Опубликовано 08 мая 2014, 18:20
5 мин.

К параду готов

Катаемся на главном кабриолете Дня Победы
Утром 9 мая вы наверняка будете следить за Парадом Победы по телевизору. Или даже пойдете посмотреть на него живьем — и увидите там министра обороны на большом и роскошном кабриолете. Это ЗИЛ-41041 АМГ, который «Мотор» изучил незадолго до главного парада страны.
Фото Кирилла Калапова
Фото Кирилла Калапова

Утром 9 мая вы наверняка будете следить за Парадом Победы по телевизору. Или даже пойдете посмотреть на него живьем – и увидите там министра обороны на большом и роскошном кабриолете. Это ЗИЛ-41041 АМГ, который «Мотор» изучил незадолго до главного парада страны.

В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие армией въезжали на Красную площадь на вымуштрованных конях. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина (так тогда назывался "ЗИЛ") подготовили открытый фаэтон ЗИС-102 на базе лимузина ЗИС-101.

Официально открытый автомобиль предназначался для "южных регионов" СССР, но он успел отметиться и в автоспорте. В 1940 году на 100-километровом участке дороги Москва-Минск фаэтон с форсированным с 90 до 116 лошадиных сил мотором установил среднюю скорость в 116,327 километра в час, а километр с хода прошел со скоростью на финише 153 километра в час. И уже в следующем году, на параде 1 мая 1941 года, ЗИС-102 возглавил колонну бронетехники.

Но автомобилем главнокомандующего кабриолет стал лишь в 1953 году, на ноябрьском военном параде, посвященном годовщине Октябрьской революции. Правда, это была уже открытая версия более современной модели ЗИС-110. Вообще, ЗИС без крыши на базе сто десятой был в двух версиях: с 1949 по 1954 год выпускались фаэтоны, а с 1955 года – кабриолеты.

Примерно с тех же пор появилась традиция красить военно-парадные кабриолеты и фаэтоны в серый цвет. Почему? Главный парад проходил в ноябре – соответственно, принимающий и командующий парадом были одеты в шинели, под цвет которых и окрашивали автомобили. Серыми они оставались долгое время и на парадах 9 мая: несмотря на то, что объезд войск совершали гражданские министры обороны в черных костюмах, кабриолеты стали красить в черный лишь с 2010 года. В прошлом году Сергей Шойгу впервые за долгое время принимал парад в военном мундире, однако перекрашивать автомобили в новый цвет пока не планируют.

В 1958 году в производство был запущен лимузин ЗИЛ-111 – с двухсотсильным двигателем V8, гидромеханической коробкой передач и электростеклоподъемниками. Естественно, на его базе построили и открытые версии – назывались они ЗИЛ-111В и ЗИЛ-111Д. Потом был ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и, наконец, ЗИЛ-4104 с кучей модификаций. Открытые версии носили индексы ЗИЛ-115В, ЗИЛ-117В и ЗИЛ-41044.

При этом три автомобиля ЗИЛ-41044, которые использовались для парадов перед появлением самого свежего ЗИЛ-41041 АМГ, участвовали в них еще с 1981 года.

Нам же на тест достался самый актуальный кабриолет – ЗИЛ-41041 АМГ, который должен появиться на экранах телевизоров 9 мая 2014 года.

"Под капот заглянуть не дадим", – говорит мне сопровождающий офицер, как будто охраняя какую-то тайну. Но никакой тайны в том, что этот ЗИЛ построен на основе агрегатов пикапа GMC Sierra, уже давно нет. Фактически, это даже и не "ЗИЛ". Внутризаводской индекс автомобиля – ГАЗ СП-45.

Эти автомобили были собраны в Нижнем Новгороде компанией Атлант-Дельта, входящей в группу ГАЗ (сам "ЗИЛ", участвовавший в конкурсе Минобороны, тендер проиграл). Причем кузова для автомобилей пришлось использовать старые, а агрегаты подбирать зарубежные. Под капотом автомобиля – американский шестилитровый V8 мощностью 304 лошадиные силы и шестидиапазонный "автомат" Hydra-Matic.

Многие элементы салона выдают в "ЗИЛе" американскую модель. Но многие детали наши. Например, дефлекторы системы вентиляции -- от "Волги".

Многие элементы салона выдают в "ЗИЛе" американскую модель. Но многие детали наши. Например, дефлекторы системы вентиляции -- от "Волги".

