Покраснение и зуд
Как на Гран-при Бахрейна тревожные симптомы превратились в диагноз для MercedesКак известно, главное в употреблении «Боржоми» — приступить к процессу раньше, чем важные органы решат отказаться от выполнения своих обязанностей. Руководству Mercedes неплохо бы держать в голове эту житейскую мудрость, пока новоявленная болезнь (давайте назовем ее «красной лихорадкой») не перешла в какую-нибудь неизлечимую стадию. А нам, болельщикам, этого не хотелось бы, ведь доминирование Ferrari — это как доминирование Mercedes, только Ferrari. Без разницы. И несмотря на то, что формально баланс сил кажется абсолютно равным, «серебристым» действительно пора беспокоиться. «Мотор» на всякий случай пьет витамины и делает главные выводы после захватывающего Гран-при Бахрейна.
У Mercedes большие проблемы
Странно звучит для команды, которая взяла три поула из трех и выиграла гонку, но это так. Угрозу со стороны Ferrari больше нельзя называть потенциальной — она осязаемая, как удар тепловозом в живот. Если действующие чемпионы хотят и в следующем сезоне называться действующими чемпионами, им уже сейчас стоит включать режим «шеф, все пропало» и активировать все доступные ресурсы. Потому что на самом деле Феттель мог выиграть три гонки из трех — и тогда все выглядело бы совсем иначе.
Давайте так: если бы не неудобный пейс-кар, китайский маневр с ранней переобувкой точно вывел бы Себа на первое место. Которое он как минимум не отдал бы без боя, а скорее всего не отдал бы совсем. В Бахрейне, казалось, маятник качнулся в обратную сторону: теперь дефиле Бернда Майландера подкузьмило уже Льюису, который потерял и время, и место, а заодно придумал себе пять секунд штрафа. Возможно, из-за нервов, что тоже показательно.
Но главное другое: не смальдонадь Сайнц в бедного Стролла, Феттель все равно вышел бы в лидеры за счет «подрезки». Потому что в гоночных условиях Ferrari элементарно быстрее, чем Mercedes. Кстати, пища для размышления: а что если и серебристые, и красные машины настраиваются с равным акцентом на гонку, а квалификационное преимущество «трехлучевых» объясняется исключительно полумифической волшебной кнопкой, впрыскивающей порцию озверина в цилиндры двигателя? Похоже на правду?
К счастью для себя (и интриги), Тото Вольфф сотоварищи осознают всю серьезность ситуации: сложно придумать сигнала красноречивее, чем открытая командная тактика в исполнении главных борцов за равноправие. Тем более на такой ранней стадии сезона. Все указывает на то, что для победы «серебряным» теперь недостаточно избегать эпичных просчетов. Да и идеально проведенная гонка ничего не гарантирует. Нужно везение и маниакальная погоня за каждым, даже самым маленьким шансом. Причем погоня командная.
Чемпионат вторых пилотов?
Окей. Допустим, в Mercedes быстро сориентируются и сделают так, что Хэмилтон с Феттелем и дальше будут обмениваться первыми местами. Знаете, что это значит с точки зрения Кубка конструкторов? Что его обладатель определится в борьбе двух пока не слишком торопливых финнов! Кто проведет меньше слабых гонок, тот и молодец.
Это звучит жестко, но Боттас и Райкконен третий этап подряд едут так, будто их машины заправляются на АЗС «Василич Петролеум» под Тындой. Да, Валттери смог в субботу блеснуть первым в карьере поулом, а в воскресенье неплохо стартовал (в отличие от напарника) и даже успел полидировать в гонке — но темпа у него не было. Ну не было, и все тут.
Руководство может сколько угодно прикрывать своего подопечного рассказами об отказе компрессора, помешавшем стравить воздух из шин и якобы приведшего к падению скорости на первом отрезке. Оно вообще правильно — прикрывать подопечных. Но ведь потом ничего не поменялось: Валттери ехал медленнее напарника даже на более быстрых шинах, а две рокировки по ходу дистанции и 15 секунд отставания на финише — это совсем плохо. Хуже только у Райкконена, который при двух победах Себа еще ни разу не был даже на подиуме.
