Далеко ли до финиша
Как посмотреть «24 часа Ле-Мана» и не заснутьМало кто выдерживает знаменитый марафон без сна, но у каждого участника Ле-Мана свой отдых. Гонщикам приходится практически заставлять себя на время выключиться из гонки и хоть немного поспать перед очередным отрезком. Механики урывают каждые пять минут свободного от пит-стопов времени и забываются прямо на полу боксов. Болельщики же, уставшие и не всегда трезвые, бредут в палатки и трейлеры мимо своих менее требовательных товарищей, растянувшихся в спальниках на голой земле. Объединяет тревожный сон этих людей одно – рев гоночных машин, висящий над трассой 24 часа без перерыва.
Тяжелее всего приходится, конечно же, механикам – суровым и не очень разговорчивым ребятам, которые борются со сном очередной ночной сигаретой, выкуренной около командных грузовиков. Болельщикам намного проще – каждый из них волен распоряжаться своим временем и выбирать время для сна. И все-таки даже им нелегко дается решение отказаться на какое-то время от наблюдения за происходящим на трассе.
Впрочем, до двух часов ночи мало кто думает о сне. Гонка в Ле-Мане не просто длинная, а очень длинная. И когда первые зрители 80-го марафона «24 часа Ле-Мана» начали клевать носом, пилоты прошли едва ли половину всей дистанции.
##Суббота, 14:15 // Подготовка к старту
В отличие от большинства других автогонок, старт в Ле-Мане дается с ходу, что выглядит, конечно же, менее зрелищно, чем старт одновременный. Именно поэтому организаторы стараются компенсировать это эффектностью подготовки к соревнованию. Атмосфера начинает накручиваться примерно за час до старта, когда пилоты паркуют свою автомобили на главной прямой. Все последующее действо – выстраивание гонщиков и механиков в ровные ряды, демонстрация победного кубка и традиционный пролет самолетов с трехцветным дымом французского флага – добавляет старту зрелищности, но зрелище это доступно лишь тем, кто смог пробраться на главную трибуну.
В этом и состоит вторая главная особенность гонки в Ле-Мане – следить за ней непросто даже в условиях повального распространения мобильного интернета.
И хотя любой желающий может арендовать радиопередатчик с прямой трансляцией гонки, а происходящее на трассе проецируется на огромные экраны, уследить за всем невозможно. Радио в условиях беспрестанного шума моторов слушать довольно сложно, а экранов на трассе всего 11 – и это на 13-километровом треке.
##Суббота, 15:00 // Старт
«Если я стартую первым в экипаже, то тяжелее всего приходится минут за 10 до того, как я занимаю свое место в автомобиле. Все, чего хочет пилот в этот момент – сесть в машину и начать гонку. А вместо этого приходится терпеть все эти рукопожатия и похлопывания по спине. На прогревочном круге не лучше. Пейс-кар едет довольно медленно – наши спортпрототипы не рассчитаны на такую скорость», – эта цитата Аллана Макниша из журнала Audi как нельзя лучше подходила к восьмидесятому Ле-Ману. Стартовать Макнишу в его экипаже пришлось первым. И похлопываний по спине перед стартом ему пришлось выдержать более чем достаточно.
Главный вопрос, занимавший всех перед началом юбилейной гонки, был вопрос погоды. Всю пятницу и ночь на субботу в Ле-Мане и окрестностях шел дождь, прерывавшийся лишь ненадолго. Пятничный парад пилотов по центру города Ле-Ман также проходил под моросящим дождем, что, впрочем, не мешало зрителям азартно бороться за разбрасываемые пилотами в толпу кепки, футболки, открытки и конфеты. И если для местных жителей, собиравшихся на следующий день на трассу, проблемы с сухой одеждой не существовало, то некоторые болельщики и журналисты сильно пожалели о том, что не взяли с собой побольше запасных футболок и штанов.
