Загрузка...
11 сентября 2014, 17:58

Гоночный факультет

«Мотор» побывал на российском этапе «Формулы-Студент»

Фото из фейсбука "Формулы-Студент"
Денис Гусев

На территории палаточного городка молодые люди варят что-то похожее на гречневую кашу. Девушки у входа в кемпинг оживленно обсуждают грядущие осенние пересдачи. Мимо проходят парень в форме с университетской нашивкой и его родители: "Коля, Коля, вон твои ребята, иди к ним скорее!". Курить нельзя, алкоголь не продают: кажется, что попал на молодежный форум "Селигер", а воздухе вот-вот сама собой заиграет песня "Слава России" группы "Пилигрим", но вдалеке вдруг спасительно взвывает двигатель. "Мотор" съездил на российский этап "Формулы-Студент" студенческий слет и инженерные соревнования, которые для кого-то могут стать билетом в автопром или в большой автоспорт.

Загрузка...

На российском этапе "Формулы-Студент" курить нельзя не потому, что в России теперь за это штрафуют, а потому, что этого требует регламент мероприятия международного молодежного чемпионата по проектированию и испытанию машин с открытыми колесами. Организаторы максимально осторожны во всем, что касается имиджа турнира и безопасности. "Молодой человек, вы куда? Где ваш бейджик?" пожарным МЧС, скучающим на автодроме "Мячково" с раннего утра очень хочется с кем-нибудь пообщаться.

Соревнования, прошедшие в Подмосковье в начале сентября, стали первым российским этапом в истории "Формулы-Студент". Правда, он пока не входит в мировой зачет, пусть и проводится под эгидой SAE международного сообщества автомобильных инженеров. С российской стороны организацией этапа занимался департамент науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы.

###Что это такое?

"Формула-Студент" (официальное название Formula SAE) выросла из соревнований так называемых "мыльниц" (soapbox) самодельных машин без двигателей, которые скатываются с уклона. В конце 1970-х студенты американских колледжей приделали к ним двигатели внутреннего сгорания и начали проводить турниры "для своих". В 1981 году на национальном уровне идею начало раскручивать SAE, которое по сей день остается главным организатором и составителем регламента. В официальный зачет входят этапы в США, Англии, Германии, Италии, Австрии, Австралии, Бразилии и Японии.

>
Reload
1 / 10

По регламенту SAE, все участники делятся на два класса "первый" и "третий". Второго класса не существует. Главное условие выступления в первом классе машина должна быть с бензиновым четырехтактным двигателем объемом не более 610 "кубиков". Если студенты хотят построить болид с альтернативной силовой установкой гибридной или электрической им дорога в третий класс. Но на российском этапе гонки третьего класса не проходили студенты только защищали свои эко-проекты. Что называется, на перспективу.

Хотя "перспектива" в "Формуле-Студент" понятие условное. То, что было собрано или придумано в 2014 году, в 2015-м уже не прокатит. Таковы правила: одинаковые машина или проект не могут участвовать на одном и том же этапе два года подряд. Это и есть главный посыл Formula SAE постоянное самосовершенствование, поиск новых технических решений. Причем решений, созданных с нуля.

###Что нужно для участия?###

Требований к конструкции машин много, и их детальное описание потребует отдельной статьи. Но есть и достаточно банальные на первый взгляд пункты. Например, в болиде обязательно должен присутствовать стартер. А все аэродинамические элементы должны быть жестко закреплены неконтролируемое перемещение более чем на 50 миллиметров по отношению к шасси не допускается. Эти ограничения введены для того, чтобы на соревнования не привозили недостроенные проекты, которые заводятся "с толкача" и разваливаются на ходу.

Сколько должна весить машина, в регламенте не указано. Это тоже элемент стимулирования студентов к поиску новых технических решений. Естественно, если болид будет слишком тяжелым, об экономии топлива можно забыть. При этом показатель по среднему расходу бензина в дисциплине "Гонка на выносливость" считается одним из самых важных. История Formula SAE знает примеры, когда студенты, которые были не в силах облегчить монокок или шасси, шли по самому простому пути меняли четырехцилиндровый двигатель на двух- или одноцилиндровый. Время прохождения дистанции улучшалось, но расходы по модернизации росли, и бизнес-план приходилось перекраивать.

Регистрация в "Формуле-Студент" абсолютно бесплатна. Одно из главных организационных условий заявку должен подавать вуз, а члены команды должны быть старше 18 лет. Стоимость проекта не ограничена. В среднем, создание одного болида для американской Formula SAE обходится минимум в 60 тысяч долларов, но наши команды укладываются в куда меньшие суммы. По словам студентов Университета машиностроения (так после объединения с тремя московскими вузами теперь называется МАМИ), их проект обошелся в 16 тысяч.

Как правило, участников Formula SAE финансируют университет и частные компании, размещающие свои логотипы на болидах. Но для того, чтобы получить поддержку хотя бы на уровне факультета, а затем уже от сторонней организации, надо прилично побегать. SAE в своих документах называет этот момент "особенно щекотливым" и дает нехитрые советы, как и у кого нужно просить деньги: "Для начала нарисуйте машину вместе с преподавателем. Спонсоры любят, когда видно, на что они собираются тратиться".

Отчет по расходам на машину один из этапов конкурса. Судьям надо представить финансовую документацию, где все должно быть расписано до мелочей и подкреплено таблицами с графиками. Отчитываться придется по всем затратам на каждый использованный материал и даже за каждый болт. Плюс ко всему, правилами предполагается, что производство болида может иметь мелкосерийный характер, и потому к проекту необходимо подтягивать "спонсоров". В роли "инвесторов" выступают судьи, которых надо уговорить потратить десяток другой тысяч долларов.

###Кто в этом участвует?###

Судейская группа российского этапа состояла из 23 человек, 15 из которых были иностранцы. Главный судья, Пэт Кларк, -- бывший тренинг-менеджер Hyundai в Австралии и вице-президент Международной комиссии по картингу, которая находится в подчинении FIA и организует все крупные турниры. Несмотря на грозную должность, Кларк предельно открыт. В перерывах между мероприятиями этапа седой ветеран может спокойно пообщаться со студентами за стаканом растворимого кофе: "Не бойтесь, я не кусаюсь". Почитать советы Кларка по автоспортивной инженерии можно в его блоге Pat's Corner на сайте немецкой Formula SAE.

Первопроходцами Formula SAE в России являются студенты МАДИ. Еще в 2006 году парни из столичного вуза при поддержке своего руководства впервые съездили на этап соревнований в Германию. Уже потом к "автодорожниками" подключились Университет машиностроения, РУДН, МГТУ, Тольяттинский и Нижегородский госуниверситеты и другие вузы страны.

В российском этапе "Формулы-Студент" из 22 допущенных к соревнованиям команд 12 были из России. Некоторые из них считались фаворитами наравне с вузами из Германии. Помимо россиян и немцев, в Мячково приехали команды из Венгрии, Ирана, Египта и Турции. Статус еще одного претендента на победу имели венгры, которые пользуются поддержкой Audi. У этих парней есть реальный шанс устроиться на работу в немецкую компанию: либо в автоспортивное подразделение, либо в местное представительство, либо на завод в Дьере. Да и машина у них, как потом выяснилось, получилась что надо.

Университет машиностроения привез на этап новейший, уже седьмой по счету проект Iguana G7. Свое увлечение студенты называют "игуанизмом". Презентация болида прошла совсем недавно, в середине июля. От предыдущего образца 2013 года, он отличается, в первую очередь, более обтекаемым монококом. Благодаря использованию в конструкции углеволокна и других легких материалов, масса машины сократилась с 230 до 200 килограммов при том, что первая модель "Игуаны" вообще весила 300 килограммов. Мощность силовой установки не изменилась: мотор от мотоцикла Honda CBR600f4i по-прежнему выдает 85 лошадиных сил. С таким движком болид мамишников может разгоняться с нуля до ста километров в час за суперкаровские 3,5 секунды. Максимальная скорость ограничена на отметке 140 километров в час.

###Как это было###

Участников российского этапа поселили в палаточном городке рядом с "Мячково" и в гостиницах Раменского района. Кто-то например, команды МАДИ, Университета машиностроения или МГТУ, присутствовали на автодроме без ночевок, добираясь прямо из Москвы. Для этого у ребят есть и фургоны-технички, прицепы все, как у взрослых. В палаточном городке действуют строгие правила: нельзя шуметь и громко слушать музыку с одиннадцати вечера до семи утра.

Сами соревнования начинались в четверг. С часу дня и до самого вечера командам предстояло по очереди представлять судьям бизнес-планы и рассказывать о технике как машину можно продавать, сколько все это стоит, и в чем особенности конструкции. Это так называемые "статические дисциплины", за которые можно в сумме получить до зачетных 400 баллов. Максимальная оценка за динамические дисциплины 600 очков. Набрав 1000 баллов за уикенд, можно рассчитывать на flawless victory, безоговорочную победу.

>
Reload
1 / 10

Болид РУДН

Статические дисциплины продолжились в пятницу и частично в субботу и воскресенье. Завершалась эта часть программы уже ездовыми дисциплинами тем, ради чего и можно приехать на "Формулу-Студент" поболеть. Болиды-малютки, внешне напоминающие бешеную газонокосилку Honda, два дня гоняли в хвост и в гриву. Пилотов (тоже студентов) заставляли резко тормозить, ускоряться, стоя на месте раскручивать движок до предельных оборотов. Машину даже загоняли на платформу и наклоняли на бок, чтобы проверить, не вытекают ли технические жидкости (45 градусов) и не перевернется ли она вообще (60 градусов).

Самыми зрелищными были зачеты "Автокросс" и "Гонка на выносливость". Заезды в первой дисциплине проходили не на треке, а на парковке перед боксами. На асфальте перед гаражами команд поставили конусы, вокруг которых участники накручивали "восьмерки". Два круга по ее нижней части, потом переход на верхнюю и тоже два круга. Главное проехать быстро и не задеть фишки. Оценка за этот вид соревнований рассчитывается по сложной формуле (не удивляйтесь, это же соревнования студентов-технарей): (46.5 x (Tmax/Tyour) -1) / ((Tmax/Tmin) -1) + 3.5, где Tyour "лучшее замеренное время среди команд с учетом пенализации", Tmin "замеренное время оцениваемой команды", и так далее.

Вживую студенческие болиды интересно звучат и неплохо едут. А вот пилоты (тоже члены команды) то и дело ошибаются машину срывает в занос, время теряется. Один из гонщиков даже "запорол" неплохую "восьмерку", решив красиво завершить дистанцию в управляемом скольжении. В общем, где-то участникам мешали элементарные ошибки, где-то подводила техника. В любом случае, у испытателей было время потренироваться на треке в специально отведенное для этого время.

>
Reload
1 / 10

Гонка на выносливость. Болид РУДН догоняет УрГУПС

Завершали соревнования две "Гонки на выносливость", которые прошли в воскресенье с разницей в четыре часа. Каждому из финалистов надо было за две попытки и минимум при четырех сменах пилотов преодолеть 22 километра. Чем не лайт-версия "24 часов Ле-Мана"? Хотя полноценными гонками эту дисциплину можно назвать с натяжкой: на трассе разрешено одновременно находиться только трем болидам, медленная машина всегда должна пропускать быструю, и чуть что сразу вывешиваются желтые флаги. "Чуть что" это, например, заглохнувший болид одной из российских команд, который закатили в бокс и благодаря благосклонности судей спешно переделывали, чтобы он мог выдержать длинную дистанцию. В итоге машину вернули на трассу, и со второй попытки дистанция была преодолена.

По сумме баллов во всех дисциплинах победу на российском этапе "Формулы-Студент" одержала венгерская команда та самая, которая имеет заводскую поддержку Audi. Насколько сильно марка помогала в создании машины вопрос, но, справедливости ради, болид коллектива из Дьерского университета действительно выглядел наиболее цельным и законченным. Высокими были и качество сборки, и показанные им результаты. Второе место заняли немцы из Ахенского университета прикладных наук, а третье наш Университет машиностроения.

###Что из этого выйдет?###

Попасть из "Формулы-Студент" в автоспорт или автопром удается немногим, но чудеса все же случаются. К примеру, судьи российского этапа Иван Рукленок и Владислав Булгаков до 2010 года были капитаном и главным инженером команды МАДИ в "Формуле-Студент", а потом устроились в Marussia Motors. Тут ведь что главное стараться, чтобы тебя заметили.

Тем, кто не хочет идти по тернистому пути, предлагаем сразу отправляться на британский этап Formula SAE там до недавнего времени судейский корпус возглавлял легендарный Росс Браун. Может повезет, в следующем сезоне он возьмет вас в Ferrari. Если, конечно, его самого туда позовут.

Ну а пока учись, студент! Доедай гречневую кашу, складывай палатки и загоняй болид в "техничку". Тебя ждут великие дела. Стремись в Audi, BMW, Mercdes-Benz, Honda, Renault, Toyota или, будем патриотичны, "АвтоВАЗ". Следующая сессия уже скоро.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...