Опубликовано 25 ноября 2013, 18:49

И пришел Феттель

Чемпион Формулы-1 закончил сезон рекордной победой
Рекордная победа Себастьяна Феттеля, красивый жест Марка Уэббера, покатушки Хейкки Ковалайнена и неожиданный рекорд Макса Чилтона. «Мотор» представляет обзор Гран-при Бразилии, финальной гонки Формулы-1 2013 года.
Фото James Moy Photography и Red Bull Racing
Фото James Moy Photography и Red Bull Racing

Рекордная победа Себастьяна Феттеля, красивый жест Марка Уэббера, покатушки Хейкки Ковалайнена и неожиданный рекорд Макса Чилтона. «Мотор» представляет обзор Гран-при Бразилии, финальной гонки Формулы-1 2013 года.

До гонки

С афишей у Гран-при Бразилии получилось как-то не очень. Чемпионские титулы еще месяц назад были распиханы по карманам Себастьяна Феттеля и руководителей Red Bull Racing, а Фернандо Алонсо неделей ранее в США забронировал за собой вторую строчку в личном зачете. С точки зрения математики и статистики в Сан-Паулу можно было лишь понаблюдать за сражением Льюиса Хэмилтона и Марка Уэббера за третье место в пилотском зачете, а также за борьбой между Mercedes AMG, Ferrari и Lotus за второе место в Кубке конструкторов. Та еще интрига.

И пришел Феттель

Но гоночные выходные Формулы-1 в Сан-Паулу замечательны тем, что они редко выходят скучными – даже если практической пользы от них нет никакой. Сезон 2013 года во всех смыслах получился несколько суховатым. Его просто необходимо было смочить, и Гран-при Бразилии справился с этой задачей почти на отлично. Все свободные заезды трассу поливал дождь, а к окончанию квалификации даже стало казаться, что он слегка перестарался: если Q1 и Q2 прошли по расписанию, то старт заключительной субботней сессии пришлось отложить на полчаса с небольшим. Сюрпризов в квалификации хватало, это была одна из лучших суббот сезона, но есть вещи, на которые даже погода повлиять не в силах. Поул в очередной раз достался Феттелю.

И пришел Феттель

Фернандо Алонсо впервые в сезоне мог затащить Ferrari на первый ряд, но ошибка на решающем круге отбросила его на третье место. Однако даже при этом результат испанца можно считать удивительным, ведь сам он признался, что промазал по четвертому повороту и потерял 0,8 секунды. Благодаря этой ошибке (и собственному хорошему кругу, конечно) вторым в субботу стал Нико Росберг.

Марк Уэббер финальную квалификацию закончил четвертым, а прощавшийся в этот уикенд с Ferrari Фелипе Масса не смог порадовать торсиду и закончил день девятым, пропустив даже обоих пилотов Toro Rosso (это, кстати, о сюрпризах). Льюис Хэмилтон и Роман Грожан забронировали места на решетке аккурат перед ними. Нельзя не упомянуть и о провале McLaren. Серхио Перес и Дженсон Баттон не просто не вышли в финал, но остались в Q2 на 14 и 15 местах (это, впрочем, не такой и сюрприз). Мексиканец ко всему прочему приложил свой автомобиль о стену и заработал штраф за смену поврежденной коробки передач.


Гонка

В воскресенье дождь был настроен уже менее решительно, но и без него в Сан-Паулу было весело. Даже гонка Себастьяна Феттеля получилась не такой уж скучной: немец чуть засиделся на старте и пропустил соседа по первому ряду. Но Нико Росбергу суждено было быть первым всего один круг – когда пилоты добрались до стартовой прямой, Себ вновь прибрал лидерство к рукам.

И пришел Феттель

Понервничать Феттелю затем все же пришлось – несмотря на созданный отрыв. На последний пит-стоп с командного мостика его зазвали неожиданно и в самый последний момент. Где-то позади трассу не поделили Льюис Хэмилтон и круговой Вальттери Боттас, и в Red Bull заволновались, что из-за их столкновения судьи отправят на трассу автомобиль безопасности. Тревога была ложной, но Себу от этого легче не стало. Когда он приехал на пит-стоп, механики еще не успели вынести свежий комплект резины. Заминка стоила чемпиону нескольких секунд, но в итоге обошлось. Феттель одержал рекордную девятую победу подряд.

И пришел Феттель
Ход гонки и ее результаты

можно посмотреть в традиционном онлайне и в новостной заметке по итогам Гран-при.

Последняя гонка Марка Уэббера тоже получилась насыщенной. Как и напарник, австралиец проиграл одну позицию на старте, но на сей раз, видимо, не просто потому что "так принято", а для того, чтобы последовательно обогнать на трассе Льюиса Хэмилтона, Нико Росберга и Фернандо Алонсо. Ему – Марку – наверняка понравилось. Финиш на втором месте, наверное, не самый приятный способ завершить карьеру в Формуле-1. Но точно и не самый плохой.