Но за все 24 часа гонки дождь не пошел ни разу. Трасса, намокшая с утра, к старту практически высохла, а спустя пару часов очистилось и небо. На какое-то время это удержало зрителей на трибунах, отговорив их от похода за очередной порцией пива или кебаба в соседний шатер.
Ведь они впервые получили возможность сравнить темп лидеров – четырех экипажей Audi и двух экипажей Toyota – в боевом режиме.
Японцы вернули умершую было после ухода Peugeot интригу в самый знаменитый автогоночный марафон на планете, и поначалу казалось, что они смогут усложнить путь непобедимых немцев к очередному успеху.
##Суббота, 16:58 // Первая смена пилотов в экипажах лидеров
«Прошло всего два часа гонки – только подумайте, за это время Гран-при Формулы-1 уже заканчивается!» – пятикратные победители 24-часовой гонки Франк Била и Эммануэле Пирро, даже завязав с Ле-Маном, с удовольствием продолжали делиться своей любовью к этому марафону в боксах Audi. На гонку они приехали в качестве гостей немецкой марки и с видимым удовольствием рассказывали всем желающим о том, каково приходится гонщикам на трассе. «Это тяжелейшее испытание, особенно ночью, когда концентрация снижается, а видимость на трассе оставляет желать лучшего», – говорил Била, в то время как Пирро отчаянно уговаривал гостей Audi оставить в покое барбекю и прогуляться до самых интересных мест на трассе.
-\33 пит-стопа -\совершила победившая машина за всю гонку
Первый отрезок гонки прошел по плану Audi – спустя два часа после старта три первых места занимали пилоты команды из Ингольштадта. Впрочем, обе Toyota, расположившиеся за ними, отставали не сильно.
После плановой смены экипажей лидирующих Audi гонщики «Тойоты» подобрались к ним еще ближе. А к 18:59 после шести пит-стопов Toyota под номером 8 (Дэвидсон/Буэми/Сарразен) опередила все немецкие машины, кроме экипажа под номером 1 (Фасслер/Лоттерер/Трелуйе).
Как ни странно, скорость Toyota вдохновила не только командный мостик японцев, но и представителей Audi. На протяжении всего уикенда им приходилось практически оправдываться за свою скорость и надежность, напрямую сказывающуюся на зрительском интересе. Но после стартового рывка «Тойот» немцы получили в свои руки неплохой козырь: «Смотрите, мы соревнуемся не только между собой, у нас есть сильные соперники».
##Суббота, 19:35 // Audi Романа Дюма врезается в стену
Улыбка начала сползать с лица руководства Audi довольно скоро. «Тойоте» удалось не просто навязать соперникам борьбу, но и выйти на 2-3 места. А вскоре немцы схватились за голову, что в данном случае отнюдь не является фигурой речи. Машина Audi под управлением Романа Дюма, шедшая на четвертом месте, при обгоне кругового неловко ушла с трассы и врезалась в стену, прикрытую несколькими слоями шин. Авария произошла на небольшой скорости, однако Роман все же сломал переднюю подвеску и сильно повредил корпус машины. Казалось, на этом гонка для Audi R18 Ultra закончена, но тут произошло то, чего не увидишь больше нигде, кроме Ле-Мана.
Француз, выскочив из прототипа, бросился отрывать куски от своей машины.
Заскучавшие зрители с удивлением смотрели на гонщика, который яростно отгонял маршалов и отчаянно пытался разблокировать колеса Audi. Лишь полностью оголив переднюю часть автомобиля, ему удалось выбраться на трассу и теперь уже окончательно взбодрившиеся зрители с не меньшим интересом наблюдали круг возвращения подбитой «Ультры» в боксы. Всю оставшуюся гонку они будут следить за прорывом Дюма и его напарников – Марка Жене и Лоика Дюваля – наверх. До тех пор, пока финишный флаг не остановит героев 80-го Ле-Мана на пятом месте.
