Легенды осени
Чем живут владельцы классических автомобилей, приехавшие на гонку Moscow Classic Grand PrixЗдесь нет ни девушек на шпильках высотой с Останкинскую телебашню, ни гламурных шатров с диджеями и пирамидами фужеров Moët & Chandon. Владельцев яхт, газет, пароходов и простых энтузиастов уравнял обычный утренний дубак и все, съежившись, жмутся к пятачку, где проводится предстартовый брифинг. Еле слышные нравоучения директора гонки о флагах и холодном асфальте то и дело перебивает рык прогреваемых двигателей и жужжащий как шмель квадрокоптер съемочной группы. На Moscow Raceway стартует гонка классических автомобилей Moscow Classic Grand Prix, и «Мотор» собирается поговорить с некоторыми ее участниками.
[center]~ Иностранец ~ [/center]
[center]Даниэль и Austin Mini 1971 года[/center]
Род Даниэля происходит из северной Германии, а его фамилия с XII века имеет благородную приставку «ам» (что-то вроде «фон»). Впрочем, к аристократии он себя причислять не спешит, а до переезда в Россию Даниэль занимался продажей и обслуживанием старинных автомобилей в Берлине. Количество русских заказчиков постоянно росло, и восемь лет назад он перебрался в Москву – поближе к клиентам.
По словам Даниэля, автомобильное ретро сейчас в России в моде, и рынок продолжает расти. Перед тем, как принять участие в гонке, он просто изучил ее регламент и выбрал Mini.
«Машина маленькая, развесовка правильная - водитель сидит примерно в середине автомобиля. И едет Mini как карт».
[html]
[/html]Кресло здесь действительно находится на уровне средней стойки кузова - в автомобилях WRC его туда ставят специально, а в крохотном Austin Mini иначе просто не поместишься за рулем. В машине осталась стандартная коробка передач, знаменитая подвеска с резиновыми элементами вместо пружин, но тяжелую приборную панель заменили на карбоновую – в той же Великобритании производится множество всевозможных деталей для доработки. А форсированный мотор раскручивается до невероятных 11 000 оборотов в минуту! Такие нагрузки привели к поломке толкателя клапана во время заездов, но его починили в перерывах.
Гонка в этот раз выдалась очень холодная, зацепа почти нет, поэтому резину к заездам готовили не хуже каких-нибудь бабушкиных огурцов. Даниэль на этот счет распространяется неохотно, но находится какой-то разговорчивый механик. Оказывается, сначала берется тряпка, мочится в специальной химии, колесо оборачивают этой тряпкой, целлофаном и сутки "выдерживается". После этого все это хозяйство промывается горячей мойкой и липнет к асфальту, как жвачка к подошве.
В общем, дотошный немецкий подход. Серьезно относятся к Даниэлю и конкуренты. Мол, сконцентрирован на результате, победил в предыдущих двух этапах.
[center]~ Занятой человек ~ [/center]
[center]Михаил и Bentley 3 Litre Tourer 1925 года[/center]
Вокруг Bentley ходит группа парней в черном, похожих на братков, и я даже не надеюсь найти с ними общий язык. Еще несколько человек сидят в Lexus LX за боксом и переговариваются: «Короче, ты сейчас поедешь, потом я».
Такое впечатление, что сейчас девяностые годы, они отжали машину за долги у какого-то коммерсанта и теперь не очень понимают, что с ней делать.
Но вот в бокс заходит интеллигентный мужчина в комбинезоне и кепке Chopard, и все возвращается в наши дни. Это Михаил, а ребята в черном – его охрана.
До недавнего времени у Михаила был открытый классический Mercedes-Benz для прогулок и легкое увлечение автомобильной стариной не предвещало беды. Но потом он приобрел легкий Lotus Elan S2, а недавно в его гараже, как высшая стадия болезни, появился великолепный Bentley 3 Litre Tourer с кузовом от ателье Vanden Plas.
