Боевое крещение
Как "народный пилот" дебютировал в больших гонкахВ минувшие выходные на «Смоленском кольце» прошел первый этап чемпионата России по шоссейно-кольцевым гонкам РСКГ. На старт вышли 42 пилота, среди которых был и победитель конкурса «Народный пилот» Максим Белоцкий. «Мотор» поговорил с дебютантом серии о том, как прошли первые гонки за рулем боевого Volkswagen Polo.
Между финалом «Народного пилота», который состоялся на «Смоленском кольце» в середине мая, и первым этапом РСКГ прошли всего две недели. За это время Максим собрал все необходимые для участия в соревнованиях документы (медицинская справка и нужная лицензия у него уже были), познакомился с командой и приступил к процессу подготовки к дебюту в национальном первенстве.
Вновь сесть за руль машины, на которой он выиграл финал «Народного пилота», Максиму удалось в пятницу, 23 мая, еще до начала уикенда РСКГ. Правда, перед этим автомобиль потребовал доводки для того, чтобы удовлетворить требованиям класса «Национальный». В частности, седан пришлось приподнять примерно на три сантиметра.
«В пятницу до начала административных проверок у нас были тренировки. Я проехал одну сессию для первоначального «вката» или, как я люблю говорить, «всида» в машину. Сергей (Сергей Захаров, который занимается подготовкой машины Белоцкого – примечание «Мотора») настаивал на том, чтобы я проехал еще сессию, но из-за ограниченного количества шин мы на это не решились. Ведь в субботу предстояли две официальные тренировки по 20 минут – на них вполне можно потренироваться, настроиться и еще успеть стереть шины», – рассказывает Максим.
Над машиной Белоцкого работают четыре человека: три механика и один инженер. По словам гонщика, у команды B-Tuning большой опыт работы с разными пилотами, но к нему, несмотря на статус дебютанта, прислушиваются во всем: начиная от удобства посадки и заканчивая поведением машины.
«Существенных проблем с машиной не было, но сильно «перетормаживала» задняя ось. На месте исправить это было невозможно, пришлось адаптироваться, – рассказывает Максим. – Настройки баланса существенно не помогали, кран я закрутил на максимальное перекрытие задней оси. На одну две секунды задние колеса в начале торможения удавалось удержать от блокировки, затем приходилось уменьшать давление на педаль тормоза, от чего, конечно же, ухудшалась тормозная динамика и приходилось тормозить аккуратнее и с большего расстояния. Были еще замечания по управляемости. В некоторых поворотах приходилось быть аккуратным, потому что передняя ось все время стремилась уйти в плужение, но частично с этим справиться удалось».
Потом стартовала официальная часть уикенда. Первую квалификацию в РСКГ Белоцкий провел если не на «отлично», то как минимум на «хорошо»: сессию Максим закончил пятым, но при этом отстал от лидера почти на три секунды. По словам гонщика, в нынешних условиях за счет «вката» и чистого пилотажа можно снять до полутора секунд, но наверстать отставание в полном объеме и сражаться за поул-позицию пока не представляется возможным.
Первая гонка уикенда прошла еще лучше. На финише Белоцкий был пятым, но, по его словам, вполне мог бы обогнать Егора Санина, финишировавшего на четвертом месте в «Национальном» и на девятом в общем протоколе гонки, совмещенной с классом «Туринг-лайт». Позже и Белоцкий, и Санин поднялись в таблице на одну строчку из-за штрафа одному из оппонентов, финишировавшему впереди них.
«После старта гонки я не полез в толпу и пропустил двух пилотов. Комфортно ехал за ними, привыкал к торможениям, к ощущениям, пытался почувствовать, как работают шины. Через четыре круга шины начали перегреваться у всех, темп упал, я стал делать многое заранее. Например, тормозить, что дало возможность меньше перегревать покрышки и стабильнее заходить в повороты, – делится своим первым гоночным опытом Максим. – Лидеры ехали в одном темпе со мной, но впереди была пара соперников, которых я пропустил на старте. Я заметил, где они едут медленнее меня. Плюс, мне показалось, что с шинами они работали не самым оптимальным образом, и те стали перегреваться. Появились ошибки. Постепенно обошел одного, затем нагнал следующего и аккуратно прошел его, вернув пятое место. Впереди был большой разрыв, я ехал, стараясь не давать излишней нагрузки на шины, но к последнему кругу нагнал четвертого на дистанцию атаки. Рисковать смысла не было, так как программа гонки была полностью выполнена».
Во время подготовки автомобиля ко второй гонке удалось улучшить управляемость, но усилились проблемы с тормозами. Корректировка баланса из машины не помогала. Тем не менее, было принято решение выйти на старт.
К сожалению, результат второй гонки из-за технических проблем неутешительный: Белоцкий сошел с дистанции на первом же круге.
«Стартовал с задержкой, вперед проскочила пара машин. Торможу к первому повороту заранее. На разгоне легко нагоняю группу впереди, смещаюсь левее, чтобы было больше свободного места для долгого торможения, начинаю заранее оттормаживаться. Машины справа вырываются вперед, но тоже начинают тормозить. Эффективности моих тормозов не хватает, но расстояние еще достаточное, чтобы остановиться, – описывает Максим старт второй гонки. – Меня начали зажимать справа. Придавив немного больше тормоз, я почувствовал блокировку задней оси. Уменьшаю давление на педаль тормоза, но впереди кого-то развернули. Я понимаю, что остановиться не успеваю, пытаюсь боком опереться на машину справа, чтобы погасить скорость, но она продолжает «резать» мне путь, я смещаюсь еще внутрь, наскакиваю на поребрик, автомобиль подбрасывает, боком касаюсь машины справа и втыкаюсь в развернутую машину передней правой стороной. Скорость к тому моменту была уже невысокая, и удар был слабым. Пробую ехать дальше, но понимаю, что с рулем что-то не так, съезжаю с трассы, глушу мотор и выхожу из машины».
В результате аварии машины Белоцкого получила кузовные повреждения и повреждения подвески. Сколько займет ремонт, пока неизвестно. При этом следующий этап РСКГ должен состояться уже в начале июня на Moscow Raceway.
Главный вывод, который для себя сделал Максим по итогам первого этапа – не стартовать, если машина неисправна. Но даже несмотря на неудачу во втором заезде, Белоцкий уверен, что на прогресс способен и он, и его VW Polo. А значит, мы вполне можем увидеть «народного пилота» на подиуме. Для этого у Макса есть еще как минимум четыре этапа.