##Суббота, 19:58 // Toyota №7 выходит в лидеры. Авария Toyota №8
Радость и горе в боксах Toyota разделила всего минута. В течение пяти часов после старта японцы боролись с Audi за лидерство на гоночной трассе, хотя для гонок на выносливость скорее характерны обгоны в боксах. Наконец, француз Николя Лапьер на Toyota под номером 7 вышел в лидеры, обогнав своего соотечественника Бенуа Трелуйе на Audi, как почти сразу же зрители увидели другую Toyota – под номером 8 – попавшую в страшную аварию.
Столкновения прототипов и более медленных машин из классов GT стали традицией последних «Ле-Манов», причем традицией почти трагической.
Вот и пилот Toyota Энтони Дэвидсон, обогнав кругового, совсем не ожидал получить удар в бок, поднявший легкий прототип в воздух.
Авария выглядела страшной не только на экранах: сам гонщик потом признался, что, несмотря на острую боль в спине, приступ клаустрофобии заставил его сразу же выбраться из разбитой машины, а не ждать маршалов в тесном кокпите. Помощь пришла сразу, после чего появился и пейс-кар, возивший за собой пилотов более часа – еще одна особенность Ле-Мана, которую редко увидишь в других гоночных сериях.
«Это было сильно! Лежать во французской больнице со сломанной спиной – совсем не то, чего я ожидал от этого отрезка гонки», – написал Дэвидсон в своем твиттере вскоре после аварии. Энтони покинул Ле-Ман с двумя поврежденными позвонками и его возвращение в спорт пока под вопросом.
##Суббота, 21:10 // Болельщики повышают градус
Если для пилотов и их команд предельная концентрация на гонке – главная задача по ходу выходных, то зрители развлекаются, как только могут. Специфика суточного марафона не предполагает непрерывного нахождения зрителей на трибунах, да они в большинстве своем и не стремятся ежеминутно фиксировать секундомерами отрывы на трассе.
Развлечений на Ле-Мане немало. Хочешь – выпивай с друзьями, хочешь – иди в гоночный музей Ле-Мана, хочешь – скупай сувениры и автомобильную литературу, а хочешь – катайся на аттракционах. Не хочешь кататься сам – катай своих детей. Их, кстати, на гонке очень много – такая забота о гоночном воспитании подрастающего поколения приятно удивляет.
Интересны и еще две вещи. Первая – это дружелюбная атмосфера среди болельщиков, многие из которых успели поднять себе настроение алкоголем еще до захода солнца. И вторая – полное отсутствие бросающихся в глаза стражей правопорядка. Приехав из Москвы во Францию всего за два дня до гонки, сложно отделаться от привычки искать глазами толпы вооруженных до зубов полицейских.
Как ни странно, 240 тысяч болельщиков, посетивших 80-ю гонку в Ле-Мане, не производили впечатление неконтролируемой толпы.
Несмотря на наличие весьма экстравагантных персонажей среди зрителей (столько мужчин в женских платьях в одном месте встретишь не часто), на гонке нет места агрессии, что выгодно отличало это соревнование от проходивших параллельно матчей чемпионата Европы по футболу.
##Суббота, 21:13 // Рестарт
Атмосфера, схожая с музыкальным фестивалем под открытым небом, то и дело менялась с размеренной на тревожную – благодаря гоночным инцидентам, на которые эта гонка в Ле-Мане не поскупилась. Едва пейс-кар после аварии Дэвидсона ушел с трассы, вторая Toyota лишила гонку интриги, врезавшись во внезачетный спортпрототип DeltaWing. И если для революционного автомобиля гонка на этом была закончена, то поврежденная «Тойота» под номером 7 продлила свои мучения несколькими пит-стопами и многокруговым ремонтом в боксах.
=
-\378 кругов -\прошел экипаж победителей за всю гонку
Безнадежная попытка пилота DeltaWing Сатоси Мотоямы починить прототип своими силами при помощи переданных через забор отверток успехом не увенчалась. Тем не менее, экспериментальный автомобиль заслуживает отдельного внимания. Хотя его скорость и не дотягивала до конкурентов из класса LMP1, расход топлива и резины у DeltaWing наверняка заставили задуматься многих инженеров.