За неделю, прошедшую с китайского предупреждения от Серджио Маркионне, в результатах Кими мало что поменялось. Слабенькая квалификация (на сей раз даже за пределами первой четверки) и абсолютно невзрачная гонка с томлением за внезапно головокружительным Массой — вот и все, что выдал Айсмен в Бахрейне. Хотя нет, не все. За прогулку по пустыне после поломки машины в первой практике мы ему готовы простить многое.
я выбрал вместо рекламы.
А если серьезно, то третью гонку подряд критиковать пару финнов неприятно, но необходимо. Ставки слишком высоки, чтобы в расчет принимались отмазки вроде «Валттери только привыкает» и «Кими вообще всегда такой». Господа, вы в топ-командах, которые способны подарить нам самую крутую схватку за титул с 2010 года. Надо же как-то соответствовать! И кто еще знает, как все могло повернуться, не сойди Ферстаппен из-за отказа тормозов. Да, во второй половине гонки Дэн Рикьярдо растерял бодрый темп и отстал от лидеров… Но вы же сами видите, что это еще ни о чем не говорит.
Все в руках гонщиков
Кажется, в этом сезоне роль пилотов выросла как никогда: практически во всех командах разрывы достигают чудовищных масштабов, а гонщики делятся строго на тех, кто просто едет, и тех, кто безудержно феерит.
В Бахрейне, например, зафеерил Масса, который некоторое время даже держался на четвертом месте, а в итоге занял законную позицию Williams — сразу позади трех ведущих коллективов. Впрочем, ладно: это в Китае был провал, а в Бахрейне Фелипе выступил так, как должен был. И как уже выступал в Австралии. Кстати, вы заметили, что первая семерка по итогам Мельбурна и Сахира почти идентична? Феттель, Хэмилтон, Боттас, Райкконен, гонщик Red Bull, Масса, Перес.
И вот как раз мексиканца впору записывать в главные герои этапа. Да, Чеко здорово помог выезд сейфти-кара именно в тот момент, когда он как раз собирался на переобувку. Да, в гонке Переса толком не было видно: основную ее часть он провел сначала в пустоте между Рикьярдо и Хюлькенбергом, а затем в вакууме между Массой и Грожаном. Но все равно: прорыв с 18-го на седьмое, отличная работа с резиной и отсутствие ошибок — это тот набор, с которым Серхио вполне может претендовать на место в топ-команде. Мало ли — вдруг кто-то решит расстаться со своим вторым пилотом прямо по ходу сезона?
На этом фоне поневоле задумаешься и о Верляйне. Не должен ли гонщик молодежной программы Mercedes сейчас сидеть в Mercedes? Глядишь, и на Гонку чемпионов его бы в январе не отпустили, и без травмы бы обошлось… Как бы то ни было, Паскаль, пропустивший два этапа и толком не знакомый с этой машиной, выступил превосходно. Не только сходу раскатав Маркуса Эрикссона (подумаешь, задачка!), но и почти заехав на «Заубере» в очковую зону. Что еще примечательнее — он был единственным, кто пошел на тактику с одним пит-стопом, и каким-то чудом продержал жизнь в своем комплекте софта аж на протяжении 45 кругов! А под конец еще и показал зубы, жестко обломав претензии Даниила Квята на обгон.
Танец трех неудачников
Нет-нет, сама борьба Алонсо, Квята и Палмера была всем хороша: насыщенная, красивая, жесткая, непредсказуемая — ни дать ни взять, одна из жемчужин гонки. Но глядя на нее, сложно было не испытать чувство жалости к трем людям: Алонсо, Квяту и… Сергею Сироткину, в чьем кресле почему-то до сих пор сидит Палмер. Но с Джолионом и так все понятно, не будем о нем лишний раз.
