В 1980-е годы Ульяновский автозавод получил от Минобороны СССР большой заказ на разработку лёгких армейских автомобилей нового поколения. По сути, речь шла о глубокой модернизации вездеходов семейств УАЗ-469 и УАЗ-452. Одним из результатов работы советских инженеров было создание в 1990 году четырёх прототипов УАЗ-3972 — бескапотных фургонов и минивэнов вагонной компоновки, которые должны были стать новой «Буханкой».
Прототип УАЗ-3972 в 1990 году, uazbuka.ru
Один из опытных автомобилей линейки 3972 хранится в музее УАЗа в Ульяновске, а другой обнаружен в Калужской области и выставлен на продажу на портале autobuy.ru. Минивэн с цветографической схемой скорой медицинской помощи на медиков никогда не работал: сначала УАЗ использовал предсерийный однообъёмник для ходовых испытаний, а после развала СССР автомобиль продали в частные руки. Владелец утверждает, что УАЗ-3972 комплектен на 99 процентов: отсутствуют только подушки откидных лавок и лобовое стекло.
/imgs/2020/12/19/16/4412912/707600fd807c164d707359725e6ef162f983a8bc.jpg)
/imgs/2020/12/19/16/4412910/578d1d2dc6a9934dc214c9cd63315f0eaf0f4e6d.jpg)
/imgs/2020/12/19/16/4412913/10e3cb98a8e73eba22620e54649f1aa050fde6da.jpg)
/imgs/2020/12/19/16/4412911/75ea497ed3d2549b1b27db718ccc25fbf426d699.jpg)
Фото: УАЗ-3972, autobuy.ru
Как видно из фотографий, внешне семейство 3972 сильно отличается от привычных «Буханок». У минивэна модный для конца 1980-х и начала 1990-х угловатый дизайн; за брутальный образ на УАЗе новинку назвали «Кинг-Конг». Не меньше изменений по салону: посадку водителя «малой кровью» изменить не удалось, зато переднюю панель планировали поменять, установить современную приборную панель, изменить регулировки подогрева и вентиляции, отказавшись от «армейского» аскетизма.
Конструктивно УАЗ-3972 тоже отличался от «Буханки». Инженеры разработали зависимую пружинную подвеску вместо рессорной, установили спереди гаситель колебаний колёс, немного сместили двигатель в пределы колёсной базы и добавили дифференциальный привод в двухступенчатую раздаточную коробку. Также для новой «Буханки» хотели адаптировать более мощный 105-сильный двигатель УМЗ-421.
Интерьер УАЗ-3972, autobuy.ru
Для нового семейства вездеходов готовили мосты двух типов: армейские минивэны планировали оснащать мостами с колёсными редукторами внешнего зацепления, а версию для хозяйственных нужд комплектовать «безредукторными» мостами. В первом случае дорожный просвет достигал 325 миллиметров, во втором — 220 миллиметров.
К сожалению, после распада СССР перспективные наработки УАЗа не получили развития. «Буханка» осталась на конвейере в почти неизменном виде, отпраздновав в 2018 году 60-летний юбилей на конвейере.
Владелец уникального УАЗ-3972 оценил автомобиль в 850 тысяч рублей, и хотя минивэн требует реставрации, с учётом редкости экземпляра цена не выглядит завышенной. Для сравнения новый микроавтобус УАЗ-2206 «Буханка» 2020 года выпуска в версии с мостами «Тимкен» тоже стоит 850 тысяч рублей.