За первые 3,5 часа гонки прототипу не потребовалась смена шин, а на 11 кругов расход горючего у него составил всего 40 литров – против 58 литров у победившего гибрида Audi e-tron.
После схода конкурентов путь Audi к победе был открыт, но то, чего боялись многие, не произошло. Команда не стала отдавать своим пилотам приказ спокойно и без борьбы закончить соревнование, а позволила им гоняться в полную силу.
##Воскресенье, 2:37 // Audi Романа Дюма в гравии
С наступлением темноты аварий и ошибок стало больше. Гоночный темп, который гонщикам Audi разрешили поддерживать до финиша, едва не сыграл с ними злую шутку. Догонявший лидеров Роман Дюма ошибся при обгоне кругового и был близок к сходу, не дотянув и до половины дистанции.
Спустя два часа заставил поволноваться свою команду и лидировавший Марсель Фасслер, которого развернуло в одном из поворотов.
Сразу после этого пилота решили заменить: ночью пилотам приходится особенно тяжело. Несмотря на хорошую погоду, в темноте гонщики уставали намного быстрее.
##Воскресенье, 3:30 // Дискотека в гоночном клубе Audi
Как и другие легендарные спортивные события, гонка в Ле-Мане привлекает многих случайных людей – в основном, гостей автопроизводителей, для которых суточная гонка – это всего лишь экзотическое развлечение. Впрочем, занятие всегда находится и для них. Зашедший глубокой ночью в гоночный клуб Audi корреспондент «Мотора» был впечатлен танцующими на фоне стартовой прямой разгоряченными девушками в коктейльных платьях. Это отлично контрастировало с тем, что незадолго до этого происходило среди обычных болельщиков, большинство из которых совершали последний перед ночевкой рейд по пивным палаткам и фотографировались в темноте на фоне старых гоночных машин.
##Воскресенье, 4:50 // Второй пейс-кар в гонке
Перед рассветом произошла еще одна авария (на сей раз, правда, не такая серьезная), потребовавшая появления пейс-кара во второй раз. После этого борьба за лидерство между Audi усилилась – экипажи двух e-tron под номерами 1 и 2 все утро и практически до самого финиша отвечали скептикам, предсказывавшим Audi легкую и скучную гонку.
К шести утра, когда болельщики на трассе начали просыпаться и зажигать спасительные мангалы (ночная температура в Ле-Мане едва превышала 10 градусов Цельсия, а ветер срывал со зрителей кепки), стало понятно – борьбу за победу будет вести «молодежь» Audi Лоттерер/Фасслер/Трелуйе и «ветераны» команды Макниш/Капелло/Кристенсен. Ошибались и те, и другие – за семь часов до финиша очередной круговой заставил Фасслера покинуть пределы трассы, а другого кругового отправил в разворот уже сам Кристенсен.
##Воскресенье, 11:04 // Пресс-центр уничтожает запасы фисташек
«Трелуйе догоняет Макниша», – бросает британский журналист в пресс-центре, глядя на экран монитора. Спустя две минуты француз захватит лидерство, но особого впечатления на журналистов это уже не производит: позади 20 часов гонки. Большинство из них не теряют присутствия духа, однако здесь, как и в боксах, сконцентрирована усталость. Редкие журналисты сидят в пресс-центре всю гонку (разве что только те, кто ведут онлайн-трансляции), однако здесь они могут передохнуть – несмотря на близость трассы, окна приглушают шум моторов.
Здесь же отдыхают фотографы – предмет постоянных добродушных насмешек пишущих журналистов. К фотографам у организаторов гонки особое отношение. После прошлогодней аварии Аллана Макниша в специальной брошюре для СМИ устроители гонки несколько раз подчеркнули необходимость соблюдения правил поведения на трассе. Во время вылета Макниша один из фотографов был замечен в наушниках – он стоял спиной к кувыркающемуся прототипу и не слышал, что происходит у него за спиной.
