Фиджитал-гонки — теперь для всех фанатов автоспорта
Как команда Мотора поднялась на подиум в звездно-народной гонке КартсимВ прошлогоднем Картсиме залогом нашего успеха стали усердные тренировки на реальной и цифровой трассах, ровный состав и хороший внутрикомандный менеджмент. Но в этой гонке добавились несколько факторов непредсказуемости: например, в последний момент по инициативе менее организованных и мотивированных участников запретили радиосвязь — а значит везение будет превалировать над менеджерской подготовкой, позволяющей выбирать на пит-стопах лучшие карты. Во-вторых, пилотов теперь 5 человек, а не 4, поэтому строить тактику будет сложнее и интереснее.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495066/6a03d12768236b9db6e12dec2fab6fc6462fe79c.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495067/c5725522a45144d08e8c96160398edc15cfadec1.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495068/00f6c48112d2a13b4b718ee09fb5ed1affc8e6db.jpg)
Ещё одно новшество: теперь квалификация в симрейсинге определяет и место на стартовой решётке в картинге. Получается ещё более тесное переплетение виртуальной дисциплины с реальной. Стартовый карт определяется по-прежнему жеребьёвкой
© MIKS Karting
Раньше достаточно было решить какая пара пилотов начинает параллельную реально-виртуальную гонку, а какая их сменяет. А теперь нужно ещё оптимально распорядиться «дополнительным» пятым пилотом. Это особенно сложно с учётом того, что финальный состав стал известен лишь за пару дней до соревнования, когда в предварительно собранные команды распределили прошедших отбор любителей картинга и симрейсинга. Основу коллектива Мотора в этот раз вместе со мной составили наш внештатный автор Михаил Конончук и Владимир Мельников из «Авторевю», которого могу назвать своим наставником во всяких окологоночных делах.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495069/ee572bd7ba0211c96e5a63c3622f9e8315ab2348.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495071/d2c89f3cb6aad401b8ce9e310f8599f2e6c163a0.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495070/d9c03fa50cb7237494d6fdcd1c523730864fb552.jpg)
Довольная команда Motor.Ru на второй ступени подиума: в составе Дмитрий Ласьков, Михаил Конончук, Владимир Мельников, Глеб Тагиров и Никита Соловьёв
© MIKS Karting
Ещё двое ребят достались «Мотору» из числа «любителей» волей генератора случайных чисел: это оказались быстрый картингист Никита Соловьёв и опытный симрейсер Глеб Тагиров. Мы просчитали, кто в чём и насколько силён и предварительно оценили баланс команды как хороший. Осталось только каждому воплотить в деле свои умения и не наделать ошибок в общей стратегии. Планирование того, кто из команды когда и на чём поедет — сродни партии в покер или «катке» в какую-нибудь «Доту» (тоже неплохой получился бы фиджитал из этих двух дисциплин): важно в нужный момент реализовать нужную комбинацию навыков тех или иных «персонажей».
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495074/994a98d7dbddeb6325e612cd93baab692eeaee77.jpg)
![](/thumb/54x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495076/77a1ca3cabb6dc5d3cab81caf7cca6f579499eeb.jpg)
![](/thumb/54x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495075/cd3151b2bc0a3baa78d3a13b73d3fb8fa17186a4.jpg)
![](/thumb/54x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495077/ea18bc5ab4a787787440771db42e48baddf16511.jpg)
![](/thumb/54x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495078/4eb706b50cd7455f37c73f2bb0ea60a900d18794.jpg)
Готовиться к картинговой части нам, как всегда, помогали тренеры МИКС Картинг Академии под руководством Сергея Балдина. Особенно эффективными занятия делает видеоразбор проездов каждого ученика — не ускориться, тренируясь по такой наглядной методике, просто невозможно
© Дмитрий Ласьков
Очевидно, что на старт для создания задела нужно выставлять самых сильных и опытных в своих дисциплинах — а вот справедливо ли это на финише, где может случиться решающая борьба (а может и не случиться)? В какой момент выгоднее выпускать на свои короткие отрезки слабых пилотов, чтобы потери оказались минимальными? А каков запасной план на случай накладок с пит-стопами? Например, если в отсутствие радиосвязи соперники успеют увести из-под носа стоящий в питах быстрый автомобиль, предназначенный вашему супер-гонщику на долгий результативный «стинт»?
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495082/a7b9404d139ef320b48150589de05e91ef115bef.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495085/8752ebe1c12c885a164ff96b327a98ff6b19e1e1.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495083/029a0ffdb50e185777a0c8328a5ce728be5fa054.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495084/2ed7681fbb2ece45c4d6646dc23fd5772bf33014.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495081/1157d0bd7de0750eed2e57e7f4f1380c6ce6ea82.jpg)
Традиционная площадка для проведения Фестиваля фиджитал-гонок «Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ 2024» — картинг-клуб MIKS, в котором установлена сим-зона SMP Racing. Организаторами выступают АНО «Центр развития картинга» и программа развития российского автоспорта SMP Racing, фестиваль проводится также при поддержке Департамента спорта города Москвы и генерального партнёра Росгосстрах Жизнь
© MIKS Karting
А карты всегда будут отличаться — это аксиома «прокатных» гонок, и не только их. Даже в большом автоспорте, где команды сами себе готовят технику, ситуация схожая: нередко в рамках команды машина у одного пилота настроена лучше, чем у другого. В проводимых на высшем мировом уровне дубайских марафонах SWS карты Sodi тоже разнятся по скорости. Поэтому вместо ворчания в адрес механиков стоит поблагодарить их за ту огромную и незаметную для большинства работу, которая проводится с техникой в гонках и между ними.
Жаловаться на разницу картов в гонках — всё равно что сетовать на погоду. Так было, есть и будет всегда, и с этим тоже нужно уметь работать, если хочешь побеждать в гонках на прокатной технике
© MIKS Karting
Слаженность и чёткость действий персонала трассы поражает, стоит только задуматься, сколько быстрых и безошибочных действий должны совершать маршалы и механики. Установить довес (по регламенту каждый пилот должен быть не менее 85 кг), датчик, номер, заправить топливо, при необходимости убрать сломанный карт и его детали с трассы и привезти замену, проконтролировать работу светофоров на въезде и выезде, помочь с регулировкой сиденья, устранить неисправность — и всё это в бешеной кутерьме, где финиш первой шестёрки команд после 2,5 часов гонки укладывается в… 30 секунд.
Когда координатор нашей команды давал перед стартом наставления не забыть нажать кнопку при въезде в питы, я ответил ему, что с моей стороны таких проблем точно не будет, я же опытный. И угадайте, кто оказался единственным, не нажавшим у нас эту кнопку! Причём я действительно не забыл о кнопке, но перепутал с какой стороны на въезде она находится и просто не смог дотянуться. Штраф!
© MIKS Karting
Это значит, что на протяжении 282 кругов разрыв между первым и шестым местом увеличивался в среднем не более чем на одну секунду за каждые 5 минут! А второе, третье, четвёртое и пятое отставали и того меньше. Просто невероятная плотность, какая не всегда бывает на финише даже гонок топовой группы А во флагманском чемпионате MIKS. Это говорит о том, что при всей разношёрстности участников организаторам майского Картсима удалось подобрать очень сбалансированные составы и создать интригу, которая держалась со старта и до последних кругов.
Параллельно шла виртуальная часть соревнования с участием тех же пилотов, которые в определённый момент перепрыгивали из кресла карта в кокпит симулятора и наоборот. И здесь своя интрига. В среднем быстрые пилоты «везли» медленным около 4 секунд с круга против 1 секунды в картинге. Но и круг в симе в 4 раза длиннее, поэтому плотная борьба за верхние позиции также сохранялась всю гонку.