Сразу бросается в глаза, что перед решеткой радиатора нет привычного для довоенных гоночных Bentley компрессора. «Компрессорная машина стоит около миллиона. Может быть, хотелось купить ее или Bugatti, но это совсем другой бюджет. А данная машина стоила более или менее разумных денег», – спокойно говорит Михаил, а я, чтобы не расстраиваться, даже не уточняю значение формулировки «разумные деньги» и валюту, в которой они измеряются.
В холодном утреннем воздухе двигатель Bentley никак не может прогреться, карбюратор работает не так, как положено, нет полной тяги, так что тяжелый рамный автомобиль разгоняется не очень быстро. А узкие шины скользят: чуть больше скорости в повороте, и задняя ось уходит вбок... Хотя главное удовольствие от такой машины – именно в укрощении.
Впрочем, главное чувство за рулем, по словам Михаила, это страх. Может едет Bentley по современным меркам и не быстро, но сидишь практически на голой раме, без крыши или каркаса, и потому как никогда понимаешь, что отбойник — это наверняка что-то очень твердое.
Работе Михаила гонка утром в четверг, вроде, не мешает: «Нормальная часть жизни, и никакого конфликта между семьей или чем-то еще нет». Только между заездами его телефон то и дело звонит. Почти такой же древний, как Bentley: с кнопками и маленьким экраном. В общем, настоящий любитель старины.
[center]~ Энтузиаст ~ [/center]
[center]Евгений и Mercedes-Benz 300SEL 1969 года[/center]
Кажется, главные бриллианты коллекции Евгения – Mercedes-Benz в кузове W116, принадлежавший Леониду Брежневу (Евгений купил его еще в 1995 году), а также оригинальная гоночная LADA VFTS работы Стасиса Брундзы, которую он показывает мне на своем iPad. Снимки зачем-то делали с медведем, а тот, по какой-то своей цирковой привычке, залез на капот и его помял...
[html]
[/html]Еще один Mercedes-Benz 300SEL с удлиненным кузовом W109, который принадлежал когда-то члену политбюро, Евгений предоставил организаторам гонки в качестве сейфти-кара.
На первый взгляд, это огромный и неповоротливый лимузин, оснащенный гидропневматической подвеской. Кстати, у подвески есть своя специфика: машину нужно оставлять всегда с прямыми колесами, иначе в насосе гидропневматики выдавит клапан, и кузов ляжет на асфальт, не хуже какого-нибудь лоурайдера.
Но в этом варианте, с 6,3-литровым V8 под капотом и мощностью 250 лошадиных сил, такой автомобиль был самым быстрым немецким седаном своего времени. Настоящий король автобанов.
Так что размеченный до 240 километров в час спидометр – не фикция. Такие же удлиненные Mercedes-Benz 300SEL служили основой для самых первых моделей AMG и знаменитого «Красного кабана» – огромного 6,9-литрового седана, который терроризировал соперников на европейских гоночных трассах начала семидесятых.
Эти исторические параллели и привлекают Евгения в огромном "Мерседесе", а из современных моделей марки ему больше всего нравится Gelandewagen и SL-Класс. Впрочем, был и короткий роман с Porsche, но как-то не сложилось. «Скажем так. Если ты едешь на Porsche из Москвы, усталость и дискомфорт приходит уже в Минске. А на "Мерседесе" можно ехать дальше!», – объясняет он. Будем знать, что автомобили можно тестировать еще и Минском.
[center]~ Старая гвардия ~ [/center]
[center]Дмитрий и "Москвич-2140S4" 1985 года[/center]
Если тусовка любителей американских машин выглядит как механики West Coast Customs: в толстовках с капюшонами, растительностью на лице и квадратными бейсболками, а любители английской классики одеты в аккуратные пуловеры и комбинезоны, то Дмитрий – идеальный представитель лагеря отечественных машин и романтиков советской эпохи.
Сухой, подтянутый, под шестьдесят лет, с колючим взглядом и речью советского преподавателя или инженера. Собственно, инженером в управлении конструкторских и экспериментальных работ на "Москвиче" он когда-то и работал, а седан 2140S4 – это реплика гоночной машины, выступавшей на ралли Saturnus в Югославии (оно даже входило в зачет Чемпионата Европы).
