и технологии производства чугуна с использованием водорода, и много другое.
Всё это обходится недешево, поэтому количество экологических проектов исчисляется единицами. К их числу можно отнести строительство завода Porsche по выпуску синтетического топлива, эксперименты Volvo с «зеленой» сталью, а также запуск установки по захвату CO₂ из атмосферы — совместный проект Audi и швейцарской фирмы Climeworks. Впрочем, у высокой концентрации углекислоты в воздухе есть не только минусы, но и плюсы — рост биомассы. Например, увеличение количества CO₂ в атмосфере за счёт улучшения фотосинтеза привело к росту лесов в США на 30 процентов.