Для определения "родословной" достаточно заглянуть в салон: там типично "джи-эмовский" руль, а также блоки управления светом и климатической установкой. Впрочем, стыдиться этого точно не стоит: стилистически советские парадные автомобили чаще всего копировали именно американские машины. Например, ЗИС-110 был очень похож на Packard (говорят, эту марку очень любил Сталин, и создатели автомобиля решили ему угодить). А журнал "За рулем" в 1940 году писал о ЗИС-102 так: "Кожух радиатора ЗИС-102 оформлен по типу лучших образцов автомобилей, выпускаемых американскими фирмами в 1939 году". С гордостью – и никто не стеснялся.

ЗИЛ-111 – тот и вовсе был собирательным образом большого американского автомобиля. И лишь начиная с ЗИЛ-117 дизайн автомобилей для высших чинов перестал откровенно цитировать "заокеанщину". Что и говорить, если даже сам завод "ЗИЛ", тогда еще носивший имя Сталина, был построен с использованием американского оборудования.

Не стоит цеплять на облик ЗИЛа ярлык "устаревший". Тут скорее подойдет слово "классический".

Не стоит цеплять на облик ЗИЛа ярлык "устаревший". Тут скорее подойдет слово "классический".

За руль нас, правда, не пустили. Ведь таких кабриолетов существует всего три штуки: на одном поедет принимающий парад, на другом – командующий. Третий автомобиль, по традиции, дежурит у Спасских ворот Кремля – на случай, если с одной из основных машин что-то случится. "После парада дали бы прокатиться, но до – нельзя. Все должно пройти идеально", – говорят военные.

К параду готов

С другой стороны, динамические характеристики, острота и информативность рулевого управления здесь не самое главное. О безопасности тоже говорить смысла нет: в случае с ЗИЛом ее роль выполняют не ремни и подушки безопасности, а сотрудники ФСО, которые дадут фору любой машине хоть с семизвездочным рейтингом EuroNCAP.

Поэтому "встаю в автомобиль" и изображаю из себя генерала. Переднее пассажирское кресло отсутствует – на его месте предполагается стоять. А чтобы не упасть в самый ответственный момент, в центре салона предусмотрена специальная ручка, похожая на черенок лопаты. Все просто – левой рукой держишься, правой – выполняешь воинское приветствие.

Рессорная задняя подвеска на удивление комфортна – впрочем, с такими огромными колесами и снаряженной массой в 3100 килограммов это неудивительно.

Рессорная задняя подвеска на удивление комфортна – впрочем, с такими огромными колесами и снаряженной массой в 3100 килограммов это неудивительно.

Крыша складывается при помощи сервоприводов, но в отличие от прежних "ЗИЛов", в опущенном состоянии она не превращается в огромный горб позади салона. И даже ради эстетики накрывается декоративной пластиковой крышкой. Саму крышу нижегородцы называют своей собственной разработкой: она с электроприводом, но защелки на рамке лобового стекла надо отпирать и запирать руками – как, скажем, на родстере Mazda MX-5.

Подвеска – несмотря на то, что она рессорная и от пикапа, – достаточно комфортная, по крайней мере на ровном асфальте военной части. Но на брусчатке все будет по-другому: все-таки низкая жесткость кузова "американского" ЗИЛа влияет не только на безопасность или управляемость, но и на комфорт.

Впрочем, львиную часть комфорта в парадном "ЗИЛе" обеспечивает водитель: для подобных мероприятий за руль пускают людей в звании не ниже капитана, а чаще – полковников, которые проходят интенсивную подготовку. Поэтому на задумчивость автоматической коробки или рывки при переключениях жаловаться не придется: главная задача водителя – уметь плавно трогаться, тормозить и поворачивать.

К параду готов

Для американских "ЗИЛов" нынешний парад может стать последним: говорят, что настоящий "ЗИЛ" уже получил заказ на доработку своих прежних машин – видимо, в качестве "переходных" моделей перед появлением первых автомобилей проекта "Кортеж". Три новых кабриолета должны быть готовы к началу 2015 года.

К параду готов

И тогда есть шанс, что главный кабриолет Парада Победы наконец будет полностью российским. И это не ура-патриотизм – если автомобили столь высокого класса будут проектировать у нас, то быть может, в России возродится и инженерная школа?

Источник фото:Кирилл Калапов
Теги: