Опубликовано 15 июня 2012, 20:41

Победит ли гибрид?

На каких участников "24 часов Ле-Мана" стоит обратить внимание
Audi и Toyota впервые в истории марафона "24 часа Ле-Мана" выведут на старт гибридные прототипы. "Мотор" оценивает их шансы на победу и вспоминает других участников суточной гонки.
Фотографии команд-участниц чемпионата
Фотографии команд-участниц чемпионата

Audi и Toyota впервые в истории марафона "24 часов Ле-Мана" выведут на старт гибридные прототипы. За сутки до старта соревнований "Мотор" решил изучить сильные и слабые стороны претендентов на победу в абсолютном зачете, а также вспомнить истории из прошлого и выделить фаворитов гонки в основных зачетах.

Предстоящий марафон в Ле-Мане станет 80-м по счету – гонка проводится с 1923 года и считается одной из трех самых престижных на планете, наряду с Гран-при Монако и заокеанской Инди-500. В субботу в 15:00 по среднеевропейскому времени (в 17:00 по Москве) на старт 24-часового марафона выйдут 56 экипажей.

##LMP1

Победит ли гибрид?

-\AUDI

За минувший год ингольштадтцы лишились основного соперника последних лет, а сам Ле-Ман – главной интриги. Зимой компания Peugeot объявила о том, что закрывает программу в гонках на выносливость. Кампания французов в Ле-Мане была не слишком удачной – за пять лет, с 2007 по 2011 годы, "львы" одолели Audi лишь раз – так что решение глав концерна было пусть и неожиданным, но все-таки логичным.

В любом случае, в этом году нам будет не хватать утонченных 908-х. С Peugeot интрига в главном классе была обеспечена. Теперь же путь к победе для Audi фактически открыт.

####Прошлое:

Audi выступает в Ле-Мане с 1999 года, выиграв практически все прошедшие с тех пор гонки. Первая победа пришла в 2000 году, после чего Audi пять раз выигрывала марафон с прототипом R8, затем сменила его на дизельный R10 и выиграла еще три гонки подряд.

Франк Била и Аллан МакНиш на прототипах R8, 2000 год

Франк Била и Аллан МакНиш на прототипах R8, 2000 год

-\Смотреть -"24 часа Ле-Мана" в прямом эфире покажут по телеканалу Eurosport. Гонка стартует в субботу в 17:00 по московскому времени, а прямые включения с трассы Eurosport можно будет увидеть с 11 утра. Трансляция самой гонки начнется в 16:15. В ходе заезда трансляция будет перемещаться с Eurosport на Eurosport 2 и обратно.

Победа в 2008 году получилась самой тяжелой. Огромное преимущество в скорости было на стороне Peugeot и лишь безошибочный пилотаж Аллана МакНиша, Ринальдо Капелло и Тома Кристенсена позволил Audi одолеть французов. Стало понятно, что технику необходимо обновлять и на следующий год ингольштадтцы представили прототип R15. Именно с ним немцы впервые проиграли Ле-Ман по-настоящему (в 2003 году победа была "подарена" марке Bentley на юбилей). Peugeot 908 были по-прежнему быстрее и два французских экипажа заняли два первых места. Годом позже Audi отыгралась, но во многом благодаря тому, что все четыре 908-е сошли с дистанции из-за поломок двигателей.

Победа Audi R18, 2011

Победа Audi R18, 2011

Гонка 2011 года получилась одной из самых напряженных за всю историю "24 часов Ле-Мана". Audi подготовила новый прототип R18 с закрытым кокпитом, как у "Пежо". В гонке два экипажа из трех сошли из-за столкновений с круговыми, но победа все-таки досталась немцам. Андре Лоттерер, Бенуа Трелуйе и Марсель Фесслер впервые в своей карьере выиграли суточный марафон, однако после 24 часов гонки они опередили лучший из экипажей Peugeot всего на 13 секунд!

####Автомобили:

Ингольштадтцы привезли в Ле-Ман две новые модификации прототипа R18 – по две машины каждой. Это значит, что впервые в своей истории Audi будет представлена сразу четырьмя экипажами. Два из них будут пилотировать "обычный" дизельный R18 ultra, еще два – гибридный R18 e-tron quattro.