С Даней, на самом деле, тоже все ясно: это была просто плохая гонка, начиная с чудовищного провала на первом круге и заканчивая несколькими годными обгонами тех, кого вообще-то надо было проходить сразу и оставлять далеко позади. Остается только надеяться, что теперь уфимец выбрал весь лимит неудач (на первых двух этапах технических, на третьем — личных), и уж на родной-то земле всем покажет. В любом случае, если вы загадывали на новый год жаркое противостояние Квята и Алонсо — вы же не совсем это имели в виду, да?
А вот с самим Алонсо все чуточку сложнее: кажется, Фернандо начинает терять берега. Фрустрация двукратного чемпиона абсолютно понятна — он может быть бесконечно зол на McLaren вообще и Honda в частности за то, что вынужден бороться не с Феттелем, а с Палмером. Которого мы договаривались больше не упоминать. Но третью гонку подряд рассказывать по радио (а значит, на весь мир) о том, какая у тебя отстойная машина и как тебе в ней плохо — это занимательно, но совсем уж непрофессионально. Тем более когда команда всячески пытается тебя умаслить и даже дарит путевку на Инди-500, пусть и не без собственной выгоды.
Все это выглядит еще неприятнее на фоне слухов о том, что Алонсо якобы поставил команде ультиматум: если ему не удается попасть в очки, он просто сходит с дистанции и все. Пока это не более чем слухи, но если они подтвердятся — испанец предстанет в совсем странном свете. Останавливать машину, тем более ссылаясь на проблемы с двигателем, — самое жестокое, что можно сделать для репутации Honda, пусть даже японцы тысячу раз облажались и заслужили. Вероятно, в 35-миллионном контракте Нандо просто нет пункта, который бы обязывал его быть частью команды.
С гонками (тьфу-тьфу) все хорошо
Впрочем, при определенном угле зрения в этом можно найти свой шарм: давненько гонщики настолько открыто не критиковали свои команды — а открытость мы всегда любим и ценим. И вообще, чем дальше, тем сильнее чемпионат пропитывается какой-то очень правильной ностальгией. Причем дело не только в дизайне новых машин. И даже не в противостоянии Феттеля и Хэмилтона. Сами гонки стали другими!
Роль гонщиков — возросла, с этим разобрались. Обгоны — есть, и предостаточно. Да, в Бахрейне они вышли не такими зрелищными, как в Китае, но было главное: в каждом эпизоде чувствовалось напряжение, искра, чувствовался очень правильный гоночный нерв. И с шинами все оказалось как надо: оказывается, за тремя отрезками, в течение которых резина нормально работает и плавно теряет эффективность, наблюдать интереснее, чем за хаосом прошлых лет! И непосвященному зрителю это объяснять проще, чем: «Он слишком агрессивно проехал три поворота, поэтому следующие полкруга будет ехать медленно, чтобы дотянуть до семьдесят пятого пит-стопа и побороться с теми, кто идет на тактику 88 и 55 остановок». Был тактический дабстеп, стал хард-рок.
Впереди один из потенциально самых унылых этапов сезона — наш с вами родной Гран-при. С необгонной трассой, со слишком гладким асфальтом и всем остальным. Если новый регламент сделает интересной даже эту гонку, он точно станет лучшей находкой Формулы-1 за последние годы. А если нет — мы обязательно дадим ему еще шанс, и не один. Потому что пока все складывается даже как-то неправдоподобно красиво.
я выбрал вместо рекламы.
Оценки «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
4/5
Льюис Хэмилтон
Теперь надо работать прямо безупречно. Вчера был не тот случай.
3/5
Валттери Боттас
Валттери еще может не стать оруженосцем. Но если вдруг станет, то даже эта роль требует другого уровня работы.
5/5
Себастьян Феттель
Скоро он может опять нам всем надоесть со своими победами. Но пока давайте полюбуемся.
3/5
Кими Райкконен
Кто-нибудь, разбудите его? (Да, этот комментарий не поменялся с прошлой гонки).
