Опубликовано 25 июня 2012, 18:00

Замыкая круг

Алонсо первым из пилотов Формулы-1 добился двух побед в сезоне
Прорыв Фернандо Алонсо с одиннадцатого места на первое, фантастическая борьба за вторую позицию, пять столкновений, десятки обгонов и первый подиум Шумахера после возвращения в Формулу-1. «Мотор» подводит итоги Гран-при Европы в Валенсии.
Фотографии James Moy Photography и команд-участниц чемпионата
Фотографии James Moy Photography и команд-участниц чемпионата

Говорят, что если Фернандо Алонсо дать машину Фреда Флинстоуна, он выиграет на ней гонку Формулы-1. Это, конечно, неправда, но на Ferrari F2012 он каким-то образом умудрился выиграть уже две. "Мотор" подводит итоги Гран-при Европы, в который уместился прорыв испанца с 11 места на первое, фантастическая борьба за вторую позицию, пять столкновений, десятки обгонов и первый подиум Шумахера после возвращения в Ф1. Кроме того, мы просим прощения у Германа Тильке. На его трассах все-таки случаются красивые гонки.

До гонки

Если бы Фернандо Алонсо участвовал в последнем чемпионате мира по санному спорту и проиграл лидеру 0,218 секунды, то он стал бы серебряным призером. Но Фернандо Алонсо не саночник, и проиграв во втором сегменте квалификации Гран-при Европы первому месту 0,218 секунды, он стал лишь одиннадцатым.

Мы мало что понимаем в санном спорте. Но знаем наверняка – это спорт, в котором взрослые мужики катаются на санках по ледяному желобу. На этих санках нет ни двигателя, ни коробки передач. На них точно нет KERS и DRS. И чтобы их построить, вряд ли потребуются полгода и 200 человек.

Замыкая круг

Борьба в Формуле-1 еще никогда не была настолько плотной, как во второй части квалификации в Валенсии. В три десятые секунды от лидера уместились 12 пилотов. Если бы все они были саночниками, бронзовый призер последнего чемпионата мира даже не попал бы в десятку. В третьем сегменте стало чуть поспокойнее – Себастьян Феттель уложил соперников на лопатки, одному только Льюису Хэмилтону привезя более трех десятых. Еще в три десятых уместились Пастор Мальдонадо, Роман Грожан, Кими Райкконен и Камуи Кобаяси. К числу тех, кто как и Алонсо попал в субботу «под холодный душ», оказались Михаэль Шумахер (12-й) и Марк Уэббер, из-за проблем с DRS не прошедший даже во второй сегмент.

Но все это не значило ровным счетом ничего. Главное отличие санного спорта от Формулы-1 состоит в том, что откатав свои попытки в одиночку и по очереди, спортсмены-саночники сразу идут получать кубки. Выпустить их на следующий день на ледяной желоб вместе пока никто не догадался.


Гонка

Себастьян Феттель выиграл бы Гран-при Европы без особых проблем. До первого пит-стопа в отрыве немца от ближайшего соперника было больше секунд, чем пройденных кругов. Поначалу казалось, что удирать Себу помогает Льюис Хэмилтон, но даже когда британца прошел Роман Грожан, отрыв не переставал расти. К 15-му кругу француз отставал уже почти на 16 секунд, но усилия немца свел на нет Жан-Эрик Вернь. Легкий контакт колесами с Caterham Хейкки Ковалайнена привел к проколу, и спустя минуту та половина круга, по которой пилот Toro Rosso возвращался на пит-лейн, оказалась целиком усыпана обломками. На трассе появилась машина безопасности.

Замыкая круг
Ход гонки и ее результаты

можно посмотреть в традиционном онлайне и в новостной заметке по итогам Гран-при

Роман Грожан получил второй шанс, но уже в первом повороте после рестарта француз проспал атаку Фернандо Алонсо. Испанец после старта выбрался на восьмую позицию, затем оставил позади пару пилотов Force India и Пастора Мальдонадо, а за счет пит-стопа опередил еще и Кими Райкконена. Когда на трассе появился пейс-кар, механики McLaren помогли испанцу оказаться также впереди Льюиса Хэмилтона: очередная заминка на пит-стопе отбросила британца сразу на шестое место.

За один только 34-й круг Алонсо с третьего места переместился на первое. Спустя минуту после того, как Фернандо оттолкнул Грожана в первом повороте, случилось невероятное – Red Bull RB8 Себастьяна Феттеля остановился прямо на трассе. В последний раз Себ сходил с дистанции из-за проблем с техникой на Гран-при Кореи 2010 года.