С помощью ралли "Москвич" тогда испытывал новые технические решения, а заодно рекламировал продукцию на экспорт.
Saturnus как раз был югославским смежником АЗЛК, который поставлял бамперы и фонари для люксовой версии "Москвичей". Хорошо сохранившийся исходник, Москвич-2140SL, Дмитрий и его начальник нашли в Челябинске, и с этой весны постепенно доводят его до аутентичного состояния. Перед решеткой радиатора уже появился держатель для «люстры», есть расширители арок и пятиспицевые диски немецкой фирмы ATS, как у оригинала.
В задней подвеске установлен механизм Уатта, в передней – подпиленные пружины от Волги, они жестче. Так же когда-то поступали в гоночных командах при советских автобазах и автокомбинатах. В дальнейших планах – довести мощность двигателя до 140 лошадиных сил. Столько из него смогли выжать в спорт-лаборатории АЗЛК в 1985 году. Пока же он выдает порядка 90-95 сил, что тоже неплохо на фоне стандартных 75.
На асфальте Moscow Raceway "Москвичу" приходится тяжко: слишком мягкая подвеска, дорожный просвет выше, чем у большинства внедорожников. «Эта машина была сделана для советского ралли», – смеются механики в боксах, подчеркивая слово «советского». Видимо, круче нашего ралли был только "Дакар".
[center]~ Янки ~ [/center]
[center]Андрей и Chevrolet El Camino 1969 года[/center]
Лагерь американских машин неожиданно оказался самым многочисленным, но даже их грохот зачастую мерк на фоне гоночных Жигулей, ревущих как взлетающая ракета «Восток-1» с Гагариным на борту.
Впрочем, был один американец, от выхлопа которого, кажется, дрожали стекла в соседнем Волоколамске.
[html]
[/html]В своей прошлой жизни этот El Camino ездил по дорогам Лас-Вегаса и был оснащен 5,7-литровым мотором мощностью 240 лошадиных сил. Но теперь на нем стоит уже форсированный Chevy 383 Stroker объемом 6,3 литра с 460 силами и исполинскими трубами выпускной системы.
Андрею нравится, что в Chevrolet El Camino чувствуется душа, а окружающие реагируют на него, как ни на какой другой автомобиль: улыбки, жесты, фотографии. С точки зрения поломок El Camino практически неубиваем, но содержать его все равно не очень-то практично. Например, средний расход бензина составляет 25 литров на 100 километров. Несмотря на это, прошлый хозяин Chevy использовал его кузов по назначению: возил доски, утеплитель, колеса – это же пикап, как-никак.
«Это даже не автомобиль выходного дня, это игрушка», – говорит Андрей. На рычаге трехступенчатого «автомата» этой игрушки установлена маленькая красная кнопка. Нажимаешь ее, и отключается задний контур тормозов - теперь можно стоять на передних тормозах и буксовать, прогревая шины. Это так по-американски!
На прямых Moscow Raceway El Camino гремела, как майский гром, и даже более или менее поворачивала. А вот тормоза для такой массы оказались слабоваты. Еще есть над чем поработать.
[center]~ Жертва ностальгии ~ [/center]
[center]Илья и Volvo P1800S 1964 года[/center]
Вне гонок Илья занимается продажей яхт и владеет яхт-клубом. «Где-нибудь на Клязьме?», – пытаюсь поддержать разговор я. «Во Франции», – вздыхает Илья. И мне даже становится стыдно за свое предположение.
Автомобиль у Ильи едва ли не самый необычный на этой гонке, и вот почему. В 1980-х годах Илья некоторое время жил в Сан-Франциско и у его соседки умерла бабушка, от которой остался автомобиль. Соседка попросила помочь завести машину, и в гараже Илья увидел красивый Volvo P1800 шестидесятых годов.