Гибридный прототип оснащен электромоторами на передней оси, 510-сильным дизельным двигателем V6, объемом 3,7 литра и маховиком от Williams Hybrid Power, который накапливает кинетическую энергию, а затем "отдает" ее, питая электродвигатели.

Несмотря на то, что гибридный прототип весит столько же, сколько и R18 ultra, у инженеров было меньше свободы при распределении балласта. По идее, это должно дать небольшое преимущество тем экипажам, которые выведут на старт "обычные" прототипы. Кроме того, топливный бак R18 e-tron quattro на два литра меньше. Однако квалификацию "Ле-Мана" выиграл именно гибрид.

И это логично: как показал шестичасовой марафон в Спа и тренировки в Ле-Мане, небольшое преимущество в скорости на стороне гибридного прототипа. Проблемы могут возникнуть лишь с надежностью сложной установки, ведь гибрид выйдет на старт марафона в Ле-Мане в первый раз.

####Пилоты:

Audi расширила пилотский штат – немцам пришлось набирать состав на четвертый экипаж, плюс еще один человек потребовался для замены травмированного Тимо Бернхарда. В итоге, два экипажа у ингольштадтцев в этом году будут экспериментальными.

Гибридные прототипы в бой поведут проверенные бойцы: прошлогодние победители "Ле-Мана" Андре Лоттерер, Бенуа Трелуйе и Марсель Фесслер будут пилотировать автомобиль под номером "1", а звездный экипаж в составе Аллана МакНиша, Тома Кристенсена и Ринальдо Капелло – e-tron под номером "2".

У Тома Кристенсена, Ринальдо Капелло и Аллана МакНиша на троих 13 побед в Ле-Мане

У Тома Кристенсена, Ринальдо Капелло и Аллана МакНиша на троих 13 побед в Ле-Мане

В составе экипажа номер "3" за рулем обычного "дизельного" Audi R18 друг друга будут сменять Роман Дюма, Лоик Дюваль и Марк Жене. Двое последних еще в прошлом году выступали в Ле-Мане на прототипах Peugeot.

В четвертый экипаж вошли победитель Ле-Мана 2010 года Майк Роккенфеллер и два новичка: пилот DTM Оливер Джарвис и бывший тест-пилот Audi Марко Бонаноми.

####Цель:

У Audi 10 побед в Ле-Мане. Просто "еще одна" им вряд ли нужна. Ингольштадтцы хотят победить с гибридом. Об этом говорит хотя бы выбор пилотов: два своих лучших экипажа глава команды Вольфганг Улрих пересадил на R18 e-tron.

Первая победа гибрида в Ле-Мане станет отличной рекламой – как когда-то таковой стала первая победа дизельного R10. Если гибридный план не сработает, у Audi есть два "обычных" прототипа, чтобы подстраховаться. Но выиграть с e-tron ингольштадтцам очень важно уже в этом году – пока Toyota еще не слишком сильна. Через год будет сложнее.


Победит ли гибрид?

Победит ли гибрид?

-\TOYOTA

Организаторы гонок на выносливость, да и самого марафона в Ле-Мане, должники компании Toyota. После того, как свою гоночную программу закрыла марка Peugeot, японцы фактически спасли чемпионат мира по гонкам на выносливость, заявившись в него как второй производитель. Не случись этого, WEC пришлось бы отменять.

Изначально в Toyota планировали посвятить 2012 год подготовке к боевым выступлениям. Команда намеревалась принять участие в отдельных этапах чемпионата мира и затем провести "тестовый" старт в Ле-Мане. По-настоящему за победы японцы готовились бороться только в сезоне 2013 года, но решение Peugeot заставило Toyota форсировать программу.

Первый прототип гибридной "Тойоты" на тестах

Первый прототип гибридной "Тойоты" на тестах

Однако мало кто ждет от Toyota победы в первый же год. Дебют можно будет считать успешным, если хотя бы один из автомобилей доедет до финиша. Одолеть Audi с совершенно новым автомобилем и в первый год программы – задача практически невыполнимая. Тем более, учитывая тот факт, что Toyota выставит на старт всего два прототипа против четырех у Audi.