После этого Грожан немного потерзал Фернандо в борьбе за лидерство, но и ему вскоре пришлось припарковаться. Lotus E20 француза просто отказался ехать дальше. Не случись этого, Формула-1 вполне могла бы обрести восьмого победителя в восьмой гонке сезона. В Lotus считают, что резина на машине Романа продержалась бы дольше. Но... Когда Pirelli P-Zero на Ferrari Алонсо за семь-восемь кругов до финиша поплыла, обогнать его уже было некому.

Замыкая круг

Чтобы описать все произошедшее в Валенсии за неполные два часа гонки, необходимо обладать даром Льва Толстого. Вариант в сокращении: после столкновений Пика с Картикеяном, Кобаяси с Сенной, Верня с Ковалайненом, Кобаяси с Массой, Петрова с Риккардо, Хэмилтона с Мальдонадо, нескольких десятков обгонов и пит-стопов оказалось, что второе место занял Кими Райкконен, а третье – Михаэль Шумахер. Гонка семикратного чемпиона мира получилась просто невероятной. Еще за 15 кругов до финиша немец шел вне очковой зоны, но в итоге поднялся на подиум. Первый после возвращения в Формулу-1.


Гран-при Европы, который вы не видели


Успех: Фернандо Алонсо

Не нужно много слов. У Фернандо Алонсо не лучшая машина чемпионата. По-хорошему, ему везет. Повезло в Малайзии с погодой и Пересом, повезло в Валенсии: с пейс-каром, с проблемами у Грожана и Феттеля. Много еще с чем повезло. Но главное – он всегда был там, где надо. Фернандо лидирует в чемпионате с преимуществом в 20 очков и он пока один, кто одержал в этом году две победы. Как там говорится? Везет тому, кто везет.

Провал: Камуи Кобаяси

33 круга, два столкновения, сход, штраф в пять стартовых позиций на следующем Гран-при. В принципе, добавить нечего.



Запомнилось: столкновение Хэмилтона и Мальдонадо

Лет через 30, когда Льюис и Пастор встретятся в каком-нибудь баре на Ямайке, им будет, что вспомнить. После Гран-при Европы в потенциальном разговоре появилась еще одна тема для обсуждения – часа на полтора. После старта Хэмилтон был медленнее Феттеля, потом медленнее Грожана, механики вновь задержали его дольше положенного на пит-стопе, а под конец гонки Льюис не мог угнаться за Алонсо. И, несмотря на все это, еще за три круга до финиша он шел вторым. Когда у британца "кончилась" резина, стало понятно, что удержать позади Кими Райкконена не получится. Финн дождался своего шанса и просто «уехал в точку» на выходе из медленного поворота.

Замыкая круг

Еще через полкруга в зеркалах McLaren Льюиса уже не помещалось ничего, кроме Williams FW34 Пастора Мальдонадо. Первая же серьезная атака завершилась столкновением. Товарищ Уго Чавеса попытался обойти Льюиса по внешней траектории, тот в свою очередь оттер соперника за пределы трассы и не оставил места для того, чтобы на нее вернуться. Если бы Пастор снял ногу с педали газа и подождал еще чуть-чуть, второй шанс был бы точно. Но «терпеть» и «ждать» – это не про Мальдонадо. Пастор решил отправить Льюиса в стену вместе со своим передним антикрылом. Итог: Льюис в стене, а Пастор, даже несмотря на финиш десятым, остался без очков.


Оценки от «Мотора»

«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Европы собственные оценки.

* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.

Red Bull Racing: 5/10*

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Себастьян Феттель1сход085
Марк Уэббер1941291

"Быки" привезли в Валенсию немало новинок, и Феттель по ходу уикенда был угрожающе быстр. Подвела надежность. В квалификации на машине Уэббера отказала DRS, а в гонке ни с того ни с сего отказалась ехать машина Себа. Потенциально Red Bull Racing могла увезти из Испании дубль, но увезла лишь 12 очков за четвертое место Марка.

McLaren: 4/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Дженсон Баттон98449
Льюис Хэмилтон219088

Возможно, Льюис чуть погорячился в концовке, но его можно понять. До Гран-при Европы он набирал очки в каждой гонке, и только ошибки команды не позволили оторваться в чемпионате от соперников. В Валенсии вновь произошла заминка на пит-стопе, плюс MP4-27 явно не в ладах с резиной Pirelli. Пока Дженсон Баттон ищет себя, McLaren все дальше отстает в Кубке конструкторов. Перед домашним Гран-при в Сильверстоуне Мартину Уитмаршу есть, о чем подумать.

