Горячая десятка
Самые яркие гонщики 2012 годаПобедители различных автоспортивных чемпионатов встречаются друг с другом не только на "Гонке чемпионов" – после финиша сезона пилотам уготована борьба за первое место в рейтинге "Мотора". Мы выбрали самых быстрых, рискованных и запоминающихся гонщиков прошедшего сезона и расставили их по местам.
Мы не претендуем на объективность. Ведь сравнивать пилотов, выступающих в разных чемпионатах, – одно из самых бесполезных занятий. Проблема в том, что оно настолько же бесполезно, насколько и интересно. И мы не могли отказать себе в удовольствии составить свой рейтинг топ-пилотов уходящего года.
Вот только наша "десятка" – это не рейтинг лучших пилотов. В определенном смысле это рейтинг личностей. Но мы предпочитаем называть его рейтингом гонщиков.
Антон Погорельский: В минувшем сезоне Баттон продемонстрировал, что способен выбраться из непростой ситуации. Весной британец утратил понимание хитрых покрышек Pirelli, но затем проделал впечатляющую работу по адаптации собственного пилотажа ― и уже летом мы увидели на трассе прежнего Баттона. Впрочем, для места в верхней части рейтинга лишь половины удачного сезона недостаточно.
_Олег Карпов:_ Сезон Баттона оставил очень много вопросов. Главный из которых: способен ли Дженсон, уступивший вчистую Льюису Хэмилтону в квалификациях и проваливший середину чемпионата, стать настоящим лидером McLaren? Пока кажется, что нет.
Уходящий 2012 год у Дженсона Баттона получился странным. После победы в первой гонке сезона в Мельбурне вообще могло сложиться впечатление, что Баттон, наконец, докажет: титул в 2009 году, завоеванный вместе с Brawn GP, – не случайность. После очень удачного чемпионата в прошлом году, когда Дженс взял верх в противостоянии с напарником по команде, уверенная победа в Австралии только усилила ожидания: Баттон расцвел, он мудрее молодого напарника и едва ли не столь же быстр.
Но едва ли не сразу после триумфа в Мельбурне Баттон превратился в невидимку. На Дженсона обрушились некие "проблемы с балансом" и уже к середине лета о его шансах на титул было принято говорить как о теоретических. Победа в Спа, вновь очень уверенная, ничего, по сути, не изменила. К тому моменту Баттон уже вряд ли и сам рассчитывал побороться за чемпионат.
В итоговом протоколе Баттон отстал от Хэмилтона лишь на пару очков, но на самом деле его поражение оказалось куда более существенным. Дженсон был разгромлен Льюисом в квалификациях, и если бы не огромное количество технических проблем у напарника, существенно проиграл бы ему и по очкам.
Антон Погорельский: Фряйнс ― это Робин Гуд от автогонок. В прошлом году голландец отобрал призовые деньги Renault у богатых пилотов и забрал себе ― чтобы сходу выиграть категорию 3.5. Пилот демонстративно отказывается платить за свои выступления, говоря о том, что хочет попасть в Формулу-1 исключительно благодаря таланту.
Олег Карпов: Вам стоит запомнить это имя. Но если даже забудете -- он напомнит.
"Если Робина сейчас не возьмут в Формулу-1, то я больше ничего не понимаю в этом мире". Это слова бывшего соперника Фряйнса, Даниила Квята, проигравшего голландцу титул европейской Формулы-Renault 2.0 в 2011 году. Год спустя Квят продолжил выступать в двухлитровом классе, а Фряйнс с первой попытки стал чемпионом во взрослой серии Формула-Renault 3.5.
