Опубликовано 10 декабря 2021, 08:00
7 мин.

Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода

Ищем новые направления для путешествия выходного дня
Это автомобильное путешествие длиной в три дня может повторить любой желающий. Или сделать из нашей программы более короткую, на выходные. Почему Нижний Новгород? А почему бы не посетить «Русский Детройт», да еще и в год его 800-летия? Заодно познакомимся с Renault Arkana в новом исполнении Pulse.
Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода

Что нового можно сказать о кросс-купе Renault Arkana, с рыночного дебюта которого прошел уже не один год? Например, что у него появилась новая спецверсия Pulse, в которой есть всё и немного больше. И пусть формат кросс-купе намекает, что стиль здесь превалирует над функциональностью, это лукавство. Надо заметить, очень практичное: два чемодана ныряют в 409-литровый багажник, дорожный просвет полноприводной версии – 205 миллиметров. Сначала кросс, потом купе.

Столица Поволжья

Главная особенность Нижнего Новгорода с точки зрения географии — перепады высот. Такие, что порой бывает страшно. Видели соревнования по лыжному слалому с горы? Подобное впечатление оставили некоторые из городских улочек. Перед тобой узкая дорога с наклоном под 45 градусов, по бокам плотно припаркованы автомобили, а спуск упирается в компактный перекресток.

Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода

К счастью, поджарый «француз» не спасовал перед российскими закоулками и провел нас по маршруту до Кремля. Пятьсот лет назад масштабное сооружение было военным сердцем города, а сегодня здесь собираются подростки в бежевых пальто и любители латте на кокосовом молоке. Кремль сменил стиль «милитари» на образ мекки современного искусства, но вдоль стен аккуратно расставлена военная техника прошлого.

Паркуемся и направляемся внутрь. Кросс-купе остается ждать и радовать местных эстетов черным стайлингом. Именно по нему проще всего идентифицировать автомобиль специальной серии среди себе подобных. За несколько лет фирменный красный цвет не успел надоесть, а теперь к нему прибавились черные крыша, 17-дюймовые колесные диски и корпуса зеркал. На задней двери поселился модный стикер с надписью «Pulse», но даже если выбрать машину в синем цвете, буквы все равно останутся красными.

Первый этаж сурового на вид музея «Арсенал» встретил нас целой горой инсталляций и смыслов, собранных в выставку «Неназываемое». Как бы её описать… Представьте, что вы с завязанными глазами отправились на турецкий рынок, где прямо в ухо кричат загорелые продавцы, а обоняние продирается сквозь мешанину из рахат-лукума и травяного чая. Именно такой и получилась выставка, где недостаточно просто смотреть на картины и читать описания. «Тут не нужно ничего понимать — это надо чувствовать», как завещали герои Нолана.

© Серия «В ожидании правильного ветра» Антона Морокова на выставке «Неназываемое» в нижегородском музее Арсенал. Выставка продлится до 20 февраля 2022 года.

Взять хотя бы женский бюст, собранный из хлебобулочных изделий и накрытый павловопосадским платком. Со стороны это может показаться неуважительным обращением с пищей, но на деле перед нами целый сборник воспоминаний о советском прошлом. В нем закодированы и жители колхоза на собраниях, и линейка пионеров.

Зато второй этаж «Арсенала» — что стакан воды после чашки эспрессо. Экспозиция с чертежами и миниатюрами творений Владимира Григорьевича Шухова не заставляет погружаться в метафизику. Хочется лишь поражаться гению советского инженера, который подарил родине башню имени себя на станции метро Шаболовская, водонапорную башню в Выксе и еще целый ряд архитектурных шедевров.

Покидаем музей и отправляемся спать. Второй день начинается с переезда в Выксу с остановкой в Павлово.

Заехать в Павлово

Павлово – старинный русский город на берегу Оки. Небольшой районный центр Нижегородской области с населением порядка 60 тысяч человек. Там ли нужно искать современное искусство? Этот вопрос я задавал себе все утро воскресенья, выезжая из плотных объятий Нижнего Новгорода. Но раз уж маршрут составили скауты Renault, остается полностью им довериться.

Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода

Arkana шелестела каждым из 150 французских «жеребцов» под аккомпанемент… Тишины. Мультимедийная система кросс-купе насторожила дважды: сначала наотрез отказалась дружить с нашими смартфонами (и iOS, и Android), а потом всё же подключилась – и всё равно не стала играть музыку. Тем не менее, мы взяли медиасистему измором: после получаса уговоров и двух перезапусков из динамиков Bose зазвучали System of a Down.

Сильные стороны оснащения Арканы — это камеры кругового обзора, контроль «мертвых» зон и другие приятные мелочи, которые облегчают маневрирование. Для кросс-купе, где заднее окно едва шире средневековой амбразуры, датчиков никогда не бывает слишком много.

Эргономика кроссовера вызывает нарекания лишь в мелочах. Например, чтобы вывести показания цифрового спидометра на экранчик бортового компьютера, каждый раз приходится делать несколько нажатий на руле, и после каждой остановки настройки сбрасываются. Заглушил двигатель, запустил снова — и палец автоматически тянется к правой спице руля, чтобы снова исполнить привычный ритуал. Зато фирменный реношный джойстик управления аудиосистемой расположен максимально удобно и позволяет переключать треки легким движением мизинца.

Тем временем, мы въезжаем в Павлово. Навигатор ведет к странному двухэтажному зданию, похожему на гибрид церкви и астрологической обсерватории. Вывеска гласит: ресторан «Династия». А мы ничего не перепутали?

Нет! За заветной дверью оказался ресторан вполне себе московского уровня с не по-столичному щадящим ценообразованием. Избавлю вас от описаний блюд, пока «Мотор» не превратился в общество ресторанных критиков, но пара деталей все же достойна внимания. Во-первых, в «Династии» хранится самый большой в мире навесной замок, который даже вошел в Книгу Рекордов Гиннеса. Весит без малого 400 килограммов, ключ к нему — еще 16 кг, и механизм полностью функционален!

А еще в ресторане есть реплика картины «Охотники на привале», где одного из персонажей заменили на… Никиту Михалкова. Оказывается, режиссер давно дружит с владельцем заведения и хранит здесь свое вино, а дома у Никиты Сергеевича хранится еще одна такая репродукция. Только лиц Михалкова там уже три.

Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода

Всё как я ожидал: Павлово и современное искусство связаны не так уж и крепко, но у мира есть сразу несколько поводов узнать его получше. Ставим «галочку» в воображаемом списке и, наконец, выезжаем в Выксу.

Выкса как открытие

Ну а здесь-то нас ждут инсталляции и перформансы? Да, на каждом шагу! Это не шутка и не сарказм. Оказывается, Выкса является важным центром современного искусства и по совместительству одним из главных источников металла в России. Выксунский металлургический завод настолько масштабен, что трудно понять, где заканчивается город и начинается производственная площадка.

Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода

«На заводе работает каждый третий взрослый житель города» — рассказывает экскурсовод, пока мы въезжаем прямо на КПП предприятия. Внутри территории ВМЗ мы не разгоняемся больше 20 км/ч, а на встречной полосе то и дело появляются трубовозы и микроавтобусы для сотрудников.

Маршрут упирается в стену одного из производственных цехов, стена которого покрыта росписью. Это — «Эволюция — 2»: самый большой в мире мурал на фасаде здания, авторство которого принадлежит одному художнику. 10 квадратных километров чистого полета мысли, на создание которых у команды Миши Most ушло 35 дней труда.

На территории завода современный стрит-арт спокойно соседствует с советским индустриальным искусством. Мы проезжаем мимо той самой водонапорной башни Владимира Шухова. Монументальное 40-метровое сооружение сегодня не используется по назначению и сохранено как знак уважения великому архитектору.

От искусства в Выксе не убежать нигде. Хочешь съездить вечером в магазин, а из рощи неподалеку видны светящиеся неоновые буквы: «ВСЁ ЭТО НЕ СОН». Гуляешь по парку — и натыкаешься на огромного деревянного единорога. По городу раскиданы больше сотни арт-объектов, и отведенных мне суток на их изучение точно не хватило.

Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода

Пора ущипнуть себя и выехать из этого города с раздвоением личности на таком же многоликом автомобиле. Модная внешность скрывает гены выносливого и проходимого Дастера. Разумеется, между ним и Арканой нельзя ставить знак равенства. Ведь они и созданы для того, чтобы мы могли выбирать. И тот, кто прельстится выразительным дизайном, мало что потеряет. На дорогах Нижегородской области Аркану не смущают неровности, стыки и колея.

Вряд ли кого-то очаруют наивные детали вроде пластика «под карбон», но эта экономия понятна. Ведь в целом дизайн отнюдь не «дешевый». Спустя несколько лет после дебюта кросс-купе все еще остается единственным в своей нише. Даже Haval F7x заметно дороже, а Geely Tugella с ее ценообразованием и вовсе ушла играть совсем в другую лигу.

Бесспорно, даже в самой богатой комплектации Renault Arkana — все еще обычный автомобиль. Глупо ждать от него остроты управления на уровне карта и вжатого затылка в подголовник при разгоне. Он мягок, когда нужно и шустр, когда потребуется. Кроссовер без суперспособностей, только заметно красивее остальных «бюджетников».

Renault Arkana и неочевидный арт-маршрут по окрестностям Нижнего Новгорода

А вот Выкса меня действительно поразила. Это тот случай, когда городу мало быть просто стратегическим объектом. Днем выксунцы работают на заводе, а вечером идут домой мимо муралов Эрика Булатова и Миши Most. Они заботятся об арт-объектах своей малой родины, когда с легкостью можно было бы этого не делать. И это заслуживает уважения. И, разумеется, визита.