Опубликовано 11 июля 2011, 21:13

60 лет спустя

Фернандо Алонсо победил на легендарном Сильверстоуне
14 июля 1951 года на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне Хосе Фройлан Гонсалес принес команде Scuderia Ferrari ее первую победу в Формуле-1. В минувшее воскресенье, спустя почти ровно 60 лет, Фернандо Алонсо все в том же Сильверстоуне принес все той же команде первую победу в 2011 году.
Фото команд-участниц и пользователя Morio с сайта wikipedia.org
Фото команд-участниц и пользователя Morio с сайта wikipedia.org

Четырнадцатого июля 1951 года на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне Хосе Фройлан Гонсалес по прозвищу "Пампасский бык" принес команде Scuderia Ferrari ее первую победу в чемпионате мира Формулы-1. Спустя почти ровно 60 лет Фернандо Алонсо, за которым никакого прозвища пока не закрепилось, все в том же Сильверстоуне в минувшее воскресенье принес все той же команде первую победу в 2011 году. И, судя по темпу красного автомобиля, далеко не последнюю.

Это был очень насыщенный уик-энд. Хотя непосредственно к гонкам то, что вызывало наиболее бурные обсуждения в его начале, относилось мало. Пятничные свободные заезды в Сильверстоуне прошли очень спокойно – дождь помешал большинству команд выполнить намеченную программу. Не только потому, что собирать данные на мокрой трассе – дело рискованное, а зачастую и просто бесполезное. На самом деле, большинство пилотов предпочли экономить комплекты дождевой и промежуточной резины – их количество на каждый уик-энд ограничено, и желающих остаться без "мокрых" покрышек к гонке было мало.

Так что Пол Хэмбри, глава компании Pirelli, конечно прав – с шинным регламентом необходимо что-то делать. Но тем, кому "делать" это положено по статусу, и так было чем заняться в последнее время.

Жечь или не жечь?

Технический делегат FIA Чарли Уайтинг, как мне кажется, непременно должен будет написать в своих мемуарах, что минувший уик-энд был одним из самых сложных в его карьере. Да что там – мемуары ему вообще стоит написать хотя бы ради этих трех дней, что были объединены под общим названием "Гран-при Великобритании 2011 года". Ведь Уайтинг – один из немногих, кому не повезло разбираться в том, что такое "холодный" и "горячий" выхлоп, а также вникать в суть процессов, происходящих в силовых агрегатов Renault и Mercedes – от перегрева выпускных клапанов до повышения давления в картере. И при этом отчетливо понимать, почему для избежания последнего необходимо оставить немецкому мотору возможность дожигать топливо именно в четырех цилиндрах из восьми в тот момент, когда гонщик уже убрал ногу с педали акселератора.

Если бы на голове Чарли Уайтинга перед началом гоночного уик-энда в Сильверстоуне еще были не поседевшие волосы, то к началу гонки их бы уже точно не осталось.

Если бы на голове Чарли Уайтинга перед началом гоночного уик-энда в Сильверстоуне еще были не поседевшие волосы, то к началу гонки их бы уже точно не осталось.

Сейчас уже сложно понять, с чего вообще началась вся эта история, или истерия – как больше нравится, с "выдувными" диффузорами, но "гром" по-настоящему грянул только в Сильверстоуне. Сезон Формулы-1 добрался до момента, когда в силу, наконец, должны были вступить новые директивы относительно работы сих замысловатых устройств, помогающих создавать дополнительную прижимную силу. Предполагалось, что начиная с Гран-при Великобритании моторам Ф-1 будет запрещено сжигать топливо в ситуациях, когда гонщик не нажимает на педаль акселератора. Но, как неожиданно выяснилось, некоторым двигателям жечь топливо необходимо постоянно, чтобы… не сломаться.