Интересно, что потеешь на симуляторе не меньше, чем в карте. Во-первых, из-за мощной обратной связи игрового руля. Но главным образом — из-за сверхвысокой концентрации и зашкаливающего адреналина. Цена ошибки — выезд за границы трассы, который беспристрастно карается алгоритмами игры Assetto Corsa Competizione — штрафы серьёзные. И когда пытаешься удержать добытую напарниками высокую позицию, ответственность колоссальная, ведь запороть гонку проще простого.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495092/c240c5e8c024faad85708abe0025c0b6ca4a4eb8.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495096/b6acec9ad9462b6e90b82d9024b0922cbac48a4a.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495095/974eaf02905d77a1dc99e9ef9f0c348791a2e89c.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495094/67ec657b264da00766ff3ec18e50b47bc1dc73f8.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495093/d3dd5f423dbf600d4b29f6df4685ab3fc42c22ce.jpg)
На командных тренировках по симрейсингу у меня долго не получалось собрать чистые быстрые круги, зато было полное внутреннее спокойствие. А вот в гонке со скоростью дело пошло на лад, но средний пульс во время заезда поднялся до 150 ударов в минуту — как во время пробежки в бодром темпе!
© Дмитрий Ласьков
Дополнительно давит тот фактор, что без значительного опыта в симуляторах сложно выбрать и удержать тот надёжный темп, который и сопернику не позволит подъехать, и помарок наделать не даст. Для этого нужно быть опытным кибергонщиком, проведшим перед монитором десятки, а скорее сотни часов. Вопреки расхожим представлениям, симулятор не воспроизводит поведение автомобиля со стопроцентной точностью — хотя бы потому, что виртуальному пилоту недоступна вестибулярная информация, которой руководствуется реальный гонщик.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495100/bbf0fb3e9579783435765c38e01492b0c7f6236d.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495101/01a1332f6f3836db18750e2a95405ed972434677.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495099/2711445a46c00ff062884910554060f382daa8b6.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495098/c6fadec1724d3602a8f5f7ef2c5b5bdb7de0eb51.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495097/abaa42aee744df61d87c97bc6c21db028e27866c.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495102/695750759a0d51992a38dd8c1846f6c057c45c6d.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495103/c8f2d8366c2b3bada4a6afb36243dc08b5b35c9b.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495105/9b511744d058abee543f7a5978d085188f8db451.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/15/6495104/1d2f5dfca0361e09a064380e125829093218a519.jpg)
Как и за рулём новой для себя гоночной техники, на симе пилоту требуется быстро понять особенности поведения оказавшегося в его распоряжении снаряда. Научиться воспринимать доступный объём обратной связи и суметь эффективно играть по этим правилам
© MIKS Karting
И чем больше у человека опыт в реальных гонках, тем сложнее ему обходиться без этого привычного канала информации за рулём сима. Поэтому многие именитые чемпионы испытывали трудности перед монитором, уступая на виртуальной Moscow Raceway молодым «ноунеймам». А преуспевали те, кто умеет лучше всех адаптироваться к новому: будь то мгла круглосуточного эндуранса, внезапный дождь, смена «кузова» на формулу или реальности на киберпространство. За примером далеко ходить не надо: Владимир Мельников никогда не увлекался картингом, зато хорош в разных других дисциплинах: кольцо и ралли на всех типах привода.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495110/1e1da5d834f3bd1a7046805131774446625142bf.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495111/7fb4dfd73e9abe7a49f20567f650a4eda64a912b.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495114/ddd95540120624fafae878881b56cd591e301cb7.jpg)
Соведущий трансляции Картсима и бессменный комментатор серии РСКГ Антон Ширяев использует симулятор перед работой на этапах кольцевых гонок, чтобы освежить знание трассы и лучше понимать от первого лица то, что будет на ней происходить
© MIKS Karting
Поэтому товарищу-журналисту не составило труда вкатиться в новую для себя технику и ехать в гонке с блестящим темпом и стабильностью. В симуляторе Мельников в очной борьбе опередил самого Сергея Сироткина, а затем на картах обогнал целого Александра Смоляра. Правда, к чести последнего, надо отметить: под пилотом «Лукойла» в РСКГ и участником программы SMP Racing была худшая из вообще всех машин в гонке — и всё равно Смоляр был на ней достаточно быстр, чтобы не пропускать всех подряд. Уровень!
Карты — 9-сильные машины собственного российского производства MIKS, о котором мы скоро расскажем во всех подробностях в отдельном репортаже
© MIKS Karting
Поэтому если тебя постоянно обгоняли на трассе, это ещё не значит, что надо больше тренироваться (хотя это всегда надо делать): стоит сравнить свой темп с тем, как ехали на этой же машине другие пилоты — может, это просто неудачный карт, а соперники были на нём ещё медленнее. В рамках анализа заездов можно вытащить из телеметрии много интересной и полезной информации: например, оценить стабильность темпа, которая важнее, чем пресловутый «бестлэп». Это дельта между временем лучшего круга и средним временем круга в сессии, посчитанная для одного и того же пилота.
![](/thumb/70x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495127/add3283fc4eca8d952975d96c38dd07e5af8c11d.jpg)
![](/thumb/71x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495128/3de7973732feb03d0f2b0e87090445dcb49982bc.jpg)
Важно изучать после гонки статистику — именно она даёт реальное представление о чистой скорости. Потому что финальный результат в виде позиции — это также штрафы, пит-стопы, проведённые в борьбе круги, а также влияние фактора хорошей или плохой машины в той или иной сессии. Получить детальный хронометраж гонки можно в общедоступном онлайн-сервисе Racemann
© Дмитрий Ласьков
По ней можно судить о способности гонщика держать темп — чем дельта меньше, тем лучше. Например, у топ-пилотов показатель стабильности равен 0,15 секунды, я же ехал ровно в 0,2 от лучшего. На очень быстром карте держать темп сложнее, и это демонстрируют заезды на одной и той же «ракете» заслуженного ветарана российского кольца Бориса Шульмейстера и молодого короля трассы MIKS Игоря Обросова: последний ехал со стабильностью 0,2 с против 0,4 у Бориса Борисовича.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495132/a66fd78ca51ce9e4dda4a2c149d58cd6548c539c.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495130/fae9677e58b62fc72c6f07fcb521f0bf0bb2d02e.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495131/99607deb779252f72c9de32d83570821c2eb8d0d.jpg)
Кажется, я бы «заехал» в своей сессии в заветные 0,2 с от «беста», если бы не появившиеся на середине заезда волдыри на руках. Сколько лет катаюсь — а только сейчас по подсказке товарища по команде понял, что это проблема не малоцепких, а слабо вентилируемых перчаток — всё дело в потении ладоней
© MIKS Karting
Фестиваль «Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ» проводится уже в четвертый раз, и количество и качество участников растет с каждым новым этапом. Фиджитал начинает становиться привычным и желанным форматом соревнований, потому что многие профессиональные пилоты готовятся к гонкам, сидя дома за рулём симулятора или даже участвуя в онлайн-чемпионатах. А картинг всегда был и остаётся основой гоночного мастерства. Хотя есть единичные примеры того, что в хорошего гонщика можно вырасти и без картинга. Но это, как минимум, увлекательно, в чём убедился тот же скептик Мельников.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495134/b72c7152a85d1a3bb141ded7cf71cdbbbbe76534.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495135/cc9c086c03a109b284b71cbeb69cdf1232dfe01e.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495136/5bba43960df2200e7790ba18d1e5bd4f7d982451.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495137/4a7c6d2c10b3281421c89797e9a1c30b42713ad9.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495138/d84599cff35ec2ffbdc641671624d007d56609c6.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495139/b98cea65e048658c76b7e75fe0578f9e5101eba6.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495140/b597e4e7ffb53937397f956a960ee4750a1df551.jpg)
Зёздный «лайнап» внушает: Сергей Сироткин, Виталий Петров, Ирина Сидоркова, Алексей Васильев, Борис Шульмейстер, Александр Смоляр. Более погруженные в автоспорт болельщики впечатлятся именами Александра Дударева, Кирилла Киракозова, Антона Небылицкого, Михаила Лободы. Помимо титулованных спортсменов, команды гонки звёзд укомплектовали собой также и быстрые любители, симрейсеры-стримеры, автожурналисты, блогеры и тренеры картодрома MIKS. Пожелание к организаторам на будущее — звать больше новых участников из числа действующих российских гонщиков в разных классах и сериях
© MIKS Karting
Вместе с тем, симрейсинг и картинг — это самые доступные виды гонок. Всё равно недешёвые, но гораздо более бюджетные, чем любые другие. Для симрейсинга «на минималках» достаточно руля за 30–40 тысяч рублей, а любительский картинг стоит немногим дороже многих хобби — от фигурного катания и езды верхом до бега и горных лыж. Выступление в таких массовых, но при этом вполне настоящих автогоночных соревнованиях может быть решающим толчком к развитию перспективных пилотов. А сейчас как раз лучшее время, чем когда-либо, чтобы исполнить мечту стать гонщиком, ведь российский автоспорт переживает беспрецедентный подъём.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495146/1ff0529ac152b768215c7a210239aa3bf072e930.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495147/647cb868eb6b1b589bcbae485f794335d3c65a50.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495148/f6cf8d559fa259c46d723694ae5d47a7514a39ad.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495151/3a6ee8a338a8b350c6a7933dc69bde48d26b44f2.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495149/bfb52aa2a0ab9f0dca12c521177657feb3420272.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495150/45b5aa24ee971bdec933c2f4bbf7e19581fe0e86.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495152/acd6d1f3864a2fee88ae11fb508692dda4db0e4f.jpg)
Размах четвёртого «Картсима» сделал его настоящим автоспортивным фестивалем: с полноценной трансляцией, множеством заездов в основном формате (дети, звёзды, абсолют), автограф-сессией, активностями для зрителей, включая квизы и соревнования на симуляторе с призами, а также экспозицией техники и чилл-зоной
© MIKS Karting
Чемпионат страны по спортивному картингу обновляет рекорды по числу участников. В прокатных картинговых гонках — масса форматов и соревнований, командных и личных, коротких и длинных, в «индоре» и под открытым небом. В классе «Шорткатов» кольцевой серии РСКГ на старт выходят сразу по 25 (!) машин. А за рулём серьёзной техники Legends и Mitjet — вчерашние юные картингисты. В топовой категории TCR сражается молодежь с международным опытом. Бизнес-драйверы в классе GT4 на равных борются с профи, а любители ретро строят всё больше машин для гонок исторической техники.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495154/aa79263681b9d6c8238cea9185494909a013912c.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495155/7f5f833de799f0b7c8d3c049370bd3a9292c3f4a.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495157/90acaa9c5c1917be7a8410fbdb8c2590e434741c.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495158/a7beafeeb113efa4cf34a0ba2daf99dbeda25338.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/06/07/16/6495156/a7af7e3cbcf8c6997b4949e650a2b1cebe56103e.jpg)
Осмелюсь дать прогноз, что российском автоспорте подрастает поколение, которое ярко проявит себя в гонках на самом высоком уровне
© MIKS Karting
Много участников, крутой техники и больших бюджетов также в дрэг-рейсинге, тайм-атаке, энруранс-гонках. Живы и активны любительские и полупрофессиональные серии вроде LTAC, TRC, NLS и Кубок Canyon. Есть серьёзные зимние чемпионаты по ралли-спринтам сразу в нескольких регионах. Оживает ледовый картинг — от уникального «проката» на ВДНХ до не менее экзотического «Ротакса» на подмосковных карьерах. Про сохраняющий бешеную медийность и популярность дрифт даже излишне упоминать. Продолжает расти популярность симрейсинга. Немного в тени только ралли.
В гонках появились компетентные и увлеченные управленцы, инициативы, бюджеты и спонсоры. Растут и множатся профессионалы всех типов — от механиков до комментаторов высокого класса. Конечно, денег, людей и порядка всегда не хватает, но сейчас вектор движения очень оптимистичный, и за этим неизбежно придёт рост популярности автоспорта среди зрителей и болельщиков. Поэтому мы в Моторе будем поддерживать гонки, которые искренне любим и благодаря которым в том числе способны подробнее и точнее оценивать для вас обычные дорожные автомобили.