Зеленый Шершень
Skoda Fabia за 180 тысяч евро, без багажника и прикуривателяРассаду здесь положить некуда, зато это самая быстрая Fabia, которую только можно купить. В начале двухтысячных Skoda уже пробовала выступать в WRC, но самым большим успехом команды стало третье место на Ралли Сафари, а теперь там хозяйничает старшая марка Volkswagen.
В общем, в высшую лигу чехи пока не спешат, а команда Skoda Motorsport – это сто человек персонала и всего одна модель класса R5. В нем выступает «бюджетная» полноприводная техника – почти WRC, но с большим количеством серийных деталей.
Предшественница Skoda Fabia R5, Fabia S2000, в прошлом году победила в Азиатско-Тихоокеанском и Европейском чемпионатах по ралли, так что ожидания высоки. В приоритете заводская гоночная программа, но машину, по сути, сможет купить любой желающий – именно этот факт позволяет сделать проект прибыльным.
Поэтому тут полный Simply Clever: полуоси передней и задней оси, например, сделаны одинаковыми, чтобы команды могли возить с собой только одну деталь.
Переделка подвески с асфальта на гравий требует лишь замены амортизаторов, тормозов и еще нескольких деталей. Цена «эрки» составляет 180 тысяч евро, как у серийного Porsche 911 Turbo, но старые машины группы S2000 стоили под 300 тысяч евро. И купить Fabia R5 подешевле в виде «кита» и собрать самому не получится — только родная чешская сборка. Хотя родословная двигателя, например, происходит из Шанхая.
Китайский мотор — чешский инжиниринг
В раллийном варианте Skoda Fabia выглядит эмоциональнее гражданского хэтча: на место суровой, холодной простоте пришли волевые скулы огромных крыльев и закрытый тонкой сеткой львиный зев переднего бампера – очень похоже на клетку для хомячка.
Кузов серийный, с полностью рабочими задними дверями, но практически каждая деталь несет следы переделки: даже отверстия в стандартной решетке радиатора расширены напильником. Дырки в капоте служат для вентиляции моторного отсека, дырки в стеклах задних дверей – для вентиляции салона.
В отличие от атмосферной Skoda Fabia S2000, под капотом «эрок», по правилам, должен стоять 1,6-литровый турбодвигатель, но в линейке Skoda его просто не нашлось. Лучше всего для конверсии подошел фольксвагеновский 1,8-литровый мотор TFSI для китайского рынка, которому уменьшили ход поршня и изменили объем – его доводкой занимались французы из Oreca.
Турбина с пиковым давлением 2,5 бара и 32-миллиметровым рестриктором в оригинале взята у Audi S3, интеркулер – сеатовский, а вот блок управления двигателем – гоночный, Magneti Marelli. Итоговая мощность ниже, чем у серийного Volkswagen Golf R, но на уровне раллийных конкурентов: около 280 лошадиных сил и 420 Нм момента на 1230 килограммов массы.
Полноприводную трансмиссию без межосевого дифференциала и с 5-ступенчатой коробкой передач по-прежнему поставляет X-Track. Переключение передач секвентальное, но чисто механическое – без сервоприводов.
А вот поставщик амортизаторов сменился с Reiger на Sachs – эта фирма уже работает с Volkswagen Motorsport в WRC и поставляет амортизаторы на фольксвагеновский конвейер.
Разглаживание мозгов
Перед пилотом Fabia R5 инструментарий, который выглядит не сложнее пинбольного игрового автомата: замшевый руль, вместо приборов – единственное окошко с номером включенной передачи. Справа – рычаги коробки передач и ручника.
Функции гудка и дворников дублируются кнопками в ногах штурмана. Может быть, сделать такие же в серийных машинах российской сборки? Все равно пассажиру делать нечего.
Во время нашей импровизированной поездки по асфальтовому допу где-то под Прагой за руль Fabia R5 сел чемпион Европы прошлого года Эсапекка Лаппи, а меня притянули ремнями к креслу штурмана.
На поворотах и переломах асфальта «эрка» не допускает никакой двусмысленности – кажется, даже в подскоке с отрывом всех колес Fabia продолжает движение по невидимому монорельсу. Раллийная подвеска способна безболезненно атаковать самые неприятные на вид обочины и вызвать слезы зависти даже у Toyota Land Cruiser 200.