О проблемах моторов Mercedes-Benz, которые, в частности, установлены на автомобилях McLaren, Уайтинг узнал еще до начала уик-энда в Сильверстоуне. Инженеров спортивного подразделения марки взволновало давление в картере – в итоге, чтобы оно не снижалось до критической отметки, немецким моторам решено было позволить жечь топливо в четырех цилиндрах даже при нулевом положении дросселя. Как ни странно, почти сразу после этого о возможном снижении надежности задумались и в Renault Sport, поставляющей двигатели, в частности, Red Bull Racing. Оказалось, что и французским моторам, из-за особенностей их конструкции, тоже никак не обойтись без перманентного сжигания горючего – пришлось делать уступки и им. Причем распоряжение по этому поводу Уайтингом было выписано уже в ходе первой части свободных заездов!

Когда джентльмены спорят

В результате, история с уступками продолжилась тем, что два уважаемых английских джентльмена в пятницу вечером сильно поссорились на официальном мероприятии. Глава Red Bull Racing Кристиан Хорнер и руководитель McLaren Мартин Уитмарш большую часть пятничной пресс-конференции говорили не с журналистами, а друг с другом.

Суть диалога свелась к тому, что каждый из спорящих намекал на то, что его сопернику было сделано больше уступок, чем ему самому. Хорнер и Уитмарш оперировали техническими терминами, чем привели в замешательство не только журналистов, но даже сидевших рядом руководителей других команд.

Словесная перепалка между Мартином Уитмаршом и Кристианом Хорнером получилась достаточно бурной, но до предложения "выйти" так и не дошло.

Словесная перепалка между Мартином Уитмаршом и Кристианом Хорнером получилась достаточно бурной, но до предложения "выйти" так и не дошло.

Разнимать спорящих вызвался сидевший на заднем из двух рядов Тони Фернандес. Владелец Team Lotus на глазах у пишущих журналистов со всего мира признался, что "вообще не понял, о чем эти двое только что говорили", и отметил, что "для болельщиков нет никакой разницы", сколько именно топлива каждый из моторов сжигает во время торможения. Коллегу поддержал еще один руководитель "маленькой" команды. Глава Marussia Virgin Джон Бут, за конюшню которого более полутора десятков лет назад в Формуле-3 гонялся сам Кристиан Хорнер, сказал, что прежде чем что-то показывать публике, "не мешало бы прибраться".

Потом была суббота, новая директива FIA, отменяющая послабления для Renault, встреча Уайтинга, Хорнера и главного конструктора Red Bull Racing Эдриана Ньюи, экстренное совещание технической рабочей группы и новые комментарии. Вплоть до начала квалификации значение, казалось, имело лишь то, что происходило в только что отстроенном здании пит-комплекса, а не то, что происходило на трассе.

Второй поул Уэббера

Что именно и насколько сильно повлияло в итоге на расстановку сил в пелетоне – сейчас сказать сложно. Однозначно можно утверждать лишь то, что ситуация все-таки изменилась. Да, первый ряд стартового поля по итогам квалификации вновь достался Red Bull Racing, но преимущество "быков" над ближайшими преследователями не было таким ошеломляющим, как раньше. Наоборот – Марк Уэббер выиграл у ставшего третьим Фернандо Алонсо лишь чуть более одной десятой секунды! И это при том, что трасса в Сильвертоуне по своим характеристикам схожа с кольцом в Барселоне, на котором пару месяцев назад все тот же Уэббер привез Льюису Хэмилтону почти секунду.

Марку Уэбберу во второй раз в сезоне удалось опередить в квалификации Себастьяна Феттеля, но в гонках счет по-прежнему сухой.

Марку Уэбберу во второй раз в сезоне удалось опередить в квалификации Себастьяна Феттеля, но в гонках счет по-прежнему сухой.

Возможно, отрыв мог быть и больше, но совершить вторую попытку пилотам помешал начавшийся под конец сессии легкий дождь – улучшить время не удалось никому. Таким образом, первые пять рядов стартового поля были сформированы по итогам первых попыток. Себастьян Феттель уступил напарнику 32 тысячные секунды и во второй раз в этом году после Гран-при Испании вынужден был смириться с тем, что на стартовой решетке один из автомобилей будет стоять впереди него.

В целом, результаты главной субботней сессии выглядели весьма интригующе. Позади Фернандо Алонсо расположились его напарник по Ferrari Фелипе Масса и Дженсон Баттон. Главный сюрприз преподнес Пол Ди Реста, который застолбил для своей Force India VJM04 шестую позицию на решетке. Седьмым квалифицировался Пастор Мальдонадо – и меньше хвалебных речей в свой адрес, чем шотландец, выслушал лишь потому, что Гран-при проводился в Великобритании, а не в Венесуэле.

К появлению в "топ-10" Камуи Кобаяси все давно привыкли – японец вновь был хорош и смог опередить Нико Росберга из Mercedes GP и Льюиса Хэмилтона из McLaren. Последний после окончания сессии не скрывал своего недовольства – в начале третьего сегмента команда поставила на MP4/26 англичанина полуизношенный комплект мягких шин, и Льюис остался десятым – улучшить результат, как и всем остальным, помешал дождь. Так или иначе, темп McLaren в квалификации в любом случае был весьма и весьма посредственным – в конце концов, Баттон проиграл времени Уэббера аж полторы секунды. После квалификации Мартин Уитмарш заявил, что McLaren – команда, наиболее сильно пострадавшая из-за изменений в правилах.

Стоит отметить и провал Renault – Виталий Петров и Ник Хайдфельд не прошли в третий сегмент, но после окончания сессии не спешили оправдывать неудачный результат поправками к регламенту. Команда медленно, но верно скатывается во второй эшелон. И выхлопные газы тут, похоже, совсем ни при чем.

Победили гонки

Регламент регламентом, но победили в итоге все равно гонки. Большой приз Великобритании был разыгран красиво – и с этим спорить не нужно.

Синоптики, всю неделю уверявшие, что в воскресенье дождя не будет, вновь ошиблись. Дождь был – причем, не простой, а хитрый. Обильно полив одну часть трассы, он практически не тронул другую. Уже на установочном круге свой Sauber C30 умудрился разбить Серхио Перес. Мексиканца занесло на последнем секторе трассы, он влетел в пенопластовый щит и разбил переднее антикрыло. Если до этого и были те, кто планировал стартовать на сликах, то после аварии Переса таких уже точно не осталось. На решетке все были обуты в покрышки для мокрого асфальта.

Стартовая прямая на "Сильверстоуне" в этом году была перенесена в другое место -- перед началом новой скоростной секции трассы. Два первых виража после старта у пилотов была возможность пройти на полном газу, и основные события, казалось, должны были развернуться на торможении перед третьим. Но самое интересное случилось еще раньше.

Стартовая прямая на "Сильверстоуне" в этом году была перенесена в другое место -- перед началом новой скоростной секции трассы. Два первых виража после старта у пилотов была возможность пройти на полном газу, и основные события, казалось, должны были развернуться на торможении перед третьим. Но самое интересное случилось еще раньше.

Феттель среагировал на сигнал светофоров раньше напарника и был впереди уже на подходе к первому виражу. Фернандо Алонсо удержался на третьей позиции, а вот Фелипе Масса не смог отстоять четвертую – вперед вырвался Баттон. Но куда более впечатляющим получился старт в исполнении Льюиса Хэмлтона. Британец отыграл три места в первых после старта поворотах, но на этом не успокоился. К концу третьего круга он был уже пятым, оставив позади и Пола Ди Ресту и Дженсона Баттона. Напарник Льюиса хоть и смог пройти на старте Массу, но затем пропустил бразильца обратно. Однако, справившись с одним пилотом McLaren, Фелипе вскоре вынужден был обороняться от атак второго. Льюис догнал Ferrari достаточно быстро, но моментального обгона, как в случае с двумя соотечественниками, не последовало – наоборот, Хэмилтон едва не разбил машину. В одном из эпизодов Льюис чуть шире вышел из поворота, покинул пределы трассы, но быстро смог на нее вернуться.

Шумахер и крылья

На какое-то время положение пилотов в лидирующей группе стабилизировалось. Трасса подсыхала – оставалось лишь дождаться, кто первым решится сменить изношенные промежуточные шины на слики. "Решился" в итоге Михаэль Шумахер, но то была мера вынужденная. В борьбе за восьмое место немец протаранил Sauber Камуи Кобаяси и, отправившись менять переднее антикрыло, сменил заодно и покрышки, открыв тем самым волну пит-стопов.

Емкая фраза бывшего соперника Шумахера Дэвида Култхарда, ныне комментатора BBC, в прямом эфире: "Я не помню, была ли хоть одна гонка в этом году, когда Михаэль финишировал с тем же передним антикрылом, с которым стартовал".

Емкая фраза бывшего соперника Шумахера Дэвида Култхарда, ныне комментатора BBC, в прямом эфире: "Я не помню, была ли хоть одна гонка в этом году, когда Михаэль финишировал с тем же передним антикрылом, с которым стартовал".

Уже после финиша гонки Шумахер объяснил причины столкновения с Кобаяси – случилось оно на первом круге после того, как судьи разрешили использовать DRS, и Михаэль, "открывший" крыло, не смог затем правильно выбрать точку начала торможения. Но стюарды, во главе с экс-чемпионом Ф-1 Найджеллом Мэнселлом, оценили маневр по всей строгости, и вскоре Шуми пришлось посетить пит-лейн еще раз, теперь уже для отбытия штрафа "stop&go". Наказание отбросило семикратного чемпиона мира на 17-е место, но к концу гонки – благодаря проблемам соперников и собственной скорости – он все же смог пробиться в очковую зону, финишировав девятым и опередив Хайме Альгерсуари. Испанец, в свою очередь, уже в третьей подряд гонке совершил впечатляющий прорыв: при старте с 18-го места пилот Toro Rosso все же смог увезти из Сильверстоуна одно очко.

Перед ними финишную черту пересек Ник Хайдфельд. Прорыв немца с 16 позиции был не менее впечатляющим. Если не считать Шумахера, то именно Ник первым из всех пилотов заехал за сликами в начале гонки, а затем до конца дистанции останавливался лишь один раз. По два пит-стопа в итоге было и у Серхио Переса с Нико Росбергом, которые финишировали впереди немца.

Четыре очка, заработанные Хайдфельдом, не позволили Renault удержаться на четвертой строчке в протоколе Кубка конструкторов. Оба пилота Mercedes GP смогли набрать баллы, а Виталий Петров второй уик-энд подряд не смог пополнить копилку команды очками -- в Сильверстоуне россиянин не порадовал ни темпом, ни правильным выбором стратегии.

Четыре очка, заработанные Хайдфельдом, не позволили Renault удержаться на четвертой строчке в протоколе Кубка конструкторов. Оба пилота Mercedes GP смогли набрать баллы, а Виталий Петров второй уик-энд подряд не смог пополнить копилку команды очками -- в Сильверстоуне россиянин не порадовал ни темпом, ни правильным выбором стратегии.

Впереди Хайдфельда могли финишировать Камуи Кобаяси и Пол Ди Реста, но японцу и шотландцу банально не повезло. Гонка японского пилота Sauber была испорчена еще после столкновения с Шумахером, а окончательно шансов заработать очки он лишился из-за ошибки механиков на пит-лейн. Бригада раньше времени позволила Камуи сорваться с места, и он в итоге едва не столкнулся прямо на пит-лейн с Пастором Мальдонадо. Штраф "stop&go" отбросил японца в конец пелетона, а затем испустил дух мотор Ferrari на его машине.

Ди Ресту также подвела команда. Шотландец потерял много времени из-за заминки на пит-стопе, а сразу после выезда на трассу столкнулся с Себастьеном Буэми.

О том, как Льюис Фернандо помог

У лидеров была своя гонка, в которой "худшим из лучших" в очередной раз стал Фелипе Масса. Бразилец, державшийся в начале гонки на четвертом месте, после пит-стопа пропустил обоих пилотов McLaren и финишировал бы далеко позади обоих, если бы не их собственные неудачи.

Четвертым вполне мог закончить гонку Дженсон Баттон, но британец оказался еще одним из тех пилотов, которые столкнулись с заминками на пит-лейн. В ходе пит-стопа возникла неполадка одного из гайковертов, но главный механик не заметил, что правое переднее колесо еще не закреплено, и дал Дженсону отмашку. Баттон сорвался с места, но лишь для того, чтобы запарковать свой McLaren через пару сотен метров -- в самом начале выезда с пит-лейн.

Четвертым вполне мог закончить гонку Дженсон Баттон, но британец оказался еще одним из тех пилотов, которые столкнулись с заминками на пит-лейн. В ходе пит-стопа возникла неполадка одного из гайковертов, но главный механик не заметил, что правое переднее колесо еще не закреплено, и дал Дженсону отмашку. Баттон сорвался с места, но лишь для того, чтобы запарковать свой McLaren через пару сотен метров -- в самом начале выезда с пит-лейн.

Вплоть до середины дистанции все шло к тому, что у Red Bull Racing будет очередной дубль. Себастьян Феттель и Марк Уэббер не слишком сильно отрывались от преследователей, но создавалось впечатление, что они целиком контролируют ситуацию.

После первого пит-стопа Хэмилтон опередил Массу и практически сразу провел успешную атаку на Алонсо – сразу после перехода на слики пилоты McLaren смотрелись намного более уверенно, чем остальные. Льюис постепенно начал догонять ушедших было в отрыв Феттеля и Уэббера, однако и Алонсо не отставал. Покрышки Льюиса, судя по всему, достаточно быстро пришли в негодность, и на 24 круге испанец вернул себе позицию. Хэмилтон в свою очередь заехал в боксы за свежим комплектом – благодаря чему, как затем оказалось, сумел пересидеть на трассе пилотов Red Bull.

Развязка наступила на 27 круге. Феттель и Алонсо синхронно заехали на пит-стоп, и тут случилось невероятное – сбой в работе механиков Red Bull! Заднее левое колесо еще не встало на место, а машину уже опустили с домкратов. В итоге пит-лейн Себастьян покинул уже после Алонсо, но самое главное – выехал на трассу позади Хэмилтона! К тому моменту Льюис уже три круга как ехал на свежем комплекте и едва не вышел в лидеры.

Так или иначе, но победить Хэмилтону в домашнем Гран-при было не суждено. Поддерживать темп Алонсо Льюис оказался не в состоянии, но ощутимо помог бывшему напарнику по McLaren, удержав позади Феттеля. Действующий чемпион предпринял несколько попыток атаки, но пройти Хэмилтона так и не смог. Семь кругов, что Себастьян провел позади него, в итоге и гарантировали победу Алонсо. Фернандо взвинтил темп и перед финальной серией пит-стопов уже был в десяти секундах впереди всех.

Чтобы опередить Хэмилтона, Феттель провел свой последний пит-стоп раньше главных соперников и, получив свежий комплект резины, смог выйти на второе место.

В товарищах согласья нет

Сам британец не смог в итоге удержать даже третье место – за десять кругов до финиша Льюис получил указание экономить топливо и вскоре "сдал пост" Уэбберу. Под занавес гонки к Льюису вплотную подобрался Фелипе Масса: бразилец пустился в атаку в последней связке поворотов, вырвался было на полкорпуса вперед, но нарвался на жесткий ответ – Хэмилтон жестко вытеснил Фелипе с идеальной траектории и пересек финишную черту на считанные мгновения раньше.