Они заменили у P1800 аккумулятор, и машина тут же завелась, хотя ей на тот момент было больше двадцати лет. Volvo Илье так понравился, что он попросил его продать, но соседке нужна была любая машина для поездок в колледж, поэтому сделка не состоялась. Так что когда около десяти лет назад до него дошли слухи, что похожий Volvo P1800S продается где-то в Питере, он сразу сказал: "Покупаю".
– Ты же не знаешь, что это за машина, — удивился его собеседник.
– Очень даже знаю!
– Но ты ее не видел, не смотрел!
– Я покупаю эту машину, потому что слишком давно ее хочу.
К тому моменту такая машина в России была одна, а теперь их только в Москве четыре штуки.
Просто российское представительство Volvo выставляло P1800 на Московском автосалоне и Volvo Fashion Week – контингент неравнодушных к красивой классике машину заметил, присмотрелся.
Перед гонкой Илья только поменял резину на более низкопрофильную и широкую, но этого оказалось недостаточно для хорошего результата. Поэтому теперь он подумывает купить второй P1800S – чисто под кольцо. При этом с современными Volvo у него как-то не сложилось и лишь несколько шведских машин работает при фирме и на хозяйстве.
По обычным дорогам Илья ездит на Range Rover, причем на заднем сидении: «За руль не сажусь уже лет двадцать… пять». «А я с 1965 года в метро не был», – поддерживает разговор его пожилой друг с видом бывшего номенклатурного работника. В общем, серьезная компания.
[center]~ Организатор ~ [/center]
[center]Александр и Austin Healey 3000 BJ8 1967 года[/center]
Александр – это как раз тот самый человек, который помог Илье приобрести Volvo P1800S в Питере. Собственно продажей ретро автомобилей и организацией серии Moscow Classic Grand Prix он и занимается. Ведь продать старый кусок железа на колесах, который зануды вроде нас называют легендарной классикой, мало. Людей необходимо занять – нужна тусовка, какая-то околоавтомобильная жизнь.
Причем английские автомобили, как этот Austin Healey 3000 BJ8, в паддоке оказались едва ли не самыми популярными. Александр говорит, что романтики в этом никакой нет: просто Austin-Healey хорошо подходит для соревнований, а на рынке есть экземпляры в разном состоянии и доступной цене. Например, этот родстер был куплен в Японии в ржавом состоянии и восстановлен за два года.
И все-таки сложно представить, что любовь к классической английской машине может быть просчитанной, рациональной. На помощь приходит Иван Падерин из Gorky Classic.
«Понимаешь, Грейс Келли, Jaguar – с этого идет вся сексуальность пятидесятых, а Austin Healey – машина для тех, кто что-то понимает, но ему не хватает на Jaguar. Как у любителей Jacobs есть только одна альтернатива – кофе Nescafe».
Свои люди
На Moscow Classic Grand Prix Gorky Classic привезли уже знакомую нам ГАЗ-24 Dzintara Volga, а после заездов она в качестве шоу-кара отправляется на Гран-при Формулы-1 в Сочи. Кстати, Евгений, владелец сейфти-кара Mercedes, посетовал на ее колеса: «В идеале на них в СССР ставили магниевые диски от вертолета Ми-8 или выдвижные колеса разведывательной машины БРДМ». У нашей "Волги" такого нет...
В общем, если теперь увидите где-нибудь Ми-8 на кирпичах без колес – вы знаете, где их искать! За рулем "Волги" ехал гонщик Алексей Васильев. Колесо в колесо он боролся за второе место в своем классе с "Москвичом-412-МАДИ", но в последнем заезде у Дзинтары «пропала» педаль сцепления и... Смотрите ролик.
Лучшее время круга:
Austin Mini | Austin Healey 3000 BJ8 | Chevrolet El Camino | Москвич 2140S4 | Bentley 3 Litre Tourer | Volvo P1800S |
---|---|---|---|---|---|
1:38,771 | 1:45,032 | 1:45,261 | 1:51,830 | 2:10,911 | - |