Новый уровень
Как из обычных геймеров делают профессиональных гонщиковМежду компьютерным симулятором и реальными гонками – пропасть. Тот, кто хорош в виртуальном мире, далеко не всегда хорош на гоночном треке. Такого мнения придерживается большинство. Однако компания Nissan вместе с Sony PlayStation вот уже в который раз доказывает обратное, выводя геймеров в большой автоспорт в рамках проекта GT Academy. С этого года «Академия» работает и в России.
Сотрудничество между автомобильными компаниями и компаниями-разработчиками компьютерных игр уже давно привычно. Компьютерщики, например, часто приглашают либо инженеров, либо профессиональных гонщиков для создания максимально реалистичной модели управления в автомобильных симуляторах. Так, компания Nissan давно сотрудничает с разработчиками из Polyphony Digital, создавшими популярную серию игр Gran Turismo на PlayStation.
-
-
-_«Когда мы только предложили идею создания GT Academy, некоторые люди говорили, что мы не сможем вот так запросто взять талантливого геймера, играющего на PlayStation, и превратить его в успешного профессионального автогонщика»._
-\
-*Даррен Кокс, генеральный менеджер Nissan Europe.*
Сотрудничество бывает и обратным: тот же Nissan в 2007 году обратился к Polyphony Digital для создания интерфейса бортового компьютера для своего GT-R. Продолжением долголетнего партнерства стал проект GT Academy, который по замыслу его организаторов должен открывать дорогу геймерам Gran Turismo в большой автоспорт. Точнее, избранному геймеру, который докажет свою состоятельность не только на виртуальных гоночных трассах, но и за рулем настоящих автомобилей.
Проект GT Academy запустили в 2008 году и первый же победитель – 23-летний испанский студент Лукас Ордонез – сразу же добился в автоспорте довольно высоких результатов. В 2009 году он стартовал в European GT4 Cup и стал вторым по итогам сезона. А в 2011 году Лукас финишировал вторым в 24-часовом марафоне в Ле-Мане в категории LMP2, а также стал чемпионом Intercontinental Le Mans Cup. В 2012 году он снова выступил в «24 часах Ле-Мана» в категории LMP2, причем его партнерами за рулем прототипа Zytek Nissan команды Greaves Motorsport стали экс-пилот Формулы-1 Мартин Брандл и его сын Алекс. Экипаж занял восьмое место в своем классе и 15-е – в абсолюте.
В прошлом году проект GT Academy имел двух независимых победителей – европейского, американского. Всем им выпал шанс попасть в мир настоящих гонок и многие этот шанс использовали. Лучший выпускник американской «Академии» Брайан Хейткоттер поднялся на подиум в своем классе по итогам 24-часовой гонки в Дубае, а сейчас принимает участие в Grand-Am Continental Tire Sports Car Challenge Series в топ-категории GS за рулем Nissan 370Z Nismo RC. В одном экипаже с ним в Дубае финишировал и европейский победитель прошлогодней «Академии» Янн Марденбороу, который выступает на Nissan GT-R Nismo GT3 в Blancpain Endurance Series и уже сумел заработать поул-позицию на одном из этапов Avon Tyres British GT Championship.
В 2012 году проект Nissan GT Academy стартовал и в России. По условиям конкурса, принять участие в нем мог любой гражданин страны старше 18 лет, имеющий водительские права. Первым этапом отбора была онлайн-квалификация: суть ее состояла в том, что 32 тысячи 531 человек устанавливал лучшие времена круга за рулем виртуальных автомобилей в игре Gran Turismo 5. Квалификационный отбор завершился 26 июня и по его итогам были выбраны 24 самых быстрых гонщика. Еще четыре победителя Национального финала были выбраны в результате ряда оффлайн-соревнований Live Event GT5.
Все они приехали 14-15 июля в Москву, где приняли участие в Национальном финале в рамках шоу Moscow City Racing. Здесь они впервые в рамках GT Academy сели за руль настоящего автомобиля, правда, не гоночного, а дорожного – Nissan Juke. Из 28 человек отобрали 13 «учеников», которые показали лучшие результаты по нескольким параметрам – гонки на симуляторе, физические нагрузки, общение с прессой и заезды на кроссовере по «змейке». Еще один участник – это обычный зритель, который установил абсолютно лучшее время прохождения виртуальной трассы на игровой приставке.
В итоге 14 человек из России приехали в гоночный лагерь GT Academy «Race Camp» на британскую трассу «Сильверстоун», где им предстояло принять участие в «игре на выбывание». «Мотор» присоединился к будущим гонщикам за два дня до объявления победителя GT Academy 2012, когда из 14 претендентов в лагере остались лишь восемь.
По условиям «Академии», победитель становится участником интенсивной программы обучения – Driver Development Programme. Он получит возможность принять участие в январской 24‑часовых гонке в Дубае в составе команды Nissan за рулем гоночного прототипа Nissan 370Z GT4, а затем и шанс продолжить свою гоночную карьеру, как это сделали победители прошлых лет.
Но это потом, а пока вчерашние геймеры в возрасте от минимальных 18-ти до уже «предпенсионных» для гонщика 30-ти с лишним лет живут в гоночном лагере в весьма спартанских условиях. Живут прямо над боксами трассы Stowe, которая вписана внутрь огромного «Сильверстоуна». География участников самая широкая: Москва, Нижний Новгород, Питер, Урал, Владивосток.
Обычные парни. Кто-то развозит продукты по магазинам, кто-то учится в институте, кто-то работает менеджером. Большинство из них к настоящим гонкам вообще пока не имеют никакого отношения. Но всех их объединяет одно: мечта стать профессиональным пилотом, которая и привела их в Nissan GT Academy.
Race Camp, где живут «мечтатели», это специальное двухэтажное здание, совмещенное с небольшими боксами. На втором этаже в длинной светлой комнате с четырнадцатью раскладушками проходит жизнь претендентов вне испытаний. Если подняться еще выше по винтовой лестнице, то можно попасть в стеклянный «стакан», из которого весь трек Stowe виден, как на ладони. Из него можно наблюдать за происходящим на трассе даже в ненастную погоду, которая в Великобритании не редкость. Ребята же используют этот «стакан» как место для сушки белья.
Ни интернета, ни телевидения – никаких развлечений. Впрочем, на все это у участников GT Academy просто нет времени: весь день у них занят различными испытаниями, которые зачастую настолько выматывают, что к вечеру парни валятся с ног. Живут дружно, по законам общежития, хотя в воздухе все же витает дух соперничества. Шутка ли, на кону стоит выход в «свет» автомобильных гонок.
Напряжение нарастает день за днем, ведь игра идет на вылет. К концу последнего этапа испытаний в Race Camp должно остаться всего две раскладушки, всего два участника. А затем, в ходе финального заезда на Nissan 370Z, инструкторы выберут лишь одного: того самого геймера, который больше всего подходит на роль настоящего гоночного пилота.
Инструкторы – люди авторитетные и уважаемые. С британской стороны присутствовали несколько настоящих профессионалов «Сильверстоуна», которые знают о комплексе здешних трасс все. К примеру, один из учителей – Брайан Свенсон, тренер знаменитого раллиста Колина МакРея и Бена Коллинза, более известного как Стиг из шоу Top Gear. Российскую сторону представляли пилоты Даниил Мове и Роман Русинов. Последний является действующим пилотом команды G-Drive Racing by Signatech Nissan в «ле-мановской» категории LMP2.
Сами же участники «Академии» очень разные по уровню «автомобильного образования». Кто-то из соискателей давно водит машину, кто-то даже имеет представление о спортивном автомобиле.
Но есть и такие, для которых первое и единственное до сих пор авто – это компьютерная модель GT-R на PlayStation.
Но это не так важно, потому что сама по себе гоночная часть подготовки занимает далеко не все время. Чтобы уравнять шансы, а также проверить, как поведут себя участники в экстремальных условиях, организаторы периодически устраивают им выволочки, с вождением не связанные.
Почти каждое утро в лагере начиналось с серьезной физической «прокачки», поскольку одно из главных качеств для гонщика – это выносливость и умение сохранять концентрацию даже после тяжелых физических нагрузок. Поэтому, чтобы поддерживать «уровень усталости» участников на приемлемом уровне, инструкторы превращались в настоящих спецназовцев.
Вокруг «Сильверстоуна» достаточно подходящих мест: асфальтовые дорожки для пробежек и велосипедных прогулок, грязевые ванны никогда не просыхающих лесов и специальная, вполне себе армейская полоса препятствий.
Да и нагрузки весьма приличные. После пятикилометровой пробежки претендентов ждали грязевое месиво, канавы, пожары, рвы и замысловатые искусственные препятствия. Нужно было то карабкаться через скользкий забор, то ползти по-пластунски по уши в грязи через коридор из крупной сетки или непрозрачного тяжелого брезента. Особенным издевательством выглядели “веревочные” испытания, заставлявшие участников переправляться на «другой берег» по двум канатам, или представляшие собой хитрый лабиринт, который нужно пройти, не касаясь ни одной веревки. А потом еще столько же километров бегом, обратно в Race Camp.
я выбрал вместо рекламы.
Если бы вы видели, в каком виде участники возвращались после пятикилометрового кросса по окрестностям! Они были похожи на огромные куски грязи. Измазанные лица, мокрая насквозь одежда и хлюпающие жижей кроссовки.
А на следующее утро организаторы придумывают новое «издевательство». Например, заставляют несколько часов крутить педали велосипеда или бегать вокруг «Сильверстоуна». Уже не по лесу и без «внедорожных» испытаний, но зато и дистанция в два раза больше. Главное – побольше измотать претендентов, отправить их в холодный душ и только потом приступить к ездовой части испытаний.
Помимо запланированных утренних «изнеможений», организаторы не упускали шанса проверить конкурсантов или вывести их из состояния равновесия любым другим удобным способом. Однажды, чтобы проверить устойчивость ребят к стрессам, организаторы вбросили в зал, где шло небольшое совещание, шумовую гранату. Кто-то бросился на пол, кто-то замер в недоумении, кто-то схватился за огнетушитель. Организаторы же наблюдали за реакцией будущих пилотов и вносили очередные отметки в свои записи.
В другом незапланированном испытании приняли участие журналисты, вместе с которыми организаторы устроили импровизированную пресс-конференцию. Но проводили ее не для того, чтобы СМИ поближе познакомились с участниками «Академии», а для того, чтобы выяснить, насколько хорошо претенденты держатся перед публикой и достаточно ли хорошо владеют английским и русским языками. После этого журналистов попросили выставить всем соискателям оценки, которые тоже потом были приняты в расчет.
Естественно, наибольшее внимание на «Сильверстоуне» уделяется и ездовой подготовке. Сначала участники соревновались в картинге – и на первом этапе это был самый «кольцевой» вид программы, поскольку состязания по дрифту или дрэг-рэйсингу на Nissan 370Z сложно назвать основной частью подготовки кольцевых гонщиков.
Зато у ребят они вызвали неподдельный восторг: светофоры дрэг-стрипа, густой дым покрышек в дрифте – весело! Не осталась в стороне и обучающая часть: дрэг-рэйсинг позволяет сократить время реакции на старте, а дрифт учит чувствовать машину в заносе.
Настоящий же «кольцевой» опыт участники получают, сидя в кокпите вполне реальной «формулы». Конечно, речь идет не о машинах Формулы-1, и даже не о менее мощных «формулах» младших серий. Участники ездили на «сингл-ситерах» всего со 120‑сильным двигателем.
Эти соревнования дают возможность участникам получить опыт управления среднемоторным автомобилем с открытыми колесами. Это важно. Потому что никто не знает, в какой из гоночных серий в итоге окажется победитель GT Academy. К тому же, внутреннее убранство кокпита приучает будущих пилотов к неудобной посадке за рулем, а также совершенно невыносимому механизму переключения передач. Схема здесь привычная, Н-образная, но избирательность механизма страдает. Хорошо, что на трассе Stowe, где проходили заезды «формул», почти все время нужны только третья и четвертая передачи, расположенные на одной «прямой». Но один раз на круге приходилось подтыкать «вторую», что было непросто.
Посадка в узком кокпите «формулы» – единственно возможная. Хоть немного поменять позу, будучи наглухо притянутым к креслу пятиточечными ремнями, не представляется возможным. Учиться тормозить левой ногой обязательно, потому что ступня все равно постоянно лежит на педали тормоза – деть ее просто некуда.
"Формулы" помогали познать нюансы управления автомобилем, в котором нет никаких электронных «помощников» – здесь отсутствует даже АБС. Приходилось учиться предвидеть блокировку колес, правильно смещать баланс автомобиля для лучшей устойчивости в поворотах – неудивительно, что многие из претендентов назвали это испытание самым интересным из всего, что они видели в «Академии».
Еще одно испытание для участников – ночная гонка. Ее появление в программе было ожидаемо, поскольку гонка в Дубае идет 24 часа. А вот то, что соревнование пройдет на электромобилях Nissan Leaf, никто из разбуженных посреди ночи парней не ждал. Какой же из Leaf гоночный автомобиль? Никакой.
Но объясняется все просто: в Британии по ночам гонки на автодромах на обычных автомобилях с двигателями внутреннего сгорания запрещены из-за слишком большого шума. Но Leaf – электромобиль. Пусть он и не быстр, но для выполнения основной задачи – обучения гоночному вождению при искусственном освещении – подходит вполне.
Основную же часть времени на трассе претенденты проводят за рулем спортивных автомобилей Nissan 370Z и Nissan GT-R. Именно на них они «полируют» отрезок «большого Сильверстоуна» и компактный трек Stowe.
я выбрал вместо рекламы.
-\Nissan 370Z
-
-\Вместе с ростом литража мотора и выходом нового поколения «зетки» выросла и мощность, но вот спортивности в повадках 370Z поубавилось. На треке National Grand Prix за рулем автомобиля с «автоматом» показалось, что 370-ый стал как-то менее охотно заныривать в повороты и больше крениться по сравнению с прошлым 350-ым купе. Да и мощность на этом участке «Сильверстоуна», состоящем, по сути, из трех прямиков, отнюдь не кажется избыточной. «Автомат» – вполне обычный, гражданский, хоть и с «лепестками», а ESP работает довольно грубо. Сидящий слева инструктор постоянно призывал раньше нажимать на левую педаль, хотя тормоза выдержали бы и более интенсивные замедления.
Главный автомобиль для гоночных испытаний – Nissan 370Z. Он представлен во всех возможных вариациях: с «левым» рулем, с «правым» рулем, на «ручке» и с шестиступенчатым «автоматом». Все сделано для того, чтобы будущий пилот мог получить различные навыки и чувствовать себя одинаково комфортно за рулем любого автомобиля.
По ходу заездов на 370Z обучающие инструкторы оценивают не только время круга того или иного пилота, но и множество других факторов. Они смотрят за тем, насколько быстро человек обучается – ведь многие из этих геймеров шли к своим победам на PlayStation чисто интуитивным путем, «вслепую» познавая траектории и выискивая свои же ошибки. Здесь для этого есть инструктор, который знает идеально и трассу, и автомобиль. Самому тут додумывать ничего не надо, слова инструктора можно и нужно принимать на веру. Но от понимания до воплощения на треке обычно проходит какое-то время.
И не всегда тот, кто был самым быстрым, оказывался победителем: критерии оценки здесь другие.
Смотрят здесь, в первую очередь, на стабильность результата. Кому нужен гонщик, который сможет проехать феноменально быстрый круг «на бровях», а на следующем разобьет машину? Поэтому специальное состязание заключалось в том, чтобы проехать несколько кругов с минимальной разницей по времени.
Были в программе и обычные соревнования на лучшее время круга, так называемые "time attack". Здесь ничего сложного: кто быстрее, тот и лучше всех. Но финальная оценка инструкторов все же складывалась из всего комплекса заездов. И часто выбывшим оказывался отнюдь не тот человек, которого все ожидали увидеть в роли неудачника на данном этапе. Конечно, такая система оценок – не только по абсолютному времени круга – весьма субъективна и часто вызывала недовольство участников GT Academy, но спорить с инструкторами никто не решался. Проиграл – значит проиграл.
Вторая по продолжительности часть ездовой подготовки проходит на «ниссановском» суперкаре GT-R. Этот автомобиль уже гораздо ближе к гонкам, чем купе 370Z. Система заездов и оценок на «гэтээрах» для участников приблизительно такая же, как и на 370Z. Инструкторы по-прежнему бдительно следят за претендентами: как поведет себя за рулем нового автомобиля тот или иной конкурсант? Как справится с возросшей мощностью? Найдет ли общий язык с мехатронным шасси? Сумеет ли отодвинуть точки торможения еще на несколько метров по сравнению с 370Z?
Конечно, инструкторы помогают, подсказывают. Это касается и британцев, и российских гонщиков – Русинова и Мове, которые буквально обрушивают на «учеников» поток информации о поведении автомобиля, правильном торможении, рулении, разгоне, моментах переключений.
я выбрал вместо рекламы.
-\GT-R
-
-\GT-R – квинтэссенция инженерной мысли Nissan. Японцы демонстрируют на «гэтээрах» все свои технологические способности. Высокая мощность, быстрый «робот», великолепное мехатронное полноприводное шасси с умной электроникой – вот, что такое GT-R, способный разменять вторую «сотню» менее, чем за три секунды. Правда, по Stowe участники ездили на дорестайлинговых GT‑R («всего» 485 сил, а разгон до 100 километров в час - 3,5 секунды). Но и такие показатели позволяют GT-R на прямиках Stowe набирать за «двести». «Гэтээр» потрясающе послушен и угрожающе быстр. Он был бы еще быстрее, если бы вместо обычных шин Pirelli P Zero (организаторы перестраховываются) на них были установлены более цепкие «родные» Bridgestone или Dunlop.
Для того, кто хоть раз был в какой-нибудь школе водительского мастерства, все это вполне привычно, а для ребят, многие из которых чуть ли не впервые сели за руль – это в диковинку. Но они стараются. Кто запомнил больше, кто показал лучший результат, тот и прошел дальше, к финальному заезду двух самых лучших представителей «Академии».
В перерывах всех желающих катал прошлогодний победитель GT Academy – Янн Марденбороу. Ощущения от езды на прототипе Nissan 370Z серии GT4, конечно, совсем другие. Разгоняется эта «скорлупка» очень агрессивно, секвентальная коробка работает без сцепления, мотор ревет где-то в ногах, а сами они плавятся от жары. Обутый в слики и оснащенный самоблоком прототип стоит в виражах, как вкопанный, а ускорение Янн начинает еще задолго до апекса. Подвеска по-гоночному жесткая, но видно, что для этой трассы она настроена идеально.
Когда участников осталось пятеро, организаторы устроили первое «очное» соревнование: заезд на 370Z по трассе Grand Prix с общим стартом, по итогам которого должны были выявиться двое сильнейших. На стартовой прямой выстроились пять автомобилей, светофоры погасли, и «Ниссаны» – кто с пробуксовкой, кто с заминкой, кто почти идеально – ушли в бой. Но уже на первом круге у одного из участников разорвало заднюю полуось, из-за чего пришлось давать рестарт.
Участникам предстояло сделать по десять кругов в реальной борьбе друг с другом. Вскоре последовал первый сход, но уже не по вине техники, а по вине водителя. Между двумя лидерами между тем развернулась настоящая битва и еще за несколько кругов до финиша стало понятно, что именно эти двое примут участие в финальной «карусельной» гонке на Stowe.
По правилам «карусельной» гонки старт дается с противоположных частей круга. К одному из гонщиков перед стартом подходит Роман Русинов, к другому – Даниил Мове. Последние напутствия – и вперед, к титулу победителя Nissan GT Academy!
В такой гонке сложно понять, опережаешь ты в данный момент соперника или наоборот отстаешь. Тем более, когда ты в шлеме и обзор сильно ограничен. Да и зрителям не так-то просто – определить лидера можно было только в момент пересечения обоими автомобилями финишного створа, который у каждого свой. Борьба была настолько упорной, что каждый участок круга оба Nissan 370Z проходили практически синхронно.
Но, как и в любом соревновании, победитель только один. К сожалению, по условиям эмбарго "Мотор" не может назвать его имя. Но узнать его можно будет совсем скоро – посмотрев реалити-шоу Nissan GT Academy, которое начнут транслировать на телеканале «Россия 2» в октябре. Этот счастливчик проведет на «Сильверстоуне» всю осень в условиях уже настоящей гоночной подготовки на реальном гоночном прототипе. Подготовки к январскому 24‑часовому марафону в Дубае вместе с предыдущими выпускниками GT Academy.