Соперниками Робина в уходящем году были тест-пилоты Формулы-1 Жюль Бьянки и Сэм Берд. И они оказались повержены. Фряйнс начал сезон с победы на первом же этапе, после чего методично коллекционировал очковые финиши. Его можно критиковать за не слишком корректный маневр в последней гонке чемпионата, когда Робин вынес с трассы главного соперника в борьбе за титул Жюля Бьянки. Получилось некрасиво. Но ведь когда-то подобными вещами занимались Ален Прост, Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. "Ради победы они готовы на все", – говаривали про великих. Фряйнс, похоже, слеплен из того же теста.
Скорость Фряйнса оценили в Sauber: швейцарская конюшня заключила с Робином долгосрочный контракт. Пока Робин побудет тест-пилотом. Но если после трех титулов в младших чемпионатах за три последних года мы так и не увидим его в Формуле-1 – значит, с нынешней Формулой и впрямь что-то не так...
Антон Погорельский: Брэд Кезеловски крут. Крут настолько, насколько могут быть круты автогонщики. Если вам близок стиль Жиля Вильнева, Айртона Сенны и Хуана-Пабло Монтои, то Кезеловски ― ваш выбор. Всегда агрессивен, никогда не дает соперникам расслабиться и невероятно смел в атаках.
Олег Карпов: Титул в Sprint Cup в 28 лет и всего лишь с третьей попытки -- это что-то. Это заметно даже из страны медведей и водки.
Смена власти в NASCAR Sprint Cup состоялась: Брэд Кезеловски переломил сопротивление признанных асов и выиграл чемпионский титул в своем третьем полном сезоне. На протяжении 2012 года Кезеловски чуть ли не в одиночку отстаивал честь марки Dodge, сражаясь с соперниками на Toyota и Chevrolet, а в концовке сделал невероятное: одолел квартет пилотов команды Hendrick, весь сезон подбиравших оптимальные настройки для финальных гонок «Чейза».
На стороне основного соперника Брэда Джимми Джонсона была армада помощников и техническое превосходство, возможно, лучшей команды NASCAR нашего времени ― и все же Кезеловски вырвал победу.
Параллельно с выступлениями в высшем дивизионе NASCAR Брэд умудрялся выигрывать гонки категории Nationwide, проходившие в те же выходные, а также развивать собственную команду в первенстве Camping World Truck. В общем, в 2012 году у Кезеловски не было невыполнимых задач.
Антон Погорельский: В этом году Лебу было слишком легко. Из команды убрали неудобного напарника Ожье, сделав парнером податливого Хирвонена. Пилоты Ford попадали в аварии на ровном месте, подарив Себу возможность не напрягаясь выиграть девять этапов. Остальное было делом техники. Техника не подвела.
Олег Карпов: Заслужил -- не заслужил? Какая разница? Многие забывают, что бок о бок с Лебом выступают как-никак лучшие раллисты планеты. Да, наверное, с соперниками ему чуть не повезло. Но какие есть, такие и есть. А побеждал все равно один.
Чем запомнится очередной титул Леба? Прежде всего тем, что он был девятым и последним. И, наверное, одним из самых простых в его безупречной карьере. Главный соперник последних лет Микко Хирвонен перебрался из Ford в Citroen в напарники к самому Себу. Кто-то рассчитывал, что финн, сменив Fiesta на DS3, сразу даст Лебу бой? Вряд ли. Титул Микко мог достаться только при одном условии – если бы Себ начал попадать в одну аварию за другой.
Но вместо Леба машины крушили другие. Те, которые вроде как и должны были стать главными соперниками француза в чемпионате: Яри-Матти Латвала и Петтер Сольберг. Даже когда ошибался сам Леб, парни из Ford умудрялись вылетать вслед за ним. Девятый титул Лебу они подарили сами. Но и он, конечно, был хорош. Как всегда.
Антон Погорельский: Прошлой зимой обозреватели успели списать канадца со счетов, навесив на него ярлык пилота, не справляющегося с давлением в сложных ситуациях. В ответ Спенглер поставил себя в еще более экстремальные условия, чем прежде ― и выиграл чемпионский титул в новой команде.
