Что такое картинг на выносливость
Каково это — промчать за рулём карта 130 километров с короткими перерывами на отдых?Картинговые марафоны проводятся по всему миру — самая известная международная серия называется SWS, но есть и другие, локальные. И почти все такие соревнования проводятся на французской технике Sodi. Но «эндуранс» AIMOL MIKS Marathon 2024 организаторы решили провести на картах российского производства — более мощных и быстрых, чем обычная прокатная техника или те же Sodi.
Наглядный пример: максимальная скорость в гонке у меня получилась 86 км/ч. И это при том, что мне на сменах не попалось по-настоящему быстрой машины. Сравните это с «прокатом» в крытых картодромах, который разгоняется примерно до 60 км/ч. А также максимальными 80 км/ч картов Sodi и 110 км/ч спортивной техники класса Rotax Max. Поэтому вот что всех интересовало в первую очередь.
Механическая прочность
Выдержат ли форсированные 15-сильные моторы, трансмиссия и шасси 10, 12 или даже 24 часа нон-стоп нагрузок? Ведь никогда прежде карты MIKS Sport не использовались в столь длинных гонках на выносливость. Разные трассы по-разному нагружали технику: в Рязани идеальный асфальт, но огромная продолжительность гонки, в Подольске — ровно наоборот. Но ни на одном этапе гонка не была остановлена из-за отказа техники: машины каждый раз довозили пилотов до финиша.
Некоторым командам не везло с поломками, но многоэтапность серии нивелировала этот фактор и лишь подтвердила поговорку, что удача выбирает сильнейших. Конечно, в марафонах, как и в «коротких» 220-минутных этапах регулярной серии MIKS (сейчас стартовал уже 19-й сезон), всегда были «ракеты» и «вёдра». Но слаженная и самоотверженная работа механиков (попробуйте часы напролёт толкать карты и таскать канистры с топливом) позволяла оперативно закатывать в ремзону уставшие машины и выкатывать на замену оперативно восстановленные. И это бросало участникам и организаторам ещё один вызов.
я выбрал вместо рекламы.
Умственная выносливость
Представляете, какая концентрация требуется судьям и маршалам, чтобы на протяжении столь долгого времени отслеживать всё происходящее между 12 машинами на трассе? А комментатору трансляции — чтобы ориентироваться в бесконечных сменах позиций и пилотов? Но главные герои умственного труда — это менеджеры. Каждая команда нанимает на гонку такого специального человека, который разрабатывает стратегию и тактику смен и следит за машинами.
Это похоже на ролевую игру, где для высокого результата нужно правильно применять способности героев в нужный момент времени. Ведь все пилоты разные, и кто-то хорош в квалификации, кто-то в дождь, кто-то сверхбыстрый, а кто-то очень выносливый и стабильный. В зависимости от ситуации на трассе и задачи в конкретный момент, могут требоваться разные гоночные компетенции.
Физическая стойкость
Но главный вызов принимают на себя, конечно же, гонщики. Этап «10 часов ЦТВС» мы ехали минимально возможной по регламенту численностью — в 4 пилота. Это означает максимальную нагрузку на каждого: в среднем по 2,5 часа, поделённых на три сессии-стинта. Первые 50 минут пролетают нормально — в отличие от «индора», на уличных трассах под открытым небом меньше непрерывной работы рулём в поворотах и больше прямиков, на которых можно несколько секунд отдохнуть.
Но примерно 80% времени пилот всё равно интенсивно работает — в первую очередь руками и шеей, но также ногами и корпусом. Мозг и глаза тоже не расслабляются ни на секунду, чтобы не выйти из того состояния концентрации, которое позволяет делать круги одинаковыми и благодаря этому держать ровный — желательно ещё и высокий — темп.
Но помимо штампования кругов на трассе время от времени вокруг каждого гонщика происходит борьба, которая отнимает немало сил. Особенно если пилоты не могут или не хотят «разойтись мирно» и бодаются десятки кругов напролёт. Это замедляет и выматывает обоих, в результате чего упрямцы делают конкурентам шикарный подарок.
Тактика
Так случилось и у меня, когда вскоре после старта в середине первого стинта мы заборолись с подъехавшим сзади соперником. Убедившись круг-другой-третий, что противник не отстаёт, я пустил его вперёд без борьбы и решил пристроиться сзади. Эта тактика часто позволяет ускориться самому, но только за стабильным и быстрым пилотом. Соперник же, как и я, не способен был ехать «без морковки»: оказавшись сзади, мы оба накатывали, а будучи впереди, не могли друг от друга уехать.
Это патовая ситуация: вы в любом случае будете терять время и силы, пока рация не позовёт кого-то на смену. Но даже в «чистом воздухе» надо уметь правильно распределить силы. Недавно я впервые пробежал полумарафон, а до этого попробовал 1/8 дистанции триатлона. И там, и там крайне важно было не перестараться на старте, чтобы остались силы на середину и финиш гонки. Я сам видел, как соперники, ранее меня обгонявшие, в конце буквально останавливались и шли на финиш пешком.
В картинговом эндурансе то же самое: проедешь свою первую из трёх смену изо всех сил — сольёшь из-за пренапряжения и утомления всё на последующих. Нужно понимать, что, во-первых, длинные гонки не выигрываются в первом повороте (и сто первом тоже, потому что поворотов в гонке несколько тысяч). А во-вторых, ты никого не удивишь своим темпом и не прыгнешь выше головы, только если не претендуешь всерьёз на призовой фонд более 700 тысяч рублей.
А таких претендентов хватает: это люди, которые посвящают картингу всех себя, собираются в мощные коллективы, живут гонками и тренировками. Мы же ехали для удовольствия и почти без тренировок — спонтанно собравшись командой из трёх журналистов и тренера школы Miks Karting Academy. На финише были не последние и даже не вторые с конца. Темпом удовлетворены, крупных ошибок не совершили, удовольствие и опыт получены. А мозоли на ладонях затянутся, ведь скоро предстоит вернуться под крышу «индора» — впереди новый Картсим!