Опубликовано 29 ноября 2011, 23:47

Шестым будет

Кими Райкконен и другие чемпионы, вернувшиеся в Формулу-1
Кими Райкконен вернулся в Формулу-1 после двух лет в ралли: мало кто ожидал, что разочаровавшийся в чемпионате финн решит вновь сесть за руль "формульного" болида. "Мотор" вспоминает, как проходили возвращения пяти других экс-чемпионов мира и предвкушает напряженную борьбу шести обладателей титулов.
Фото команд
Фото команд

Кими Райкконен вернулся в Формулу-1 после двух лет в ралли. В следующем сезоне гонщик выступит за команду Lotus Renault GP, а среди соперников финна будут еще пять чемпионов мира: впервые в одном сезоне Формулы-1 одновременно соберутся шесть обладателей титулов. Удивительно, но Райкконен стал шестым не только в этом списке – в течение последних тридцати лет в "Королевские гонки" после перерыва возвращались еще пять чемпионов.

Бывший гонщик Формулы-1 Йос Ферстаппен, возвращавшийся в Формулу-1 четыре раза, любил повторять, что в этом спорте не дают второго шанса: либо ты производишь впечатление и остаешься в обойме призовых пилотов, либо тебя увольняют и ни одна команда больше не обратит на тебя внимания. И пусть доводы голландца довольно логичны, но в случае с чемпионами мира срабатывает совсем другая арифметика.

Обладатели титулов редко оказываются за бортом "Королевских гонок" из-за увольнений или банкротства команд – в основном, чемпионы покидают большой спорт по собственному желанию. Зачастую это связано с преклонным по меркам автогонок возрастом или возникающим ощущением, что "все, что можно, уже доказано". Но иногда они возвращаются...


###Ники Лауда

Чемпион 1975, 1977 и 1984 годов
__Вне Формулы-1:__ два сезона
__Вернулся__ в 1982
После возвращения выиграл третий титул

Чемпион 1975, 1977 и 1984 годов Вне Формулы-1: два сезона Вернулся в 1982 После возвращения выиграл третий титул

На момент завершения "первой фазы" своей карьеры в Формуле-1 за плечами Ники Лауды были два титула, завоеванных в Ferrari, и два кошмарных сезона в Brabham, заставившие австрийца в гневе бросить команду. Лауда перешел в конюшню Берни Экклстоуна в ранге действующего чемпиона мира, польстившись на рекордный по тем временам заработок: миллион долларов в год. В первом же сезоне в Brabham Ники финишировал на подиуме во всех гонках, в которых добирался до клетчатого флага – вот только гонок этих было всего 7 из 16. Тем не менее, австриец занял четвертое место в общем зачете и в новом сезоне рассчитывал вмешаться в борьбу за победы.

Вместо этого Лауду ожидала фантастическая череда сходов: из 13 Гран-при Ники смог закончить всего два. В итоге, австриец хлопнул дверью, уйдя из команды не дождавшись конца сезона – на финальный этап в США пилот уже не поехал.

Но и без дела чемпион мира не сидел: воспользовавшись наработанными связями, Лауда основал собственную авиакомпанию. Однако после двух лет в кресле генерального директора Lauda Air австрийцу надоела офисная работа, и Ники надумал вернуться. В 1982 году пилот сел за руль McLaren, а спустя три сезона выиграл еще один титул – на финише чемпионата Лауда опередил собственного партнера Алена Проста всего на пол-очка. Этот успех стал последним для 35-летнего (на тот момент) ветерана: в следующем сезоне австриец уже не мог конкурировать с более молодыми соперниками, заняв только десятое место. По окончании 1985 года Лауда ушел из спорта во второй раз – на сей раз навсегда.

В целом, "камбэк" Лауды получился триумфальным: в конюшне Рона Денниса Ники отъездил четыре сезона, выиграл восемь гонок и стал последним австрийцем, одержавшим победу в национальном Гран-при.


###Ален Прост

Чемпион 1985-86, 1989 и 1993 годов
__Вне Формулы-1:__ сезон
__Вернулся__ в 1993
После возвращения выиграл четвертый титул

Чемпион 1985-86, 1989 и 1993 годов Вне Формулы-1: сезон Вернулся в 1993 После возвращения выиграл четвертый титул

Легендарный Ален Прост совсем не планировал уходить из Формулы-1. В 1991 году француз выступал в Ferrari, выжимая все, что можно, из безнадежно отстающей машины, однако в "Скудерии" сочли, что чемпион не прикладывал достаточно усилий. По ходу сезона Прост неоднократно позволял себе критиковать команду и автомобиль, но когда на Гран-при Японии Ален сравнил свой болид с грузовиком, терпению "красных" пришел конец: француза выдворили из команды за один этап до конца, посадив на его места итальянца Джанни Морбиделли.

На столь поздней стадии сезона все места в топ-командах оказались заняты, и Просту пришлось взять годичный отпуск. Вскоре Ален подписал контракт с Williams, причем в его соглашении был пункт, препятствовавший приходу в команду его заклятого соперника Айртона Сенны. В 1993 году обладавший заведомо быстрейшим автомобилем Прост взял четвертый титул, после чего объявил о завершении карьеры – в возрасте 38 лет четырехкратный чемпион мира, наконец, почувствовал, что завоевал все возможные награды.


###Найджел Мэнселл

Чемпион 1992 года
__Вне Формулы-1:__ полгода
__Возвращался__ в 1994 и 1995
Провел четыре гонки за Williams в 1994-м и две за McLaren в 1995-м

Чемпион 1992 года Вне Формулы-1: полгода Возвращался в 1994 и 1995 Провел четыре гонки за Williams в 1994-м и две за McLaren в 1995-м

Парадоксальная карьера Найджела Мэнселла в Формуле-1 завершалась ровно так, как и должна была заканчиваться столь насыщенная история. Англичанин настолько часто менял команды, каждый раз попадая "не туда", что сумел уверить всех наблюдателей в том, что уже никогда не завоюет чемпионский титул. Вдоволь поиздевавшись, в 1992 году фортуна сжалилась над Мэнселлом и подарила ему сказочный сезон: "Биг Найдж" в доминирующем стиле выиграл девять гонок и задолго до конца сезона обеспечил себе титул.

Может быть, гонщик и продолжил бы выступать на победной волне, но приход в команду Алена Проста заставил Мэнселла уйти из Williams – отношения спортсменов не заладились еще в бытность их партнерами по Ferrari. На покой британец не собирался, и в 1993 году уверенно выиграл американскую серию IndyCar.

Шанс вернуться представился неожиданно. Гибель Айртона Сенны в начале сезона-94 оставила Формулу-1 без чемпионов, и генеральный промоутер первенства Берни Экклстоун приложил все усилия, чтобы вернуть последнего из доступных обладателей титула. В первый раз Найджел Мэнселл вышел на старт в июльском Гран-при Франции за рулем болида Williams, а следующей гонки пришлось ждать три месяца – англичанин заменил новобранца Дэвида Култхарда на трех финальных этапах сезона. Чемпионат закончился на высокой ноте: Мэнселл выиграл заключительный Гран-при Австралии и всерьез рассчитывал провести в Формуле-1 еще один сезон.

Только в этот момент Госпожа Удача вспомнила, над кем привыкла издеваться: сэр Фрэнк Уильямс отказался от услуг "Биг Найджа", предпочтя усадить в кокпит юного Култхарда. Мэнселл оказался в McLaren, но за тяжелое межсезонье настолько располнел, что не смог поместиться в машину – команда была вынуждена начать сезон без него. К третьему этапу в "Имоле" инженеры расширили кокпит, и британец смог усесться за руль, но тут обнаружилась новая проблема: выбранное сочетание машины и пилота не желало быстро ехать. В результате, Мэнселл покинул McLaren после двух безрадостных Гран-при, вновь уступив место молодому пилоту.


###Жак Вильнев

Чемпион 1997 года
__Вне Формулы-1:__ сезон
__Вернулся__ в 2004
После возвращения проехал полтора сезона в Sauber

Чемпион 1997 года Вне Формулы-1: сезон Вернулся в 2004 После возвращения проехал полтора сезона в Sauber

В середине двухтысячных чемпион мира 1997 года Жак Вильнев оказался заложником собственной команды. Гоночный коллектив BAR, когда-то основанный канадцем на пару с его менеджером Крэйгом Поллоком, оказался под контролем японцев из Honda, желавших любой ценой пристроить в Формуле-1 своего протеже Такуму Сато. Напарник Вильнева Дженсон Баттон находился под защитой босса BAR Дэвида Ричардса, не раз рисковавшего деловой репутацией ради своего любимца, а потому "козлом отпущения" был назначен именно Жак.

На протяжении всего сезона-2003 Вильнева травили в британской прессе, а умелые интриги Ричардса настроили против канадца даже его механиков: не выдержавший такого отношения пилот покинул команду в конце чемпионата. Весь следующий сезон Жак искал возможность для возвращения, и на последних трех Гран-при 2004 года старания пилота принесли плоды: Вильнев заменил уволенного Ярно Трулли в команде Renault.

На следующий год канадец перешел в Sauber – единственный коллектив, проявивший к бывшему чемпиону мира должное уважение и не предложивший ему отсидеться в тест-пилотах. Несмотря на двухлетний контракт, "второе пришествие" Вильнева в Формулу-1 оказалось короче. В середине 2006 года купивший команду Sauber концерн BMW решил освободить место в кокпите для подающего надежды Роберта Кубицы и уволил экс-чемпиона. Впоследствии канадец еще несколько раз пытался вернуться в Формулу-1, однако каждый раз переговоры с потенциальными работодателями срывались в последний момент.

С 2004 по 2006 год Вильнев принял участие в 34 Гран-при, набрал 16 очков, а его лучшим результатом стало четвертое место в Гран-при Сан-Марино 2005 года.


###Михаэль Шумахер

Чемпион 1994-95 и 2000-04 годов
__Вне Формулы-1:__ три сезона
__Вернулся__ в 2010
Выступает за Mercedes GP последние два года

Чемпион 1994-95 и 2000-04 годов Вне Формулы-1: три сезона Вернулся в 2010 Выступает за Mercedes GP последние два года

История ухода и возвращения "Красного барона" хорошо известна и довольно детально описана, а потому позволим себе кратко вспомнить основные предпосылки нежеланного расставания Шумахера с Формулой-1. В середине 2006 года Ferrari подписала трехлетний контракт с Кими Райкконеном, назначив финна будущей надеждой команды. Михаэль был волен остаться в "Скудерии" с новым напарником, но немцу намекнули, что не будут сильно горевать, если он вдруг захочет завершить карьеру.

Дополнительным "толчком в спину" стали условия договора с Райкконеном, в котором финну гарантировали не только большую, чем у Шумахера, зарплату, но и равный статус с будущим партнером. Привыкший к роли "первой скрипки" Михаэль намек понял и на Гран-при Италии объявил о завершении карьеры.

Гоночную страсть Шумахера это решение погасить не смогло, и уже в 2009 году стало известно, что Михаэль вернется в Формулу-1 – но теперь уже совсем в другой команде. За два прошедших сезона в Mercedes GP семикратный чемпион мира прошел через горнило неоправданно жесткой критики, упрекавшей немца в том, что он занимает не свое место. Однако Шумахер не был бы Шумахером, если бы обращал внимание на чьи-то советы: Михаэль продолжает гоняться в свое удовольствие и даже планирует продлить нынешний контракт с "Мерседесом".


###Кими Райкконен

Чемпион 2007 года
__Вне Формулы-1:__ два сезона
__Вернется__ в 2012 году

Чемпион 2007 года Вне Формулы-1: два сезона Вернется в 2012 году

"Ледяной человек" Кими Райкконен всегда отличался от других гонщиков Формулы-1. В отличие от коллег, финн попал в "Королевские гонки" минуя основные карьерные ступени молодых пилотов – прямиком из двухлитровой Формулы-Renault. Неразговорчивость Кими стала притчей во языцах, а его пристрастие к алкоголю и последующие затем выходки совсем не вязались с обликом спортсмена экстра-класса. В тех ситуациях, когда победы сами шли в руки, Райкконен их упускал, но в казалось бы безнадежном 2007 году Кими умудрился стать чемпионом, за два этапа до финиша проигрывая лидеру 17 очков.

Апофеозом нелогичности отношений Райкконена с Формулой-1 стало его... увольнение из Ferrari в 2009 году – за один сезон до окончания контракта. Несмотря на то, что Scuderia явно разочаровалась в Кими, отпускать финна к конкурентам "красные" не решились. В качестве гарантии того, что пилот не достанется никому из соперников, Ferrari заплатила Райкконену 27 миллионов долларов. Для получения этих денег Кими должен был пропустить сезон – и он это сделал, приняв радикальное решение перейти в ралли.

Недавно выяснилось, что Scuderia Ferrari продолжала платить Райкконену и в 2011-м: по слухам, за второй сезон вне "Королевских гонок" финн заработал 15 миллионов долларов. При этом Кими выступал в WRC, регулярно [сталкиваясь с соперниками](http://motor.ru/news/2011/09/30/race/) и [улетая в канавы](http://motor.ru/news/2010/10/21/raikkonen/). Настоящее отношение Райкконена к ралли можно понять, узнав, что финн [не поехал](http://motor.ru/news/2011/08/23/raikkonen/) на Ралли Австралии, решив, что лететь так далеко ради одной-единственной гонки -- это слишком долго и сложно. В результате, команду Кими [дисквалифицировали](http://motor.ru/news/2011/09/09/raikkonen/), лишив всех очков. Правда, не похоже, что гонщика это хоть сколько-нибудь расстроило.

Недавно выяснилось, что Scuderia Ferrari продолжала платить Райкконену и в 2011-м: по слухам, за второй сезон вне "Королевских гонок" финн заработал 15 миллионов долларов. При этом Кими выступал в WRC, регулярно сталкиваясь с соперниками и улетая в канавы. Настоящее отношение Райкконена к ралли можно понять, узнав, что финн не поехал на Ралли Австралии, решив, что лететь так далеко ради одной-единственной гонки -- это слишком долго и сложно. В результате, команду Кими дисквалифицировали, лишив всех очков. Правда, не похоже, что гонщика это хоть сколько-нибудь расстроило.

Теперь Райкконен возвращается в Формулу-1. В интервью пресс-службе Lotus Renault GP Кими рассказал, что скучал без реальной борьбы – в отличие от кольцевых гонок в ралли пилот не чувствует, что на самом деле с кем-то сражается, а несколько "виртуальное" соперничество с временем на спецучастке не может удовлетворить желание опередить всех конкурентов. Что ж, в 2012 году бывший чемпион получит возможность доказать, что не зря затеял "Проект возвращение": в последнее время борьба в Формуле-1 стала рекордно плотной.

Глядя на "позднего Райкконена" образца 2008-2009 годов, можно было подумать, что былого запала у Кими больше нет. Многие аналитики сходятся во мнении, что после обретения титула финн потерял мотивацию – гонщик сам дал повод так думать, когда в одном из интервью обмолвился, что считают свою задачу в Формуле-1 выполненной. Вернулся ли к Райкконену боевой задор или Кими окончательно заменил спортивную мотивацию денежной? И сможет ли забросивший тренировки спортсмен вернуться в форму после двух лет без "формульной" практики?

А самое любопытное: зачем? Неужели Райкконен и впрямь надеется взять второй титул в команде Lotus Renault GP?