Ferrari: 7/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Фернандо Алонсо11125111
Фелипе Масса1316011

Родители Фернандо Алонсо воспитали своего сына явно лучше, чем технический директор Ferrari Пэт Фрай – свою группу инженеров. Но вместе Ferrari F2012 и ее испанский водитель – бесспорно лучшая комбинация из всех имеющихся в современной Формуле-1. Если Алонсо вытащит для команды еще и Кубок конструкторов, Стефано Доменикали просто обязан отправить приз в Овьедо, родителям Фернандо. Ах да, надо же еще что-то сказать про Массу. Масса.

Mercedes AMG: 7/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Михаэль Шумахер1231517
Нико Росберг66875

Солидный уикенд. W03 была недостаточно быстра для борьбы за победу, но вместе Шумахер и Росберг набрали 23 очка – лучше было только в Китае. Михаэль заработал первый подиум. Может, наконец "попрет"?

Lotus: 7/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Кими Райкконен521873
Роман Грожан4сход053

У Lotus было все для победы. И Роман Грожан бы ее заслужил. Тот факт, что на прошлом этапе в Канаде француз проехал гонку с одним пит-стопом, позволяет предполагать, что к концу дистанции в Валенсии резина на его E20 была бы посвежее, чем у Алонсо. Проверить не удалось. Близок к победе был и Райкконен, но финн виноват, по большому счету, сам. Пропустив Хэмилтона после рестарта, Кими застрял за более медленным McLaren и не смог побороться с Алонсо.

Force India: 7/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Пол Ди Реста107627
Нико Хюлькенберг851017

Пилоты Виджея Малльи были в Валенсии очень быстры. Оба квалифицировались в первой десятке, оба набрали очки. Откуда что взялось? Еще пару недель назад казалось, что Force India – уже не соперник Sauber и Williams. Зря казалось.

Sauber: 2/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Камуи Кобаяси7сход021
Серхио Перес159239

Серхио Перес набрал два очка только благодаря сходам соперников. Камуи потенциально мог рассчитывать на нечто большее, но после великолепного старта был, пожалуй, чересчур агрессивен.

Toro Rosso: 2/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Дэниэл Риккардо171102
Жан-Эрик Вернь18сход04

Парни из Toro Rosso не могут набрать очков уже шесть гонок подряд. Но не будем забывать, что это, в конце концов, бывшая Minardi.

Williams: 5/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Пастор Мальдонадо312029
Бруно Сенна1410116

У Williams определенно в этом году очень неплохая машина, но Бруно Сенна и Пастор Мальдонадо сделали все, чтобы убедить общественность: они самая слабая пара пилотов чемпионата. Сенна по-прежнему никак не может подняться в квалификации выше 13 места, а Мальдонадо продолжает врезаться во что и в кого попало. Один раз, когда не врезался – выиграл. Может, стоит все-таки позвонить Рубенсу Баррикелло?

Caterham: 6/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Хейкки Ковалайнен161400
Виталий Петров201300

Море позитива. Ковалайнен пробился в Q2, Петров шел десятым в гонке. Очков по-прежнему нет, но они близко. В Валенсии у Caterham было лишь одно новое антикрыло на двоих пилотов, и оно досталось Хейкки. Но в гонке у финна отказала KERS. Все это – проблемы роста. Зато теперь Виталию и Хейкки хотя бы есть, с кем столкнуться.

HRT: 2/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Педро де ла Роса211700
Нараин Картикеян221800

В квалификации оба пилота HRT опередили единственного представителя Marussia. Но до финиша этот самый представитель все равно добрался раньше.

Marussia: 2/10

ПилотПозиция на стартеПозиция на финишеОчки в гонкеВсего очков
Тимо Глокнснс00
Шарль Пик231500

Тимо Глок заболел и не принял участия в гонке. Шарль Пик был здоров, участие в гонке принял, и его даже показали по телевизору.


Следующая остановка

Замыкая круг

Этих 24-х пилотов в нынешнем году можно выпускать на любую заасфальтированную площадку. Шоу в любом случае будет что надо. Тем не менее, соблюдая формальности, сообщим, что следующее представление состоится на трассе близ местечка Сильверстоун, что в Великобритании. Для доброй половины команд Ф-1 это будет домашний этап чемпионата мира. Ждать осталось две недели. Долго, знаем. Но придется.