Фернандо Алонсо поднялся с пилотами "быков" на подиум, проведя еще одну великолепную гонку. А позади... Позади Дженсон Баттон довез свой McLaren до четвертого места, обеспечив команде лучший результат в сезоне. Только ради этого Гран-при Бразилии должен был состояться.


Гран-при Бразилии, который вы не видели


Успех: Red Bull Racing

Давайте отдадим этим парням должное. "Быки" немного поднадоели со своими победами, но они в них виноваты не меньше тех, кто им противостоит. Четвертый год подряд дружина Кристиана Хорнера и Эдриана Ньюи сгребает все возможные кубки и трофеи – такие успехи не приходят легко!

И пришел Феттель

Провал: Хейкки Ковалайнен

Хейкки было тяжело. Он не гонялся год, сел в незнакомую машину чуть больше недели назад, вынужден был работать с незнакомыми людьми. Это все так. Но брали Хейкки в Lotus для того, чтобы он набирал очки, которые должны были помочь в противостоянии с Ferrari за третье место в Кубке конструкторов. Очков он не набрал.

И пришел Феттель

Да, в США в середине гонки на переднем антикрыле что-то повисло. Да, на заключительном отрезке там же у него отказал KERS. Но до этого Ковалайнен проиграл полсекунды Роману Грожану в квалификации, провалил старт, откатившись на 12 место, и не слишком торопился возвращаться в очковую зону. Его напарник тем временем бодался с парнями из Red Bull.

В квалификации в Бразилии Роман показал лучшее время во втором сегменте, а Хейкки проиграл ему более секунды и остался за бортом топ-10. Затем опять провалил старт (несмотря на усиленные тренировки) и снова никуда не торопился, даже несмотря на то, что KERS работал, а на антикрыло ничего не прилипло. За 14-е место на финише ни Ковалайнену, ни Lotus очков не досталось. Эрику Булье должно быть стыдно перед резервным пилотом команды Давиде Вальсекки.



Запомнится: круг почета Марка Уэббера

Это на полном серьезе запомнится. Марк Уэббер не выиграл свою последнюю в Формуле-1 гонку, но покинул чемпионат так же ярко, как в нем появился. В его карьере было много славных моментов, но в воспоминаниях останутся картинки: вот он на подиуме после великолепного пятого места в дебютном Гран-при Австралии вместе с Полом Стоддартом…

И пришел Феттель

…и вот он – спустя 11 лет и 215 стартов возвращается в боксы на Гран-при Бразилии, сняв шлем на круге почета. Пусть он проиграл в этом году Феттелю вчистую, пусть не одержал ни одной победы за сезон. Так красиво из Формулы-1, возможно, еще никто не уходил.

@Истории с гонки: пресс-центр @131178 @У Caterham в этом году все валилось из рук. Гидо ван дер Гарде и Шарль Пик умудрились опоздать даже на финальную пресс-конференцию со своим участием. Особенно припозднился француз – начинать пришлось без него. Шарль подошел уже где-то к середине мероприятия, выслушал два вопроса и затем сидел молча. @Дорогостоящий интернет на этапах Формулы-1 в очередной раз разъярил представителей прессы. Фотографам пришлось выложить за один уикенд по 300 евро за четыре дня, но в четверг и пятницу доступ в сеть периодически прерывался, что вызывало бурю негодования – как всегда, в твиттере. @Для корреспондента немецкого таблоида Bild Фрэнка Шнайдера гонка в Бразилии стала последней после десяти лет в Формуле-1. По такому случаю специально для журналиста вечеринку закатила команда Mercedes AMG.

Оценки от "Мотора"

*«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Бразилии собственные оценки.

Red Bull Racing: 10/10*

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Себастьян Феттель | 1 | 1 | 25 | 397 Марк Уэббер | 4 | 2 | 18 | 199

Еще одна сокрушительная победа Феттеля и его команды. Себ выиграл все гонки Формулы-1 после августовского перерыва, а для того, чтобы стать чемпионом, ему вполне хватило бы и очков, набранных в одиннадцати последних Гран-при. Великолепный сезон закончен так, как и должен был: дублем Red Bull Racing.

Ferrari: 7/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Фернандо Алонсо | 3 | 3 | 15 | 242 Фелипе Масса | 9 | 7 | 6 | 112

Если бы не штраф Фелипе Массы, Ferrari могла не только довезти свои машины до финиша на третьем и четвертом местах, но и отвоевать вторую позицию в Кубке конструкторов у Mercedes AMG. Но что бы ни говорил бразилец, штраф все-таки был заслужен. В любом случае, Ferrari в этом году на второе место в командном зачете не наработала.

McLaren: 8/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Дженсон Баттон | 14 | 4 | 12 | 73 Серхио Перес | 19 | 6 | 8 | 49

К концу чемпионата McLaren все-таки прибавила. В воскресенье в Сан-Паулу быстрее были только Red Bull и Ferrari. Тем не менее, за весь год команда Мартина Уитмарша так и не заработала ни одного подиума.

Lotus: 1/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Хейкки Ковалайнен | 11 | 14 | 0 | 0 Роман Грожан | 6 | сход | 0 | 132

Единственный боевой пилот был хорош, но сошел на третьем круге из-за отказа мотора. Даже если бы этого не случилось, отыграть третье место у Ferrari в Кубке конструкторов усилиями одного лишь Грожана было бы сложно. А сменщик Кими Райкконена просто покатался в свое удовольствие.

Mercedes AMG: 5/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Нико Росберг | 2 | 5 | 10 | 171 Льюис Хэмилтон | 5 | 9 | 2 | 189

В Сан-Паулу "стрелы" были сделаны из серебра не самой высокой пробы. На мокрой трассе Нико Росберг отлично смотрелся по ходу тренировок, но в воскресенье было сухо, и с первого ряда немец спикировал на пятое место к финишу. Льюис, напротив, слабо смотрелся по дождю, но был резвее в воскресенье – тем не менее, шансы на возможный подиум разбились вместе с Williams Вальттери Боттаса. Глупое столкновение с круговым – не самый хороший способ закончить сезон. Машина Хэмилтона была повреждена, но он все-таки добрался до финиша в очковой зоне.

Sauber: 5/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Нико Хюлькенберг | 10 | 8 | 4 | 51 Эстебан Гутиеррес | 17 | 12 | 0 | 6

Постоянные думы о будущем не отвлекли Нико Хюлькенберга от основной работы. Немец заработал очередные очки – правда, они для Sauber уже не имели никакого значения. В Кубке конструкторов команда осталась позади Force India. Зато сам Нико в личном зачете опередил Пола ди Ресту и стал десятым по итогам сезона. Впереди Халка остались лишь пилоты четырех топ-команд и Дженсон Баттон.

Force India: 3/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Пол ди Реста | 12 | 11 | 0 | 48 Адриан Сутил | 15 | 13 | 0 | 29

У парней из Force India выдался не лучший уикенд сезона. В десятке Сутил и ди Реста практически не отмечались, но главное, что команда удержалась на шестом месте в Кубке конструкторов.

Williams: 2/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Пастор Мальдонадо | 16 | 16 | 0 | 1 Вальттери Боттас | 13 | сход | 0 | 4

Гран-при США был исключением. Williams в этом году не способна бороться за очки на регулярной основе. И все же: Вальттери Боттас в очередной раз смотрелся очень неплохо, особенно в начале гонки. Закончился бразильский уикенд финна столкновением с Хэмилтоном, но судьи сочли виновным британца. А значит Боттаса упрекнуть не в чем.

Toro Rosso: 4/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Жан-Эрик Вернь | 8 | 15 | 0 | 13 Дэниэл Риккардо | 7 | 10 | 1 | 20

Такие гонки особенно ценны для понимания, почему же в Red Bull Racing сделали выбор в пользу Дэниэла Риккардо. Австралиец частенько забирается в очковую зону даже тогда, когда казалось бы автомобиль Toro Rosso на это не способен. У Дэна в этом году было семь результативных финишей против трех у Жана-Эрика Верня.

Caterham: 2/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Шарль Пик | 18 | сход | 0 | 0 Гидо ван дер Гарде | 20 | 18 | 0 | 0

Заслуженное последнее место в Кубке конструкторов. Не надо было Петрова увольнять.

Marussia: 3/10

Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков ------------- | -------------  | -------------  | ------------- | ------------- Макс Чилтон | 22 | 19 | 0 | 0 Жюль Бьянки | 21 | 17 | 0 | 0

Победу над Caterham в Бразилии удалось одержать во многом благодаря усилиям пилотов Caterham. Машины у "зеленых" были быстрее, но одна из них поломалась, а у второй видимо что-то случилось с зеркалами заднего вида, раз Гидо ван дер Гарде был выписан штраф за игнорирование синих флагов. Но заслуг самой Marussia умалять не стоит. В этом году "россияне" были стабильнее и умнее. Их можно поздравить с десятым местом в Кубке конструкторов, а Макса Чилтона – с рекордом. Молодой британец – единственный пилот этого сезона, который смог проехать все без исключения гонки от старта до финиша.


Следующая остановка

Сезон 2013 года завершен. Машины нынешнего поколения будут отданы паукам и сотрудникам музеев. Моторы V8 отзвучали – теперь на их место придут турбированные шестерки.

И пришел Феттель

Формулу-1 ждут большие перемены. До старта следующей гонки осталось 110 дней, но еще до того, как встретиться в Мельбурне, команды обязательно соберутся вместе – уже в конце января, на тестах в Хересе. И тогда все начнется с начала.