Несколько раз на последних кругах пилоты Red Bull Racing были близки к столкновению, но повторения "турецкого сценария" не случилось.

Несколько раз на последних кругах пилоты Red Bull Racing были близки к столкновению, но повторения "турецкого сценария" не случилось.

Борьба кипела и в споре за второе место. Уэббер за несколько кругов до финиша догнал Феттеля и принялся атаковать. Австралийца не остановил даже приказ с командного мостика "сохранять позицию". На пресс-конференции после гонки Марк сказал, что команда прозвучала четыре или пять раз, но ни отвечать, ни повиноваться он не собирался.

Феттель удержался на втором месте и теперь еще больше оторвался от преследователей в личном зачете чемпионата. Ближайший из соперников отстает уже на 80 очков. И чтобы проиграть чемпионат, Себастьяну нужно будет очень постараться.

Победа в Сильверстоуне стала 27-й в карьере Алонсо в Формуле-1

Победа в Сильверстоуне стала 27-й в карьере Алонсо в Формуле-1

Почаще ошибаться немецкому пилоту сейчас желают многие, и один из них - наверняка Фернандо Алонсо.

Да, в победе Алонсо на Сильверстоуне – немало условностей. Многие уверены – запрет на использование "выдувных" диффузоров был на руку "Ferrari". И если дело только в этом, то уже на Гран-при Германии все поменяется вновь, потому как команды договорились отменить пресловутый запрет. Но если "нет", если, как говорит сам Алонсо, команда и правда добилась существенного прогресса, то быть может, борьба за чемпионский титул в этом году еще не окончена?

И пусть сейчас испанец проигрывает почти сотню очков. Разве кто-то будет против понаблюдать за самым невероятным камбэком в истории Формулы-1?

Результаты Гран-при Великобритании

МестоГонщикКомандаВремя
1.Фернандо АлонсоFerrari1:28.41,194
2.Себастьян ФеттельRed Bull+16,511
3.Марк УэбберRed Bull+16,947
4.Льюис ХэмилтонMcLaren+28,986
5.Фелипе МассаFerrari+29,010
6.Нико РосбергMercedes GP+1.00,665
7.Серхио ПересSauber+1.05,590
8.Ник ХайдфельдRenault+1.15,542
9.Михаэль ШумахерMercedes GP+1.17,912
10.Хайме АльгерсуариToro Rosso+1.19,108
11.Адриан СутилForce India+1.19,712
12.Виталий ПетровRenault+1.20,600
13.Рубенс БаррикеллоWilliams+1 круг
14.Пастор МальдонадоWilliams+1 круг
15.Пол ди РестаForce India+1 круг
16.Тимо ГлокMarussia Virgin+2 круга
17.Жером д'АмброзиоMarussia Virgin+2 круга
18.Витантонио ЛиуцциHRT+2 круга
19.Дэниэл РиккардоHRT+3 круга
20.Дженсон БаттонMcLarenсход
21.Себастьен БуэмиToro Rossoсход
22.Камуи КобаясиSauberсход
23.Ярно ТруллиTeam Lotusсход
24.Хейкки КовалайненTeam Lotusсход

Положение в общем зачете после девятого этапа

МестоГонщикКомандаОчки
1.Себастьян ФеттельRed Bull204
2.Марк УэбберRed Bull124
3.Фернандо АлонсоFerrari112
4.Льюис ХэмилтонMcLaren109
5.Дженсон БаттонMcLaren109
6.Фелипе МассаFerrari52
7.Нико РосбергMercedes GP40
8.Ник ХайдфельдRenault34
9.Виталий ПетровRenault31
10.Михаэль ШумахерMercedes GP28

Положение в Кубке конструкторов после девятого этапа

МестоКомандаОчки
1.Red Bull328
2.McLaren218
3.Ferrari164
4.Mercedes GP68
5.Renault65
6.Sauber33
7.Toro Rosso17
8.Force India12
9.Williams4
10.Team Lotus0
11.HRT0
12.Marussia Virgin0