Опубликовано 19 сентября 2022, 07:35
9 мин.

Секреты работы комментатора автогонок

Репортаж о 5-м этапе РСКГ из прямого эфира и боксов команды Lada Sport Rosneft
Всего один час в трейлере передвижной телестанции стал для меня почти столь же волнующим, как выступление в гонках за рулём кольцевой Lada Granta. Наблюдая за работой того, чей голос мы слышим во время трансляций гонок российского кольца, я пришёл к убеждению: мозг комментатора легко даст фору квантовому компьютеру! «Мотор» побывал на 5-м этапе Российской серии кольцевых гонок на автодроме Игора Драйв вместе с командой Lada Sport Rosneft, а заодно заглянул за кулисы трансляции по приглашению одного из комментаторов серии — Антона Ширяева.
Секреты работы комментатора автогонок
© Владимир Миро, Антон Ширяев, Дмитрий Ласьков

Понимая всю сложность и ответственность миссии, быть полноправным вторым ведущим я не рассчитывал. Поэтому стал гостем студии с личным опытом участия в РСКГ, рассказав зрителям о собственных гоночных впечатлениях. Но самое интересное — наблюдать, как комментатор считывает с экрана динамичную картинку, мгновенно оценивает её в голове и в момент, когда выдаёт зрителю информацию — уже сканирует взглядом последующие события. В самые яркие моменты гонки, вроде старта или завала из нескольких машин, уследить за всеми участниками, кажется, невозможно. Но у Антона есть свои секреты, которыми он поделился с читателями «Мотора».

[Антон Ширяев](https://motor.ru/authors/anton-shiryaev) — постоянный голос чемпионата СМП РСКГ на [YouTube-канале серии](https://www.youtube.com/user/RCRSvideo) и эпизодический на телеканале Матч ТВ. Автомобильный и лайфстайл-журналист, эксперт в области текстов, эрудит, фанат автоспорта, обладатель феноменальной памяти и кругозора

Антон Ширяев — постоянный голос чемпионата СМП РСКГ на YouTube-канале серии и эпизодический на телеканале Матч ТВ. Автомобильный и лайфстайл-журналист, эксперт в области текстов, эрудит, фанат автоспорта, обладатель феноменальной памяти и кругозора

— Как ты работаешь со взглядом и фокусом внимания в особо насыщенные моменты?

— Нужно научить свои глаза функционировать подобно камере, реагирующей на движение. Если что-то в кадре выпадает из общего хода событий — любой рывок, смещение — это то, на что нужно обратить всё внимание. Особенно на старте. Когда в одном заезде стартуют сразу два класса, то во время первого рывка пелотона смотришь сначала на один класс, потом на другой, чтобы ничего не пропустить. И так же в первом повороте. Во время повторов стараюсь смотреть на те области кадра, которые до этого ускользнули из внимания — только если не дают очевидный момент, который и надлежит разобрать.

Важно комментировать не только картинку, но и канву заезда. То есть объяснять, к каким сдвигам в турнирной таблице ведут штрафы, обгоны, победы. Подсвечивать значимость одних событий или незначительность других в контексте чемпионата в целом

Важно комментировать не только картинку, но и канву заезда. То есть объяснять, к каким сдвигам в турнирной таблице ведут штрафы, обгоны, победы. Подсвечивать значимость одних событий или незначительность других в контексте чемпионата в целом

— Как разделяешь мыслительные процессы, которые отвечают за озвучивание уже свершившегося и интерпретацию в голове того, что происходит в настоящий момент?

— Помогает быстрая и чёткая речь. Говорить следует просто и ёмко, особенно во время самой «жары». Нужно успеть закончить мысль о событии почти одновременно с тем, как оно завершилось. Плюс я способен предугадывать события на трассе исходя из того, что увидел. И начинать строить фразу, например, о столкновении ещё до того, как оно случилось. Ведь я сам неплохо вожу, много играл в симуляторы, знаком с трековой ездой. Поэтому понимаю физику процесса и зачастую знаю, что будет в результате того или иного манёвра. И насмотренность: за 5 лет комментирования в голове уже накопилась база гоночных ситуаций и их последствий. Ещё один навык — не бояться бросить незаконченную старую мысль и переключиться на новую, более актуальную, если события в гонке разворачиваются очень быстро и план трансляции переключается.