Олег Карпов: Титул Бруно в DTM -- очень красивая история. Одна из самых красивых в уходящем году. Нам нравятся красивые истории.
Победа Спенглера в уходящем году ценна по нескольким причинам. Три главных немецких автомобильных бренда построили совершенно новые автомобили по новым техническим требованиям и добились примерно одинаковых результатов. Уровень конкуренции в DTM уже давно не был столь высок. Однако Бруно все равно умудрился выиграть четыре из десяти прошедших гонок.
Еще важнее то, как именно Спенглер завоевал свой титул. Будучи одним из лидеров DTM на протяжении шести последних лет, Бруно частенько упускал победу в финишном створе, чем заслужил репутацию человека, который "ломается" в решающий момент. На сей раз канадец отыграл огромное отставание от Гэри Пэффета и вытянул концовку, победив в заключительной гонке сезона – тогда, когда кроме победы его не устраивал ни один другой результат.
И главное. Победа Спенглера особенно ценна тем, что одержана она была за рулем BMW. Канадец принес марке титул в первый же год после ее возвращения в серию. И не сказать, чтобы M3 сильно Спенглеру помогала. Да, в зачете производителей мюнхенцы также взяли верх над соперниками, но в личном зачете лучшим пилотом на BMW, не считая Спенглера, стал Аугусто Фарфуш. Который закончил сезон лишь седьмым.
Антон Погорельский: Прежде Райана не считали топ-пилотом, и в межсезонье спортсмен не раз оказывался без места. В 2010 году карьеру Хантер-Рэя спас Майкл Андретти, предоставивший американцу место в своей команде. Три сезона спустя Райан отблагодарил босса чемпионским титулом, выдав феноменальный сезон.
Олег Карпов: Пожалуй, самый неожиданный чемпион уходящего года. В Америке, порой, и правда случаются удивительные вещи. Титул Райана -- типичная американская сказка про мечту.
Пока INDYCAR критиковали за уменьшение числа гонок на овалах и засилье иностранных пилотов, Хантер-Рэй сделал именно то, что требовалось чемпионату. Принес США первый титул за шесть лет. В статусе «андердога» справился с прессингом очевидного фаворита Уилла Пауэра и стал чемпионом благодаря победам на спидвеях ― исконно американских трассах. Если бы первое место по итогам сезона занял пилот, неспособный выигрывать на овалах, INDYCAR не перенес бы такой пощечины. При этом Хантер-Рэю противостояли представители топ-команд Ganassi и Penske с заведомо большим бюджетом. Публика воспряла ― дух настоящего INDYCAR жив!
В новом сезоне американец выступит на болиде с номером "1". Последние два года Райан пилотировал машину номер 28 в знак памяти о 28 миллионах больных раком ― от этой болезни умерла его мать. Знаковый номер сохранится на болиде: в 2013 году число напишут внутри чемпионской единички.
Помимо успехов на трассе Хантер-Рэй стал еще и олицетворением командного духа – после того, как решил остаться в Andretti Autosport несмотря на соблазнительные предложения. В Америке говорят: «Когда тебя зовет Роджер Пенске, ты ему не отказываешь». Райана пригласили именно в Penske ― команду-фаворита всех сезонов INDYCAR. Пилот ответил «нет». Так что Райан – и отличный пилот, и просто хороший парень.
Антон Погорельский: Хэмилтон сделал все, что обещал: начал меньше развлекаться, перестал врезаться в Массу и обрел душевное равновесие. Если бы механические поломки обошли Льюиса стороной, а Пастор Мальдонадо в Валенсии избрал бы другую мишень для столкновения, пилот McLaren оказался бы единственным соперником Феттеля в чемпионате.
Олег Карпов: Льюиса просто жаль. Он провел едва ли не лучший сезон в карьере, но был лишен возможности по-настоящему побороться за чемпионат. Когда McLaren не ломался, пилот не подводил ни разу.
По чистой скорости Льюис Хэмилтон был одним из двух лучших пилотов Формулы-1 прошедшего сезона ― тягаться с пилотом McLaren в этом компоненте мог только Себастьян Феттель. Но Хэмилтона подвела команда.
С самого начала сезона Льюис обладал быстрейшим болидом чемпионата: по подсчетам немецких журналистов, McLaren опережал Red Bull в среднем на две десятых секунды с круга. Имеющееся преимущество позволило Хэмилтону одержать четыре победы, и могло бы позволить завоевать еще как минимум три ― в Испании, Сингапуре и Абу-Даби. И все три раза Льюис становился жертвой техники или оплошностей своих механиков.
А если вспомнить многочисленные заминки на пит-стопах и эпизодические столкновения с другими пилотами, станет понятно: без всех этих нелепых инцидентов Хэмилтон мог взять титул. Льюис полностью преодолел психологические трудности прошлого сезона, но реализовать полученный опыт не сумел: из-за ненадежности McLaren британец растерял столько очков, что не удержался даже на третьей позиции в общем зачете. Хотя сам Хэм был практически безупречен.
Антон Погорельский: Алонсо ― один из лучших? Не вопрос. Хотелось бы только к чемпионской езде прибавить чемпионский характер ― и здесь возникает загвоздка. Алонсо пользуется статусом первого пилота команды, постоянно жалуется на машину, соперников и еще много на что. За пределами трассы Феттель смотрелся достойнее.
Олег Карпов: Именно Алонсо сделал прошедший чемпионат Формулы-1 столь увлекательным. Не будь Фернандо столь упертым, очередной титул Феттеля вновь показался бы скучным. За кого бы вы ни болели, вам стоит сказать испанцу спасибо за спектакль.
Фернандо о своих свершениях в 2012 году с удовольствием рассказывал сам. В этом чемпионате он сделал для победы все, что было в его силах, но угловатая F2012 была не столь быстра, как сам Алонсо. Три выигранных гонки за ее рулем – уже достижение, что уж говорить о борьбе за титул. Будь Фернандо чуть более удачлив, сейчас в Формуле-1 был бы другой трехкратный чемпион. Титула испанца лишили два стартовых столкновения с пилотами Lotus в Бельгии и Японии. Не будь их, судьба чемпионата, возможно, была бы решена еще до Гран-при Бразилии.
Алонсо хвалили в 2012 году все. Журналисты, ветераны, соперники, боссы команд, в конце концов, даже сам Фернандо назвал свой сезон лучшим в карьере. Добавив, что повторить нечто подобное в будущем будет очень и очень непросто.
Общее впечатление от выдающегося выступления чуть смазала концовка чемпионата. Фернандо слегка сдал и позволил приблизиться к себе Фелипе Массе. Бразилец, которого в начале чемпионата ругали столь же рьяно, сколь рьяно хвалили испанца, в паре последних Гран-при был быстрее лидера Ferrari. В определенном смысле форма Массы в первой половине сезона несколько девальвирует успехи Алонсо. Великолепного испанца просто не с кем было сравнить, и о скорости F2012 можно было судить по одним лишь выступлениям Фернандо.
Антон Погорельский: С точки зрения пилотажа в 2012 году Феттель с Алонсо были равны: пожалуй, для обоих минувший сезон стал одинаково трудным. Но если Фернандо занимался строительством собственного имиджа, на всех углах рассказывая о недостатках машины, Себастьян держался скромнее, относясь к сопернику с подчеркнутым уважением. Итог нам известен.
Олег Карпов: Сложно оценивать сезон Феттеля без отрыва от двух предыдущих. Кто-то скажет, что залог успеха Себа в скорости Red Bull RB8, но без быстрой машины в Формуле-1 не выиграл чемпионат еще никто. Феттель сделал то, что был должен. Четко, без сбоев, без провалов, без аварий и без лишних слов. Да, Алонсо тоже провел отличный сезон. Кто был лучше -- каждый волен для себя решить сам. Но Себ не уступил испанцу ни в скорости, ни в стабильности. И именно Феттель в итоге победил. Остальное -- мнения.
После невероятно успешного чемпионата-2011 казалось, что Феттель вряд ли сможет повторить собственные достижения. Но 2012 год оказался для Себа более чем успешным. Феттель начал год с далеко не лучшим автомобилем. Тем не менее, пилот Red Bull раз за разом набирал максимум возможных очков, ни на секунду не забывая о перспективе чемпионата. И когда технический штаб Red Bull довел болид до уровня конкурентов, Феттель оказался тут как тут: первой же победой Себ вышел в лидеры общего зачета.
Пока форма Марка Уэббера колебалась от «превосходной» до «чудовищной», Феттель не позволил себе ни единой слабой гонки, регулярно финишируя в первой пятерке. А в конце сезона Себастьен наглядно показал, что не зря занимает место в болиде с номером "1": пока другие играли с командной тактикой или решали проблемы с надежностью, Феттель спокойно делал то, что умеет лучше всего. То есть, побеждал.
Антон Погорельский: Если бы десять лет назад мне сказали, что самым ярким гонщиком Формулы-1 окажется Райкконен, я бы решил, что он кардинально сменит имидж и станет другим человеком. Но Кими остался прежним ― и это удивительным образом помогло ему выделиться среди политкорректных фигур своих соперников.
Олег Карпов: Вы можете подумать, что наш выбор -- эмоциональный. И будете правы. Кими нужен Формуле-1 не только как отличный гонщик. Он нужен Формуле-1 и как личность. С его выходками и крылатыми фразами. С ним она хоть отдаленно напоминает о том, какой была полвека назад.
Помните вылет Кими на Гран-при Бразилии? Тогда финн поскользнулся на мокром асфальте и оказался на траве. На принятие решения, что делать дальше, у него была примерно секунда. Растеряться? Это не про Райкконена. За секунду после того, как его E20 понесло боком, Кими успел вспомнить, что когда-то (11 лет назад!) с ним уже произошло нечто подобное, и что где-то за забором есть дополнительный пит-лейн, по которому можно вернуться на трассу, и принял решение. Как оказалось, решение ошибочное...
Возможно, Кими и правда следовало приехать в Сан-Паулу как и всем остальным гонщикам, в четверг. Чтобы пройтись по трассе, как его просила команда, – тогда был бы шанс увидеть, что ворота на выезде с того самого пит-лейна закрыты. Но в этом эпизоде – весь Райкконен.
К нему можно относиться по-разному. Наверное, он и правда не слишком много времени уделяет "лишним" по его мнению деталям: прогулкам по трассе, работе на симуляторе, разговорам с инженерами, общению с прессой. Возможно, если бы Кими работал как "надо", он выиграл бы в этом году еще пару гонок.
Но Райкконен хорош не этим. А тем, что когда он садится за руль, он великолепен. Чем бы ни занимался в остальное время. И именно это отличает Кими от остальных.
Быть просто крутым парнем – этого, конечно, недостаточно для того, чтобы быть лучшим. Но у Кими все в порядке и со статистикой. После двух лет в ралли Райкконен вернулся в Формулу-1, быстро адаптировался к новым шинам, шесть раз поднялся на подиум, выиграл гонку, занял третье место в чемпионате, закончив абсолютно все гонки. И это за рулем Lotus, а не Red Bull, McLaren или Ferrari. Он, наверное, не лучший пилот, чем Алонсо или Феттель. Потому что лучше быть вряд ли возможно.
Гонщиком года по версии "Мотора" он стал потому что он "Гонщик". В слегка устаревшем уже понятии этого слова. Немного сумасшедший парень, который просто любит очень быстро водить машину. И умеет это делать.
#####P.S. Про российских гонщиков "Мотор" расскажет в отдельном материале.