Прерванный полет
Сход Хэмилтона подарил Феттелю победу на Гран-при СингапураСебастьян Феттель выиграл вторую гонку в сезоне, Льюис Хэмилтон сошел в четвертый раз в семи последних Гран-при, а Фернандо Алонсо вновь дотерпел до финиша и поднялся на подиум. «Мотор» представляет обзор Гран-при Сингапура, после которого математические шансы на титул сохраняют одиннадцать пилотов, а практические, похоже, всего двое.
До гонки
Спортивный директор McLaren Сэм Майкл, окрестивший Гран-при Сингапура решающим этапом чемпионата перед началом уикенда, теперь, наверное, жалеет о сказанном.
В субботу McLaren заработала четвертый поул в четырех последних гонках. Такой квалификационной серии у команды не получалось с 1999 года, с тех славных времен, когда серебристый болид создавал Эдриан Ньюи, командой заправлял Рон Деннис, а за рулем творил чудеса Мика Хаккинен. И пусть все тренировки в Сингапуре выиграл Себастьян Феттель. В квалификации поспорить за поул с Льюисом Хэмилтоном шансов не было ни у кого. Ни у немца, ни у Пастора Мальдонадо, вновь сотворившего главную сенсацию субботы.
После победы в Монце и поула в Сингапуре слова Сэма Майкла казались пророческими, если не сказать угрожающими: McLaren и их звезда Льюис Хэмилтон, похоже, всерьез вознамерились разобраться с Фернандо Алонсо в этом сезоне. Больше того, испанец на стартовой решетке был лишь пятым; рядом с ним расположился вернувшийся за руль проказник Роман Грожан; Кими Райкконен – и вовсе двенадцатый. Марк Уэббер... А какая, собственно, разница, где он? В воскресенье Льюис мог разом оторваться в чемпионате от Райкконена и съесть добрую половину отрыва от Алонсо.
Гонка
Старт получился идеальным. Где-то позади Фелипе Масса попался под горячую руку оказавшегося рядом Виталия Петрова, пара машин срезали первый поворот, но у лидеров все прошло без сучка и задоринки. Дующий на воду и шарахающийся при виде черных кошек Пастор Мальдонадо поначалу сохранил вторую позицию на входе в первый поворот, но затем не стал "хлопать калиткой" перед носом у Феттеля и Баттона, пропустив в итоге обоих. Себ и Дженс пронеслись мимо, но почти сразу стало понятно, что угнаться за Льюисом им будет сложно.
К началу третьего круга Хэмилтон обезопасил себя от атак Феттеля, а сам немец не подпускал к себе Баттона. Первая пятерка растянулась – даже Алонсо не мог приблизиться к Мальдонадо. Если бы клетчатый флаг был дан после 20 кругов, между двумя лидерами чемпионата осталось бы каких-то 22 очка. Пустяки, если помнить о скорости MP4-27 и форме Льюиса Хэмилтона.
К счастью для президента Ferrari Луки ди Монтедземоло, его предложение укоротить дистанцию Гран-при как руководство к действию пока не принято. Надежность Ferrari по-прежнему позволяет Фернандо Алонсо подобно стервятнику собирать большие очки и пользоваться сходами конкурентов. На 22 круге коробка передач MP4-27 Хэмилтона опустилась на нейтраль и больше не отзывалась. Не помогло и то, что Льюис еще раз десять-пятнадцать ударил по правому верхнему лепестку с обратной стороны своего руля.
Но, несмотря на сход Хэмилтона, у McLaren еще были шансы на победу. Баттон на протяжении всей гонки не упускал Феттеля из виду, но самого Себастьяна это волновало не сильно. Отрыв сократился до минимума после того, как на трассу выехала машина безопасности, но до реальной атаки дело так и не дошло. Ближе всего (настолько близко, что после гонки обоих пилотов попросили дать объяснения стюдарды) Баттон подобрался к Себу перед первым рестартом, едва не въехав в коробку передач Red Bull RB8, прогревая шины. После рестарта Феттель вновь смог немного оторваться и дотерпеть до истечения двух часов – из-за того, что машина безопасности не покидала трассу слишком долго, гонщикам так и не удалось намотать положенные 305 километров.
Фернандо Алонсо, надо полагать, не без удовольствия подобрал дополнительные три очка после схода Пастора Мальдонадо и вновь поднялся на подиум по итогам гонки, в которой его машина как обычно была «не самой быстрой».
Гран-при Сингапура, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Успех: Пол ди Реста
Пол выбрал подходящий момент, чтобы напомнить о себе. Пока Льюис Хэмилтон торгуется с McLaren, а Михаэль Шумахер раздумывает над тем, не повесить ли ему снова шлем на гвоздь, вбитый в стену пять лет назад, ди Реста мелькает перед глазами их нынешних руководителей. Четвертое место в Сингапуре – лучший результат Пола в карьере и очередное подтверждение того факта, что он готов пересесть в машину побыстрее.
Провал: Бруно Сенна
Как и в случае с Пастором Мальдонадо, болида Бруно Сенны тоже не хватило на все два часа гонки. Но еще до схода бразилец успел все испортить сам. Авария в квалификации, старт с 22 места после смены коробки передач... Да, гонка получилась боевой, но, как ни крути, Сенны не было в топ-10 на момент схода. Потенциал у FW34 огромен, но реализовать его Бруно в этом году смог лишь несколько раз. Сколько – можно пересчитать по пальцам одной руки неаккуратного фрезеровщика. Очень неаккуратного.
Запомнилось: "старость не радость" Шуми
Нет, это точно не тот Шумахер, которого мы знали. Михаэль во второй раз в сезоне вынес с трассы одного из соперников, не рассчитав дистанцию на торможении. Бруно Сенна пострадал в Барселоне, на сей раз досталось Жану-Эрику Верню. Едва машина безопасности покинула трассу, ликвидировав последствия аварии Нараина Картикеяна, Михаэль заставил Берндта Майландера вновь завести мотор сейфти-кара. С точкой торможения Шумахер ошибся достаточно сильно, а места, чтобы уйти от столкновения уже не было – Жан-Эрик как раз поравнялся с Серхио Пересом. Рецидив. Гран-при Японии Шумахер начнет со штрафом в десять стартовых позиций.
Оценки от «Мотора»
«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Сингапура собственные оценки.
* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.
Red Bull Racing: 7/10*
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 3 | 1 | 25 | 165 |
Марк Уэббер | 7 | 11 | 0 | 132 |
Пора всерьез похвалить Себастьяна Феттеля. Представьте себе, что было бы, не откажи генератор на машине немца в Валенсии. Это легко посчитать. Прибавьте ему 25 очков и отнимите у Фернандо семь, потому как максимум, что мог бы сделать испанец на Гран-при Европы при «живом» Феттеле – приехать к финишу вторым. Себ ни много ни мало лидировал бы сейчас в чемпионате. Именно он теперь, похоже, единственный, кто может догнать Алонсо самостоятельно. Без помощи со стороны Ferrari, самого испанца и Романа Грожана. Марк Уэббер второй уикенд подряд остался без очков после штрафа за грязный обгон Камуи Кобаяси.
McLaren: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дженсон Баттон | 4 | 2 | 18 | 119 |
Льюис Хэмилтон | 1 | сход | 0 | 142 |
Слишком много технических сходов. Непростительно много для команды, которая вроде бы борется за титулы. У McLaren больше всех побед в этом сезоне, а MP4-27 теперь уже точно самая быстрая машина чемпионата. Но McLaren отстает от Red Bull Racing на 35 очков, Хэмилтон от Алонсо – на 52, Баттон от него же – на 75. Когда-то давно Рон Деннис говорил о том, что именно нужно для того, чтобы финишировать первым. «Финишировать».
Ferrari: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Фернандо Алонсо | 5 | 3 | 15 | 194 |
Фелипе Масса | 13 | 8 | 4 | 51 |
Типичный уикенд для Фернандо Алонсо. Машина не позволяла бороться за победу, но можно было рассчитывать на третье место. Его Алонсо и занял. Фелипе Масса заработал несколько очков после не слишком удачной квалификации и кошмарного старта.
Mercedes AMG: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Михаэль Шумахер | 9 | сход | 0 | 43 |
Нико Росберг | 10 | 5 | 10 | 93 |
Очень неплохой уикенд Нико Росберга. Пятое место – максимум, на что в Сингапуре был способен Mercedes W03. Еще один W03 при удачном раскладе мог быть приехать к финишу шестым, но его водитель немного ошибся на одном из торможений.
Lotus: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Кими Райкконен | 12 | 6 | 8 | 149 |
Роман Грожан | 8 | 7 | 6 | 82 |
Если вспомнить, как выглядели черно-золотые машины в Сингапуре в прошлом году, то на сей раз в Энстоуне могут быть довольны. Если вспомнить, что полтора месяца назад Lotus едва не заработал первую победу в Венгрии, есть от чего расстроиться. Возможно, Сингапур, как и Монца – не самое подходящее место для E20, а в Японии, Корее и далее мы вновь увидим черно-золотые машины во главе пелотона. Возможно, нет. Но очень хочется, чтобы Кими Райкконен все-таки еще поиграл в чемпионат.
Force India: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пол ди Реста | 6 | 4 | 12 | 44 |
Нико Хюлькенберг | 11 | 14 | 0 | 31 |
Force India долго запрягала, но теперь Нико Хюлькенберг и Пол ди Реста в каждой гонке воюют за большие очки. Пока по очереди. На сей раз в компании лидеров гостил шотландец. Это и правда удивительный чемпионат, раз под конец гонки пилот команды, занимающей седьмое место в Кубке конструкторов, преследует лидера чемпионата.
Sauber: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Камуи Кобаяси | 18 | 13 | 0 | 35 |
Серхио Перес | 14 | 10 | 1 | 66 |
Sauber – пожалуй, самая удивительная команда чемпионата. Три недели назад Камуи Кобаяси квалифицировался в первом ряду, а теперь не смог выбраться даже из Q1. Две недели назад Серхио Перес обгонял пилотов Ferrari как стоячих и финишировал вторым, а теперь заработал одно очко только благодаря штрафу Марка Уэббера. Странно это все. Не по-швейцарски как-то.
Toro Rosso: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дэниэл Риккардо | 15 | 9 | 2 | 6 |
Жан-Эрик Вернь | 16 | сход | 0 | 8 |
Два очка Дэниэла Риккардо, во многом добытые благодаря сходам соперников, пойдут на пользу ему, но никак не команде. Догнать никого не получится, а те кто позади, борются там, где очков нет. Зато за спором пилотов самой команды будет посмотреть интересно. Справедливости ради отметим, что Жан-Эрик Вернь до того, как в него приехал Михаэль Шумахер, смотрелся лучше.
Williams: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пастор Мальдонадо | 2 | сход | 0 | 29 |
Бруно Сенна | 22 | 18 | 0 | 25 |
Пастора Мальдонадо по-настоящему жаль. Еще одна отменная квалификация, уверенная гонка, но, как назло, именно в тот уикенд, когда сам венесуэлец был практически безупречен, отказалась ехать машина. Бруно Сенна, видимо, слишком хочет остаться в Williams на следующий сезон. Но желания явно больше, чем способностей.
Caterham: 2/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Хейкки Ковалайнен | 19 | 15 | 0 | 0 |
Виталий Петров | 18 | 19 | 0 | 0 |
Дождались. Никто не будет спорить: Caterham CT01 быстрее, чем Marussia MR01, и, возможно, до конца сезона ни Глоку, ни Пику не удастся опередить Ковалайнена и Петрова на финише гонки ни разу. Но это уже не имеет значения. В тот день, когда это было особенно важно, парни из Caterham не удержали Глока позади и пропустили его к заветному 12-му месту. Теперь подопечным Тони Фернандеса надо очень постараться, чтобы вернуться на, казалось бы, «свое» десятое место в Кубке конструкторов.
HRT: 2/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Педро де ла Роса | 24 | 17 | 0 | 0 |
Нараин Картикеян | 23 | сход | 0 | 0 |
Иногда даже пилоты HRT могут повлиять на исход гонки. Нараин Картикеян заставил машину безопасности покинуть пит-лейн, приложив руку к тому, что гонка продолжалась максимально возможные два часа.
Marussia: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Тимо Глок | 20 | 12 | 0 | 0 |
Шарль Пик | 21 | 16 | 0 | 0 |
Не было никакой заслуги Тимо Глока и команды Marussia в том, что Нараин Картикеян и Михаэль Шумахер дважды вызывали на трассу машину безопасности, в том, что пара пилотов Sauber на последних кругах устроила драку с Нико Хюлькенбергом, в том, что сошли с дистанции Льюис Хэмилтон, Пастор Мальдонадо и Бруно Сенна. Заслуга Тимо в том, что в нужный момент он оказался в нужном месте и смог выиграть битву у прямых конкурентов. Наши поздравления с лучшим результатом в истории команды и с 10 местом в Кубке конструкторов.
Следующая остановка
Формула-1 продвигается все дальше на Восток. Через две недели, после завершения Гран-при Японии, в календаре чемпионата останется лишь пять гонок.
С каждым новым гоночным уикендом количество пилотов, претендующих на титул, будет уменьшаться. Сейчас их одиннадцать, хотя похоже, что на самом деле их всего двое. Льюис, конечно, еще может выиграть шесть гонок. Но даже если это и произойдет, простая арифметика говорит о том, что испанцу на красной машине хватит вторых-третьих мест, чтобы остаться лидером до конца. А то, что Алонсо свое возьмет, мы знаем точно. В этом странном чемпионате он один, кто не ломается.