4/5
Даниэль Риккьярдо
Дэн пока ездит хорошо, но без искры. А надо с искрой.
Б/О
Макс Ферстаппен
Нет, мы не думаем, что Макс всерьез поборолся бы за победу. Но посмотреть все равно было бы любопытно, кабы не отказ тормозов.
5/5
Фелипе Масса
А вот это — выступление лидера команды. Молодец.
Б/О
Лэнс Стролл
Ну все, хватит его выбивать. Давайте уже посмотрим, как парень ездит.
3/5
Даниил Квят
Даня, не пугай нас так — мы и так боимся.
3/5
Карлос Сайнц
Уже все согласны, что Карлос — готовый топ-пилот. Но от топ-пилотов требуется еще и мудрость. Которой в таране Стролла как-то не наблюдалось.
5/5
Серхио Перес
Force Mexico на службе у Force India.
4/5
Эстебан Окон
Третий раз подряд на 10 месте — неплохо. Но надо подниматься выше, а то мы решим, что проклятие Гутьерреса сделало шаг по карьерной лестнице.
4/5
Фернандо Алонсо
К пилотажу Нандо опять никаких вопросов — сплошь восхищение. Но манеры начинают напрягать.
Б/О
Стоффель Вандорн
Мы было начали ставить оценку Стоффелю, но сломалась клавиатура.
5/5
Роман Грожан
Заждались! Первые очки для Романа в этом сезоне. И наверняка не последние.
Б/О
Кевин Магнуссен
Техника как-то очень незаметно вывела датчанина из игры. А был ли Кевин?
5/5
Нико Хюлькенберг
Учитывая странную форму Renault (хорошо в квалификации и слабенько в гонке), Халка стоит всячески похвалить за первые очки для команды.
3/5
Джолион Палмер
Мы обещали про него больше не говорить.
5/5
Паскаль Верляйн
Красиво вернулся, ничего не скажешь! Надо продолжать.
3/5
Маркус Эрикссон
А вот пара Верляйн-Джовинацци была бы куда интереснее.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Ferrari |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes |
3. | Валттери Боттас | Mercedes |
4. | Кими Райкконен | Ferrari |
5. | Даниэль Рикьярдо | Red Bull |
6. | Фелипе Масса | Williams |
7. | Серхио Перес | Force India |
8. | Роман Грожан | Haas |
9. | Нико Хюлькенберг | Renault |
10. | Эстебан Окон | Force India |
11. | Паскаль Верляйн | Sauber |
12. | Даниил Квят | Toro Rosso |
13. | Джолион Палмер | Renault |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Ferrari | 68 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 61 |
3. | Валттери Боттас | Mercedes | 38 |
4. | Кими Райкконен | Ferrari | 34 |
5. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 25 |
6. | Даниэль Рикьярдо | Red Bull | 22 |
7. | Фелипе Масса | Williams | 16 |
8. | Серхио Перес | Force India | 14 |
9. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 10 |
10. | Роман Грожан | Haas | 4 |
11. | Кевин Магнуссен | Haas | 4 |
12. | Эстебан Окон | Force India | 3 |
13. | Нико Хюлькенберг | Renault | 2 |
14. | Даниил Квят | Toro Rosso | 2 |
15. | Паскаль Верляйн | Sauber | 0 |
16. | Антонио Джовинацци | Sauber | 0 |
17. | Джолион Палмер | Renault | 0 |
18. | Стоффель Вандорн | McLaren | 0 |
19. | Фернандо Алонсо | McLaren | 0 |
20. | Маркус Эрикссон | Sauber | 0 |
21. | Лэнс Стролл | Williams | 0 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Ferrari | 102 |
2. | Mercedes | 99 |
3. | Red Bull Racing | 47 |
4. | Force India | 17 |
5. | Williams | 16 |
6. | Toro Rosso | 12 |
7. | Haas | 8 |
8. | Renault | 2 |
9. | Sauber | 0 |
10. | McLaren | 0 |