Немало места в этой брошюре отведено и внешнему виду фотографов, работающих на пит-лейне. Так, им было предписано надеть огнеупорную одежду и защитные шлемы. Например, горнолыжные или байкерские. Нужно ли говорить, что выглядели они в этом облачении довольно комично.
Особенно много улыбок в пресс-центре вызывали японские фотографы, храпевшие на стульях в полной экипировке под грузом многочисленных камер и объективов.
##Воскресенье, 11:20 // Механики пакуют вещи
За всю гонку с трассы сошел 21 автомобиль – до финиша добрались лишь 35 из 56 стартовавших машин. Поэтому многие механики начали не спеша собирать вещи еще за несколько часов до финиша. Представители более надежных команд дождались финиша, хотя и они не удержались от того, чтобы начать разбирать командные мостики на пит-уолл примерно за сорок минут до конца гонки.
##Воскресенье, 12:11 // Две аварии Audi
Однако менее чем за три часа до финиша два экипажа Audi изрядно встревожили свою команду. Сперва Марк Жене повторил «подвиг» своего напарника, вылетев с трассы и сломав переднюю подвеску (впрочем, в отличие от Дюма, ему не пришлось разбирать свою машину руками – за него это сделали маршалы). А спустя несколько минут в барьере оказался лидировавший Макниш. Обломки обоих прототипов оказались разбросаны по всей трассе и дирекция гонки снова выпустила пейс-кар.
-\5151,8 километра -\прошел экипаж победителей за всю гонку
Эта авария лишила Макниша и его напарников шансов на победу – после пит-стопа экипаж Audi e-tron под номером 2 оказался на втором месте в круге позади лидера. И если руководству Audi, судя по их лицам, было все равно, кто из их пилотов выиграет эту гонку, то для Макниша с товарищами этот вопрос был принципиален. Для самого Аллана эта победа стала бы третьей в карьере, для Тома Кристенсена – девятой (рекордной), а для Диндо Капелло – четвертой, причем завоеванной в день рождения.
Капелло, для которого эта гонка стала последним 24-часовым марафоном в Ле-Мане, позже сказал, что не держит зла на Макниша: «Мы поговорили после гонки. Я знаю Аллана много лет, я выступал с ним во многих гонках, но я никогда не видел его таким подавленным. Я сказал ему: 'Не переживай. То, что случилось с тобой, могло случиться со мной, с Томом, с кем угодно. Ты боролся за победу. Мы побеждаем вместе и проигрываем тоже вместе'».
##Воскресенье, 14:45 // Экипажи Audi сближаются. Финиш
Примерно за полтора часа до финиша стало понятно, что с круговыми отрывами, которые разделяли лидеров, особой борьбы за победу уже не будет. Создалось впечатление, что непобедимые (хотя и изрядно потрепанные) Audi теперь уже начинают просто "докатываться" – окончательно это стало ясно за 15 минут до клетчатого флага. Экипажи всех немецких прототипов получили команду финишировать вместе, после чего гонщики в белых и серых автомобилях сбавили темп, чтобы собраться вместе. Так они и пересекли черту – дружно, медленно и торжественно, принеся гибридному прототипу первую победу в 24 часах «Ле-Мана», а Audi – тройной подиум.
##Воскресенье, 15:10 // Зрители выбегают на трассу
Спустя 10 минут после финиша ничто не могло удержать болельщиков от того, чтобы перепрыгнуть невысокий забор и рвануть прямо по трассе к подиуму. Отдохнувшие и полные сил, они были готовы снова и снова фотографировать победителей, себя, себя на фоне победителей, да и вообще – все вокруг.
Они хорошо понимали: чтобы получить удовольствие от такого довольно специфичного марафона, нужно сделать как минимум две вещи. Настроиться на хорошую гонку, даже если все прогнозы говорят о том, что она будет скучной. И выбрать момент для хорошего сна. Тремя-четырьмя часами вполне можно пожертвовать, чтобы затем увидеть все остальное. Потому что за 24 часа может произойти всякое. И оно обязательно произойдет.