— Что делаешь, если фраза зашла в тупик и адекватно завершить её не получается?

— Надо не бояться замолчать. Просто берёшь паузу и продолжаешь уже совершенно другой мыслью — лучше всего зацепиться за то, что прямо в этот момент показывают на экране. Если ничего примечательного не происходит, то можно рассказать какую-то из интересных историй, припасённых на случай выпуска пейс-кара или другого перерыва в насыщенных событиях на трассе. Как вариант — проанализировать телеметрию, статистику.

Самая большая проблема работы в эфире в одиночку — необходимость отвлекаться на второй экран. Все пропуски моментов гонки со стороны комментатора случаются как раз из-за переключения внимания с картинки на тайминг и обратно. Когда есть напарник, он полностью закрывает задачу слежения за позициями участников

Самая большая проблема работы в эфире в одиночку — необходимость отвлекаться на второй экран. Все пропуски моментов гонки со стороны комментатора случаются как раз из-за переключения внимания с картинки на тайминг и обратно. Когда есть напарник, он полностью закрывает задачу слежения за позициями участников

— Откуда берётся вся эта информация о личной жизни пилотов, их профессиональной деятельности и прочие байки из закулисья РСКГ?

— Во-первых, личные и командные аккаунты участников в соцсетях — из постов, историй и комментариев под ними можно узнать многое о человеческой стороне того или иного героя. Во-вторых, я бываю на мероприятиях и регулярно гуляю по паддоку, захожу в боксы и шатры команд, много общаюсь. Зачастую больше о гонщиках можно узнать не от них напрямую, а от тренеров, менеджеров и владельцев команд. У кого как дела на тестах, кто чем увлекается. Сами пилоты зачастую рассказывают о своих дружеских связях и даже кое-что о своей семье.

Плюс у меня есть файлик с биографиями участников, но часто даже не приходится к нему обращаться — такие данные отлично удерживаются в голове. Наконец, я всегда пересматриваю все гонки этапа не только чтобы учесть свои ошибки. Но и чтобы потом при случае уточнить отношение участников к тому или иному инциденту, получить пояснения из первых рук. Их можно использовать в дальнейшем.

— Комментатору доступно намного больше разнообразных онлайн-данных, чем зрителю?

— Если обратил внимание, мы с тобой смотрели гонку всего по одной, общей для всех трансляции. На мониторы можно вывести картинку с нескольких камер, и я пробовал так вести гонку. Но потом от этой практики отказался, так как отвлекаешься и начинаешь комментировать не то, что зритель видит у себя на экране. Но даже в таком случае режиссёр трансляции может подсказать в наушник что-то, что увидел с другой камеры. И я говорю об этом, опережая переключение картинки в трансляции.

Секреты работы комментатора автогонок

— А ещё на некоторых трассах (Смоленск, Нижний) я работаю не в трейлере, а на судейской вышке, из которой видна почти вся трасса. Тогда я могу сказать в эфире о том, что вижу на треке и вслух подсказать режиссёру фразой «надеюсь, это сейчас покажут». Наконец, иногда на отдельный экран мне выводят телеметрию по секторам, но чаще это общий тайминг гонки. Посмотреть его может каждый зритель с помощью приложения Race Monitor, которым я и сам пользуюсь.

— Какое ещё информационное подспорье используешь в эфире?

— Я всегда распечатываю «стартовки» (порядок расположения пилотов в начале заезда — прим. ред.) и заявочный лист на этап. Последний документ полезен тем, что в нем содержатся не только фамилии, но и имена пилотов и их города. А также номера болидов — это особенно важно для «Шорткатов», на которых из-за конструкционных особенностей не так хорошо, как на кузовных машинах, различимы ливреи команд. Ещё использую уникальную табличку со всеми призёрами российского кольца с 1998 года на разных трассах — я собирал её по крупицам сам, обращаясь даже к бумажным архивам «Спорт-Экспресса».

— Ты часто упоминаешь города, от которых заявлены гонщики. Зачем эта информация зрителю?

Чтобы подсаживать людей на РСКГ, ведь я не просто комментатор на стороне зрителя, но и работаю на популяризацию гоночной серии. Людям приятно болеть за своих: вот сказал я, что победитель гонки Антон Немкин — пермяк, и за него будут болеть зрители из Перми. А так, возможно, не стали бы болеть ни за кого. Территориальная общность — дополнительный фактор интереса для аудитории. Плюс некоторым гонщикам иногда важно заявить о своей принадлежности к определённому региону, это вопрос командных или личных интересов. В РСКГ уважают выбор человека самоопределяться территориально, а я способствую этому.

Леонид Панфилов из города Орёл с серебряным трофеем первой гонки уикенда в классе Супер Продакшен

Леонид Панфилов из города Орёл с серебряным трофеем первой гонки уикенда в классе Супер Продакшен

— Есть ли разница в стиле комментирования «в телевизор» и в «ютуб»?

— Конечно. Я, в первую очередь, голос чемпионата и комментирую в основном на канале РСКГ в YouTube. Там немного другие правила, чем на Матч ТВ: возможна большая гибкость речи; бренды и спонсоров не только можно, но и нужно называть прямо; можно делать всякие «виральные» вещи вроде пения на татарском языке (в честь чемпионства Рустама Фатхутдинова — прим. ред. — я как раз стал свидетелем этого действа); не лишним бывает обращаться к живому чату трансляции, чтобы ответить в эфире на интересные комментарии зрителей. Ещё один момент: чем шире аудитория (федеральный «Матч»), тем больше нужно давать общих фактов. А на «ютубе» гонки смотрят в основном болельщики-гики, которым интересны специфические подробности, а не рассказ о том, какая техника соревнуется в классе GT4.

— Также я стараюсь учитывать интересы команд. Конечно, в разумных пределах — например, не буду постоянно акцентироваться на спонсорах. Для этого есть подиум и уста заводских пилотов: выигрывайте гонки и восхваляйте спонсоров с «тумбы»! А вот если какие-то события могут быть неверно интерпретированы аудиторией, то всегда стараюсь объяснить и рассказать, как на самом деле понимать ту или иную ситуацию. Например, те же поломки моторов «Шорткатов» — это обычно следствие перекрута, а не ненадёжности вазовского двигателя (о да, я и сам был исполнителем «мисшифта» за рулём машины РСКГ — прим. ред.)

— Аналогично и с проблемами новой, ещё не обкатанной техники — например, когда Lada построила Весты старших классов, и они не сразу поехали гладко. Да и сам приход АвтоВАЗа в класс Туринг в 2017 году много значил для российского автопрома, и я тогда много об этом рассказывал. От автовазовцев вообще обычно много инфоповодов, и руководитель команды Владислав Незванкин всегда охотно ими делится. Из последнего — летом Lada Sport осуществила социальный проект с детскими рисунками на крышах автомобилей, я об этом не раз упоминал во время трансляции.

— Какие курьёзы и ошибки ты допускал в эфире?

— На самом деле, что-то заметное случается нечасто. Самая большая ошибка была несколько лет назад в Смоленске, когда я посчитал, что Михаил Грачёв отстал на круг из-за повреждения машины в столкновении. Я тогда удивлялся в эфире, почему он так агрессивно обороняется, будучи круговым. Но только после финиша гонки посмотрел протокол и понял, что на самом деле он совсем не пострадал в том завале, который я думал что отбросил его сильно назад. Признал и покаялся перед аудиторией. Пару раз путал города, от которых заявлены гонщики, но ничего более серьёзного не случалось.

— Как определяешь кто прав и кто виноват в инцидентах и часто ли эти суждения расходятся с судейским мнением?

— В начале карьеры часто ошибался — в том числе потому, что с детства смотрел много мировых серий, и там контактную борьбу там судят намного мягче, чем в России. У нас вольностей разрешено меньше, и со временем я к этому адаптировался. Плюс в голове накапливается база прецедентов и знания о том, как типовые ситуации трактуются судьями нашего чемпионата. Также использую универсальную оговорку «судьи разберутся», которая даёт мне возможность осторожно высказать своё мнение, но не транслирует его зрителю как вердикт последней инстанции.

Антон делит комментаторов на «крикунов», способных дать в эфире шума и эмоций (например, Алексей Попов) и «ботаников», которые выдают очень много информации (таков Владимир Башмаков). Наш герой стремится к тому, чтобы сочетать в себе качества обоих типажей

Антон делит комментаторов на «крикунов», способных дать в эфире шума и эмоций (например, Алексей Попов) и «ботаников», которые выдают очень много информации (таков Владимир Башмаков). Наш герой стремится к тому, чтобы сочетать в себе качества обоих типажей

— Насколько большой путь ты прошёл в этом экзотическом деле и что было самым сложным?

— Я попробовал себя в комментировании этапов РСКГ в 2017 году, в 2018-м впервые провёл эфир в длинной гонке Akhmat Race, в пандемийный 2020 год взялся за киберспорт (тогда соревновались реальные гонщики, а не только симрейсеры), в 2022-м комментировал рождественскую гонку чемпионов АвтоВАЗа. Первый год работал в паре с Марком Подольским, в 18-20 годах с Русланом Гатаулиным, последние два года комментирую в одиночку. Начинал как ассистент, продолжал на правах полноценного, но всё же второго голоса, а теперь, пожалуй, умею всё. Сложнее всего было акцентировать внимание на дикции — притормаживать речь и шире открывать рот, чтобы не глотать окончания. Подсмотрел эти приёмы у Дмитрия Губерниева. Ещё один выдающийся пример быстрой и техничной речи — Тина Канделаки.

Автодром Игора Драйв принял 5-й этап РСКГ в изменённой конфигурации, и вот что об этом думает Иван Чубаров, победитель второй гонки в классе «Супер Продакшен»: «Новая конфигурация — это топ. Последняя секция и до этого была интересной, но сейчас другие немного ощущения. Даже в нашем классе получаешь огромное удовольствие от этого сектора»

Автодром Игора Драйв принял 5-й этап РСКГ в изменённой конфигурации, и вот что об этом думает Иван Чубаров, победитель второй гонки в классе «Супер Продакшен»: «Новая конфигурация — это топ. Последняя секция и до этого была интересной, но сейчас другие немного ощущения. Даже в нашем классе получаешь огромное удовольствие от этого сектора»

Финальный этап чемпионата РСКГ пройдёт 6-8 октября на автодроме Крепость Грозная в Чечне. Там определятся победители четырёх классов из восьми — а оставшаяся половина высших наград была разыграна на минувшем 5 этапе в Питере. В классе SMP Time Attack Unlim лучшим в сезоне (и прошедшем этапе) стал Владимир Горлач на сурово доработанном Lancer Evo. В историческом кольце SMP Historic Cup лучшими по итогам года стали Владимир Черевань (старшая категория) и Андрей Козлов (младшая). В S1600 (бывший «Национальный») Кубок России досрочно выиграл Рустам Фатхутдинов. Кубок РАФ класса Спортпрототип CN в сезоне 2022 взял Артём Викторов.

Интрига в чемпионате остаётся — смотрите РСКГ и болейте за своих земляков, самые красивые автомобили, самых быстрых пилотов, за ветеранов и молодёжь, за девушек и парней и просто за самых симпатичных участников. Российские гонки — это действительно увлекательный мир.