####Прошлое:

Toyota возвращается в Ле-Ман после 13-летнего перерыва. Японцы по-прежнему мечтают выиграть суточный марафон – один раз они уже были очень близки к победе в "24 часах".

-\Слушать -"Радио Ле-Ман" будет работать по ходу всей гонки. Слушать его можно здесь. Но только по-английски

В 1999 году Toyota и Audi уже встречались в Ле-Мане. Для немцев это был первый год программы, для японцев – последний из двух. Лучший из экипажей Audi финишировал тогда лишь третьим, в пяти кругах позади победителей из BMW и в четырех – позади экипажа Toyota. Ту гонку вполне могли выиграть и японцы.

Победит ли гибрид?

В заключительной стадии марафона ведущий пилот Toyota Юкио Катаяма стремительно сокращал отрыв от прототипа BMW. От преимущества "баварцев" осталась всего минута, но догнать Катаяма так и не смог – на Toyota GTR-One взорвалась покрышка, и японец был вынужден вернуться в боксы на внеплановый пит-стоп.

Поэтому второе место в 1999-м – до сих пор лучший результат Toyota в Ле-Мане. С 2000 года японцы сосредоточились на программе в Формуле-1, которая кроме вторых мест тоже ничего им не принесла.

####Автомобиль:

Прототип TS030 был представлен официально лишь в конце января этого года. Надо ли говорить, что времени на подготовку у Toyota было катастрофически мало? Плюс ко всему, в апреле на тестах единственную построенную к тому моменту машину разбил Николя Ляпьерр. Повреждения шасси оказались столь серьезными, что Toyota отказалась от участие в марафоне "6 часов Спа", который должен был стать дебютным для TS030. Теперь автомобиль будет впервые проверен в деле только в самом Ле-Мане – до главного марафона сезона Toyota так и не смогла принять участия ни в одной гонке.

Но главное – Toyota тоже построила гибридный прототип. Именно возможностью победить с гибридном организаторам "24 часов Ле-Мана" и удалось затащить Toyota в гонки на выносливость. Для создателей "Приуса" это дело чести.

TS030, в отличие от дизельной Audi R18 e-tron, оснащен бензиновым двигателем. Силовая установка дополнена суперконденсаторами фирмы Nisshinbo, которые "снимают" энергию торможения с задних колес и им же затем придают дополнительное ускорение при помощи дополнительных электромоторов.

Всего Toyota выставит на старт в этом году два прототипа TS030. Главный вопрос – сможет ли хотя бы один из них добраться до финиша?

####Пилоты:

Из шести пилотов, которые будут выступать за Toyota в предстоящем Ле-Мане, у пяти есть опыт участия в гонках Формулы-1. Один лишь Николя Ляпьерр никогда не выступал в гонках Гран-при.

Первый экипаж составят Себастьен Буэми, Энтони Дэвидсон и Стефан Сарразен. Первый еще в прошлом году выступал за Toro Rosso в Ф-1, двое последних в свою очередь в недавнем прошлом были членами команды Peugeot в Ле-Мане.

Себастьен Буэми, Стефан Сарразен и Энтони Дэвидсон сотворили сенсацию в квалификации, заняв третье место

Себастьен Буэми, Стефан Сарразен и Энтони Дэвидсон сотворили сенсацию в квалификации, заняв третье место

-\Следить -\За положением дел на трассе можно наблюдать по системе хронометража чемпионата мира, которая доступна по ссылке

Выступал за Peugeot и один из членов второго экипажа – Александр Вурц. На его счету две победы в "24 часах Ле-Мана". Он поедет вместе с Ляпьерром и Кацуки Накаджимой. Последний – единственный японец во всей программе. Изначально планировалось, что в каждом из экипажей будет по одному представителю Японии, но незадолго до "Ле-Мана" Toyota объявила, что Хироаки Исиура, который должен был стать напарником Буэми и Дэвидсона, из-за болей в спине не сможет выйти на старт.

####Цель:

Выиграть будет очень сложно. Для начала Toyota нужно хотя бы постараться довезти машины до финиша. Конечно, если Audi победит с гибридом, по имиджу японской марки будет нанесен серьезный удар, но остановить немцев Toyota пока вряд ли способна.


###Остальные

Никто из частников бросить вызов заводским командам не сможет. Из остальных экипажей LMP1 интересно будет последить за Rebellion Racing под номером "12" – на старт выйдут Нил Джани, Ник Хайдфельд и Николя Прост.

Автомобиль Rebellion Racing

Автомобиль Rebellion Racing

Неплохие шансы стать "лучшими из остальных" есть и у экипажа под номером "21" команды Strakka Racing. Дэни Уоттс, Джонни Кейн и Ник Левентис в квалификации заняли седьмое место, уступив только пилотам Toyota и Audi.

Интересно будет наблюдать за командой Анри Пескароло. Pescarolo, в последние годы бравшая в аренду автомобили у Peugeot, построила собственный прототип на базе катастрофически неудачного AMR-One от Aston Martin. Инженеры Пескароло переделали практически всю машину, но на ее доводку у них просто не осталось времени – впервые на трассу прототип вышел только в конце мая.


Вне конкурса
%
%Вне зачета в марафоне будет стартовать спортпрототип под названием DeltaWing. Два года назад его разработчики участвовали в конкурсе на создание нового шасси для чемпионата INDYCAR, но организаторы серии сочли проект чересчур революционным. 
%Тем не менее, проект поддержала компания Nissan и именно при ее поддержке DeltaWing выйдет на старт "24 часов Ле-Мана".
%DeltaWing легче стандартных ле-мановских прототипов, а благодаря его формам коэффициент лобового сопротивления вдвое меньше, чем у других участников соревнования. 
%DeltaWing оборудован рядным четырехцилиндровым двигателем Nissan объемом 1,6-литра с непосредственным впрыском топлива и турбонагнетателем. Его  мощность -- 300 лошадиных сил.
%В квалификации DeltaWing занял 29 место из 56 участников – лидерам класса LMP2 экипаж проиграл почти пять секунд.

Вне конкурса % %Вне зачета в марафоне будет стартовать спортпрототип под названием DeltaWing. Два года назад его разработчики участвовали в конкурсе на создание нового шасси для чемпионата INDYCAR, но организаторы серии сочли проект чересчур революционным. %Тем не менее, проект поддержала компания Nissan и именно при ее поддержке DeltaWing выйдет на старт "24 часов Ле-Мана". %DeltaWing легче стандартных ле-мановских прототипов, а благодаря его формам коэффициент лобового сопротивления вдвое меньше, чем у других участников соревнования. %DeltaWing оборудован рядным четырехцилиндровым двигателем Nissan объемом 1,6-литра с непосредственным впрыском топлива и турбонагнетателем. Его мощность -- 300 лошадиных сил. %В квалификации DeltaWing занял 29 место из 56 участников – лидерам класса LMP2 экипаж проиграл почти пять секунд.


##LMP2

Основу пелотона 80-го суточного марафона в Ле-Мане составят автомобили категории LMP2. Выделить фаворитов в этом классе очень сложно – жесткий регламент уравнял шансы большинства команд. К тому же, едва ли не половина из них выведут на старт шасси ORECA с двигателями Nissan.

Победит ли гибрид?

Из тех, кто обязательно будет бороться за победу – команды ADR-Delta (Ян Шаруз – Джон Мартин – Тор Грейвс), оба экипажа коллектива OAK Racing (Оливье Пла – Матье Лайю – Жак Николе; Бас Лейндерс – Максим Мартин – Дэвид Хайнемайер Ханссон), а также представители Signatech (Пьер Раг – Нельсон Пансьятичи – Роман Русинов; Франк Маллье – Оливье Ломбард – Джордан Трессон).

##GT Pro / Am

Победит ли гибрид?

В классе GT главная борьба как всегда пойдет между машинами Chevrolet и Ferrari. Фаворитами будут считаться три экипажа AF Corse на "Феррари", в одном из которых поедет Джанкарло Физикелла, а также четыре Corvette C6.R от команд Corvette Racing и Larbre Competition.

Теги: