24 мая 2013, 23:16

Износ шин Формулы-1 заставил инженеров точнее настраивать двигатели

Мотористы объяснили связь между повышенным расходом резины и нагрузкой на силовой агрегат

Реми Таффен © James Moy Photography

Ведущий моторист Renault Sport Реми Таффен объяснил связь между повышенным расходом резины на болидах Формулы-1 и нагрузкой на двигатели. В интервью Autosport французский специалист рассказал, что в 2013 году инженерам приходится тратить вдвое больше времени на настройку распределения крутящего момента, так как от этого зависит износ покрышек.

"В прошлом сезоне мы (сотрудники моторостроительного подразделения Renault Sport примечание «Мотора») тратили 25 процентов рабочего времени на картографию крутящего момента. Теперь мы уделяем этому 50 процентов времени, заявил Таффен. Нам нужно оптимизировать двигатель под каждый поворот, а затем под каждый круг гонки. Чтобы пилотам подходили настройки, нам приходится готовить несколько вариантов распределения крутящего момента. Так происходит из-за того, что мы знаем: этот компонент оказывает больше влияния, чем другие".

"Если у вас пропадает нужный крутящий момент, вы можете тут же потерять сцепление а это приведет к чрезмерному износу резины, добавил Таффен. К тому же, нам необходимо обеспечить предсказуемое поведение машины вне зависимости от изношенности покрышек. К примеру, гонщик знает, что на выходе из условного 13-го поворота он должен приоткрыть дроссель на 20 процентов. Наша задача сохранить эту особенность пилотажа, каждый раз обеспечивая автомобиль нужным крутящим моментом".

В 2013 году участники Формулы-1 стали пристальнее следить за износом покрышек, так как нынешние шины Pirelli приходят в негодность быстрее прошлогодних. Это заставило инженеров подбирать щадящие настройки для болидов, а пилотов аккуратнее управлять автомобилем. В отдельных случаях гонщики сознательно отказываются от борьбы с соперниками ради сохранения ресурса резины.

В начале двухтысячных поставщики двигателей Формулы-1 могли постоянно совершенствовать силовые агрегаты. Зачастую автопроизводители готовили различные модификации моторов для квалификации и для гонки при этом квалификационный двигатель мог выдержать только три-четыре круга. Новые версии силовых установок проектировали каждый год. В настоящее время такая "гонка вооружений" запрещена. Регламент Формулы-1 "заморозил" моторы, оставив поставщикам возможность модифицировать двигатели только в случае проблем с надежностью.

Это привело к тому, что автопроизводители сосредоточились на оптимизации настроек своих агрегатов под конкретные трассы и условия. В последние годы поставщики моторов экспериментируют с картографией силовых установок, а также с управлением отработанными газами. В некоторых случаях выхлоп можно использовать в аэродинамических целях, поэтому инженеры стараются увеличить объем отработанных газов без ущерба для ресурса мотора.