Если не считать высокочастотной дрожи двигателя на холостых и сжимающего до треска в ребрах ковша, сидеть на штурманском месте даже комфортно – в Citroen DS3 R5 вибрации были совсем неприятными.
У «француза» кочерга переключения передач с помощью тяг была вынесена справа от руля и сохранились подрулевые переключатели, но в остальном раллийные машины класса R5 очень похожи.
Держак резины Michelin такой, что от перегрузок в голове начинают разглаживаться извилины, хотя разница в скорости Fabia R5 и старой Fabia S2000, видимо, не так уж и велика. Эсапекка говорит, что серийная рулевая рейка «эрки» заставляет больше работать руками, но в целом ощущения практически не изменились. Главное отличие – двигатель.
Атмосферник S2000 работал в узком диапазоне оборотов, а турбированный двигатель более моментный, и потеря оборотов уже не стоит так дорого. А еще передняя панель в новой Fabia расположена ниже, и это улучшило обзорность для обоих членов экипажа.
Симулятор для тренировок в ралли до сих пор не используется – слишком сложно сымитировать все условия. Только опыт, только накат, только хардкор! И мой пилот – 24-летний Лаппи – еще одно секретное оружие чехов.
Хочешь побеждать – найми финна
Устав выговаривать «Эсаппека», чехи уже сократили его имя до «Э Пи». На первый взгляд, Лаппи чем-то напоминает Райкконена, но в ралли, конечно, едет немного, гм... стабильнее. В 2012 году он стал чемпионом Финляндии, в прошлом году — чемпионом Европы, хотя победа и сочеталась с проблемами у соперников и собственными авариями. Немногословный, простой и прямолинейный — он, кажется, уже экономит энергию для следующей гонки, но и не собирается отказываться на ужине от алкоголя, как молодые зануды из формул.
А еще он может откровенно сказать, что в некоторых условиях Fabia S2000 была немного «shit». Настоящий финн.
Раллийный мир тесен, и Лаппи сам спрашивает про Новикова и Лукьянюка – стиль вождения русских для него кажется немного сумасшедшим. Вместе с штурманом Янне они интересуются и о Вилле Хаапасало: в Финляндии он написал книгу, как стал знаменитостью в России, но сами финны, кажется, думают, что он бредит.
Первыми раллийными машинами Лаппи были Opel Astra и Honda Civic Type-R. Потом появилась полноприводная Fiesta S2000, но тут финна призвали в армию, где он служил кем-то вроде полевого разведчика. Янне, его штурман, напротив, на службе был командиром экипажа на БМП-1. Хотя большую часть времени они его просто чинили.
Судя по легкому снобизму Эсаппеки, он уже почувствовал, что на подъеме и пора идти дальше. Его напарнику по команде Skoda Яну Копецки уже за тридцать, а его соотечественник Латвала выступает в заводской команде VW в WRC, но слишком часто ошибается.
Настало время дать дорогу молодым? Думаю, ему тоже приходила эта мысль.
Самым логичным развитием карьеры для Лаппи выглядит переход в Volkswagen Motorsport, и его выступления за Skoda в этом году, очевидно, не пройдут мимо их внимания. Это ему и нужно.
Генеральное сражение
Первый большой старт для Skoda Fabia R5 и Эсаппеки случится на майском ралли Португалия в зачете WRC2, но еще раньше это сделает Ян Копецки на локальном чешском ралли Шумава Клатови, где помешать заводской команде, кажется, может только местный фаворит Вацлав Пех на Mini John Cooper Works S2000.
Конечно, прогнозы шкодовцев осторожны, но после интенсивной работы над машиной в течение последних пятнадцати месяцев они уже не могут больше терпеть, чтобы не порвать кого-нибудь на трассе.
Так что, если вам интересно продолжение этой истории, следите за ней вместе с нами – Ралли Шумава Клатови начинается прямо сегодня.
P.S.
я выбрал вместо рекламы.
Технические характеристики Skoda Fabia R5
- | |
---|---|
Тип двигателя | Бензиновый с турбонаддувом |
Рабочий объем, см³ | 1620 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 280/4750 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 420/4750 |
Тип привода | Полный |
Трансмиссия | механическая, 5-ступенчатая |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Габариты (ДхШхВ), мм | 3994x1820x1467 |
Колесная база, мм | 2492 |
Допустимая масса, кг | 1230 |
Объем топливного бака, л | 82,5 |
Расход топлива, л/км | 0,6 |
Цена (евро) | 180 000 |