Опубликовано 09 декабря 2011, 18:00

ЗиС-101

Первая советская модель представительского класса.
В январе 1937 года на конвейер встала первая советская модель представительского класса -- ЗИС-101. Семиместный лимузин получился очень солидным. Его размеры -- больше, чем у нынешнего Mercedes S-класса в длиннобазной модификации. Под капотом -- 8-цилиндровый мотор рабочим объемом 5,8 литра, выдававший 110 лошадиных сил.
ЗиС-101

В январе 1937 года на конвейер встала первая советская модель представительского класса – ЗИС-101. Несколькими годами раньше на заводе «Красный путиловец» пробовали наладить производство советской копии одной из самых передовых моделей того времени – Buick 32-90, – однако дальше выпуска шести экспериментальных экземпляров дело не пошло. Дальнейшую разработку этого проекта передали на ЗИС (ныне ЗИЛ).

Семиместный лимузин получился очень солидным. Его размеры – больше, чем у нынешнего Mercedes S-класса в длиннобазной модификации. Под капотом – 8-цилиндровый мотор рабочим объемом 5,8 литра, выдававший 110 лошадиных сил. В основе конструкции использовались элементы Бьюика, но кузов был полностью свой.

По длине колесной базы советский лимузин превосходит нынешнюю «семерку» BMW в удлиненной версии (у которой база -- 3210 миллиметров).

По длине колесной базы советский лимузин превосходит нынешнюю «семерку» BMW в удлиненной версии (у которой база -- 3210 миллиметров).

Эго эскизы были созданы советскими инженерами, но окончательное проектирование заказали американской компании Budd. Самостоятельно изготовить штампы, сварочные кондукторы и станки в Советском Союзе не могли, пришлось привлечь иностранных партнеров и затратить сумму в $1 500 000.

В то время каждую новую модель принимал лично Сталин.

В то время каждую новую модель принимал лично Сталин.

ЗИС-101 стал первой отечественной машиной, оснащенной печкой. Задняя часть салона была отделена стеклянной перегородкой.

Завод сразу вышел на приличные объемы выпуска – до 1941 года было собрано 8752 советских лимузина. Довольно быстро стало ясно, что для высших партийных и государственных чиновников представительские машины в таких количествах не нужны, поэтому ЗИСы стали трудиться в «скорой помощи» и в такси.

Чисто теоретически престижную машину могли получить в личное пользование и простые граждане – ЗИС-101 разыгрывался в лотерею.