Опубликовано 31 августа 2011, 01:34

Будущее чемпионов

Как складывалась карьера у чемпионов «молодежной Формулы-1»
Серию GP2 часто называют "молодежной Формулой-1" -- здесь проходят обкатку будущие звезды чемпионата мира. В минувшие выходные GP2 получила седьмого чемпиона в своей истории -- француза Романа Грожана. "Мотор" вспомнил всех победителей юниорской серии, проследив их дальнейшую карьеру и путь в Формулу-1.
Фото GP2
Фото GP2

Гоночную серию GP2 зачастую называют "молодежной Формулой-1" – именно здесь проходят обкатку будущие звезды чемпионата мира. В минувшие выходные GP2 получила седьмого чемпиона в своей истории: титул взял француз Роман Грожан. "Мотор" вспомнил всех победителей юниорской серии, проследив их дальнейшую карьеру и путь в Формулу-1.

Чемпионат GP2 был образован в 2005 году на базе почившей в бозе Формулы-3000. Также как и ее предшественница, серия Grand Prix 2 проводит свои этапы в качестве гонок поддержки Формулы-1: заезды проходят на тех же трассах и в то же время, что и Гран-при чемпионата мира. Преимуществом такого подхода служит мгновенная реакция боссов Формулы-1 на происходящее в "младшей лиге". За примером далеко ходить не надо: нового чемпиона GP2 Романа Грожана первым с титулом поздравил руководитель Lotus Renault GP Эрик Булье.

На протяжении 20 лет существования Ф-3000 считалась кузницей талантов для Формулы-1, так что неудивительно, что ее наследница получила такое же звание. Все семь выпускников GP2 в то или иное время выступали в главном гоночном чемпионате мира: единственный стопроцентный результат среди молодежных серий. Правда, не все пилоты смогли в Формуле-1 задержаться надолго.


Будущее чемпионов

Сын чемпиона мира Формулы-1 1982 года Кеке Росберга Нико завоевал титул в дебютном сезоне GP2. Завершив карьеру в европейской Формуле-3, молодой немец сходу попал в сильную конюшню и победил в серии в напряженной борьбе с Хейкки Ковалайненом. Скорость Росберга была очевидна, а удачная фамилия и давние связи отца, выступавшего в Формуле-1 в течение девяти лет, помогли сразу пристроить Нико в хорошую команду главного чемпионата мира.

Росберг-младший дебютировал в Формуле-1 в 2006 году в составе Williams. Первый Гран-при получился ярким: Нико набрал два очка за седьмое место, а по ходу гонки умудрился показать лучшее время круга – редкое достижение для новичка. Правда, в дальнейшем результаты Росберга пошли вниз: реальный темп болидов Williams оказался ниже ожидаемого, и Нико еле-еле набрал еще два балла: в общем зачете дебютант остался 17-м.

Несмотря на относительную неудачу в личном зачете, Росберг заинтересовал боссов топ-команд. Охота за новой звездой Формулы-1 началась практически сразу, но рассчетливый Фрэнк Уильямс долго не отпускал своего подопечного, заставив пилота полностью отработать четырехлетний контракт. Нико пошел на повышение в 2010 году, подписав долгосрочное с соглашение с Mercedes GP. В настоящий момент немец занимает седьмое место в чемпионате мира, на 14 очков опережая своего напарника – семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера.


Будущее чемпионов

Как и Росберг, Льюис Хэмилтон стал чемпионом GP2 в год своего дебюта в этой серии. Сломив сопротивление Нельсона Пике-младшего и Александра Према, британец "на коне" въехал в Формулу-1, сразу получив кресло боевого пилота McLaren.

Стоит признать, с дебютом в Формуле-1 Хэмилтону повезло: если бы не цепь неожиданных переходов, место в McLaren могло и не освободиться. Так или иначе, британец стал напарником грозного Фернандо Алонсо, а затем и вовсе вытеснил именитого испанца из команды. Хэмилтон сходу начал зарабатывать подиумы, к четвертой гонке вышел в лидеры чемпионата, а на июньском Гран-при Канады отпраздновал первую победу в Гран-при. В общем зачете Льюис занял второе место, набрав столько же очков, сколько Алонсо.

Сейчас Хэмилтон является одной из самых ярких звезд автоспорта. За четыре с половиной года в Формуле-1 Льюис выиграл чемпионский титул, одержал 16 побед и 40 раз финишировал на подиуме. Британца часто можно видеть на светских мероприятиях и обложках журналов, а в будущем Хэмилтон планирует начать музыкальную карьеру и сняться в кино.

Поэтому сейчас широкая общественность и знать не знает о давнем титуле британца в GP2: Льюис Хэмилтон известен своим победами в Формуле-1, рискованными обгонами и, в последнее время, агрессивным поведением на трассе. А еще тем, что встречается с бывшей солисткой The Pussycat Dolls Николь Шерзингер.


Будущее чемпионов

Тимо Глок попавл в Формулу-1 раньше, чем успел выступить в GP2. Правда путь этот был невероятно сложен и витиеват. Началось все с того, что никому не известный пилот немецкой Формулы-3 внезапно вышел на замену в команде Jordan. На Гран-при Канады 2004 года Глок финишировал 11-м, однако серия дисквалификаций переместила Тимо на седьмую строчку, подарив гонщику очки в дебютном этапе чемпионата мира.

Однако продолжения не последовало: основной пилот Jordan Джорджо Пантано вернулся в кокпит, а о Глоке вспомнили лишь в конце сезона, доверив ему болид на три заключительных этапа. Не слишком яркие выступления могли поставить на "формулической" карьере немца крест, но упорный Глок начал искать обходные пути. Став "новичком года" в американской серии ChampCar, Тимо вернулся в Европу и со второй попытки выиграл чемпионат GP2.

После титула 2007 года настойчивого немца заметили в Toyota – японской команде как раз требовался харизматичный новичок, призванный вдохнуть в серую команду хотя бы толику жизнелюбия. За два сезона в Toyota Глок заработал три подиума, 49 очков и репутацию довольно быстрого пилота. Сворачивание гоночной программы Toyota временно оставило Тимо без места, но вскоре Глока позвали в команду Virgin на роль первого пилота. Сейчас немец чаще всего финиширует в конце пелотона, но оптимизма не теряет, обещая к 2014 году вернуться в борьбу за подиумы.


Будущее чемпионов

Джорджо Пантано – уникальный гонщик. Вечно молодой итальянец умудрился стать чемпионом молодежных гоночных серий уже после того, как закончил карьеру в Формуле-1: Пантано провел неполный сезон 2004 года за Jordan, после чего остался за бортом чемпионата мира.

Еще раз пробиться в Формулу-1 – благодаря спонсорской поддержке – у Пантано не получилось, и Джорджо решил зайти со спортивной стороны. Выступая в GP2 с самого основания чемпионата, на четвертый сезон итальянец смог-таки вымучить победу в общем зачете. К сожалению для итальянца, этот титул уже ничего не значил: боссы Формулы-1 успели разочароваться в Пантано задолго до его дебюта в GP2.

Выиграв главную молодежную серию планеты, Джорджо остался не у дел. В тот момент пилоту было 29 лет: слишком много для потенциального новичка. В результате, пост-чемпионский сезон-2009 Пантано провел в Формуле-Суперлига, затем перешел в Auto GP, а в этом году и вовсе остался без работы. Об экс-чемпионе GP2 заговорили только осенью – Пантано вышел на замену травмированного гонщика INDYCAR. Контракт итальянца с конюшней Dreyer & Reinbold рассчитан всего на две гонки, и дальнейшие перспективы Джорджо туманны. По всей видимости, Пантано до сих пор не смирился с тем, что так и не стал пилотом Формулы-1...


Будущее чемпионов

После двух чемпионов-недоразумений, чересчур взрослых для молодежной гоночной серии, в 2009 году в GP2, наконец, победил молодой пилот. Триумфатором первенства стал 22-летний Нико Хюлькенберг, как в старые добрые времена выигравший титул в дебютном сезоне. Успех немецкого пилота не остался незамеченным и в 2010 году Нико дебютировал в Формуле-1 в составе Williams.

Преодолев непростое начало сезона, Хюлькенберг освоился и к концу чемпионата начал регулярно объезжать своего многоопытного напарника Рубенса Баррикелло. Пиком карьеры Нико стала поул-позиция в Гран-при Бразилии, когда на подсыхающей трассе немец на добрую секунду перекрыл время всех лидеров Формулы-1, обладающих намного более быстрой техникой. В тот момент Нико еще не знал, что этот успех ничего не принесет ему бонусов: боссы команды решили заменить его на богатого пилота со спонсорами.

По иронии судьбы, злым гением Хюлькенберга стал следующий чемпион GP2 Пастор Мальдонадо. Венесуэльца лично поддержал президент Венесуэлы Уго Чавес, распорядившийся заплатить Williams столько, сколько попросят. Оставшийся без места Хюлькенберг осел в Force India, где время от времени участвует в пятничных свободных заездах. По слухам, в следующем году Хюлькенберг может вернуться на место боевого пилота, но отсутствие персональных спонсоров и жесткая конкуренция с более денежными спортсменами заставляет относится к таким сообщениям с известной долей сомнения.


Будущее чемпионов

В 2010 году колоритный венесуэлец Пастор Мальдонадо вернул истинных поклонников GP2 с небес на землю: в чемпионате вновь победил не самый талантливый, а самый обеспеченный. Обладая практически неограниченными ресурсами национального нефтяного концерна Petroleos de Venezuela, пилот купил место в одной из лучших команд GP2 и с четвертой попытки выиграл чемпионский трофей.

Затем миллионы PDVSA позволили Мальдонадо вытеснить из Williams Нико Хюлькенберга, и практически гарантировали ему долгосрочный контракт. Выступления Пастора в Формуле-1 пока что далеки от идеала, но обладая столь могущественным покровителем, Пастор может не беспокоиться по поводу своего будущего. В текущем чемпионате венесуэлец идет на 18-м месте, в конце августа даже заработал свое первое очко – Мальдонадо финишировал десятым в хаотичной гонке в Бельгии.


Будущее чемпионов

Сезон GP2 2011 года стал продолжением непростой и нелогичной истории Романа Грожана. Подающий надежды французский пилот имел безупречную карьеру, лихо прыгая по ступенькам автоспортивных классов. Так продолжалось до тех пор, пока Роман не получил предложения, от которого невозможно отказаться.

Летом 2009 года Грожану предложили перейти в Формулу-1 на замену уволенному Нельсону Пике. Как всякий кольцевой пилот, француз согласился, не раздумывая. Грожан дебютировал в команде Renault на Гран-при Европы в Валенсии. В тот момент работы по доводке болида были окончательно прекращены, а конюшню раздирал внутренний скандал и до новичка Формулы-1 никому не было дела. В результате, Грожан провел семь ничем не примечательных гонок и в итоге был выброшен на улицу.

Не сдавшись, француз вернулся в гонки попроще, выиграл серию Auto GP, а спустя сезон все же завоевал титул в GP2 – правда, на этот раз серьезных соперников у Романа уже не было. Впереди Грожана ждет трудное межсезонье, в течение которого уроженец Женевы просто обязан пробиться в основной состав Формулы-1. Слухи связывают Романа с Renault и Marussia Virgin, но ни один контракт пока не подписан.

Сейчас Грожан как никто другой понимает, что другого шанса у него уже не будет. Каждый чемпион GP2 после получения титула сталкивается с простым как мир ультиматумом: Формула-1 или конец карьеры. Последний рубеж он успешно преодолел. Отступать некуда.