Короли дюн
Самый зрелищный дрэг-рейсинг в мире: гонки по песку/imgs/2017/06/14/09/1296744/3583329c64df8c75f015be28268444a54c8b0750.jpg)
Здесь бесполезна система контроля старта, а прогрев резины перед заездом только ухудшит результат. Ее величество Аэродинамика связана по рукам и ногам и привязана к шпилю Бурдж Халифы, подальше от любопытных глаз — ведь в этой гонке она тоже не нужна. «Мотор» рассказывает о необычной дисциплине автоспорта, которая неофициально зовется «покорение дюн». И она далеко не так проста, как кажется на первый взгляд.
В Объединенных Арабских Эмиратах свой, «особенный» взгляд на все аспекты автомобильной жизни. В Японии есть дрифт? И у нас будет, причем на дорогах общего пользования, да с использованием переднеприводных клеркомобилей, вроде Toyta Camry или Honda Accord. А как быть с полицейскими автомобилями? Давайте поставим мигалки на Bugatti Veyron – и будет самое оно. Стоп, а что это у американцев такое, дрэг-рейсинг? Хммм...
Здесь арабские петролхэды тоже соригинальничали. Зачем соревноваться на простых дрэг-стрипах, если можно сделать гонку интереснее и сложнее? И вот неназванный человеческий гений родил то, что зовут по-разному: дрэг-рэйсинг по подъему на дюны, песчаный дрэг-рейсинг, «покорение дюны»... Не важно название, важна суть – как можно быстрее преодолеть расстояние в 1/8 мили (201 метр) по зыбкому песку одной из самой высоких дюн в Эмиратах.
/imgs/2017/06/14/09/1296735/9c6f29a8b0405086903fc06314860ac6ddc886be.jpg)
Соревнования проходят на дюне Moreeb (также известной как «Холм Аль Мореб»). Это название переводится с арабского как «Ужасный холм» и неспроста – огромнейшая песчаная насыпь, расположенная в 25 километрах к югу от оазиса Лива, внушает страх одним только своим видом: 300 метров в высоту, угол подъема – около 50 градусов, а сама дюна простирается более чем на полтора километра! Как говорят организаторы, лучшего места для песчаного дрэга просто не существует.
Сами соревнования проводятся не попарно, как в традиционном дрэге, а по одному, поэтому гоночный фестиваль длится несколько суток – на соревнования каждый год приезжает около сотни участников. Причем приезжают не только из Дубая, что в 250 километрах от «Ужасного холма», но и из Кувейта, Саудовской Аравии, Катара. Так что событие называется Liwa International Festival – помимо гонок, большое внимание на LIF отводится именно «тусовочной» составляющей (гулять так гулять!), а также культурным и спортивным традициям Эмиратов: проводятся гонки на лошадях и верблюдах, соколиная охота и так далее.
/imgs/2017/06/14/09/1296736/9fb85c515ce2aa00f5d7116d681090f09c4f0bb0.jpg)
Если говорить о формате самого соревнования, то тут, в теории, все просто: автомобиль останавливается у подножья дюны и по сигналу начинает карабкаться вверх. Очень стремительно. Секунд эдак за восемь.
/imgs/2017/06/14/09/1296740/c9a5c0af63db4337e9a7296a5d1022bc923d6c7d.jpg)
Расстояние здесь вполовину меньше, чем в классическом дрэге, но в длинной дистанции нет необходимости – даже эти 200 метров преодолеть могут далеко не все участники. На очень нестабильном покрытии с мягким песком машина ведет себя нестабильно, а дорабтоанный двигатель может в любой момент превратиться в факел от чудовищных нагрузок.
В заездах принимают участие только полностью модифицированные внедорожники и багги – «Джитиары» и «Ураканы» на песке бессильны. Обычно в качестве основы берутся Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser, Chevrolet Silverado и другие серьезные покорители бездорожья, в которых... меняется практически все. На них ставят доработанные подвески с мощнейшими мостами, высокопрофильную резина с развитыми грунтозацепами... Кузова облегчаются и усиливаются каркасами безопасности. Но главное – это силовые установки, из которых выжимают просто колоссальные показатели.
/imgs/2017/06/14/09/1296738/48af0e8fc53dca5cac72a715cc713dc9a9450520.jpg)
В этой гонке с секундомером есть два базовых класса – машины с V6 и с V8. Младший класс иногда делится на автомобили с механической и автоматической коробкой передач. На этом, в принципе, все ограничения и весь регламент оканчиваются – участники вольны делать со своими автомобилями все что угодно. Главное – как можно быстрее взобраться на дюну. Потому на двигатели устанавливаются огромные турбины, компрессоры, системы впрыска закиси азота, а мощности всегда переваливают за тысячу лошадиных сил (даже в младшем классе V6) и доходят до нескольких тысяч.
В среднем подготовка одного автомобиля к соревнованию обходится в сумму от 100 тысяч долларов, а для его постройки часто привлекаются специалисты по созданию дрэгстеров из США, большинство из которых уже открыли свои представительства в ОАЭ. В качестве агрегатной базы используют заводские японские двигатели, установленные во внедорожники изначально, или же проверенный временем LS1 от «Дженерал Моторс». Коробки передач – либо двухступенчатые (в старшем классе – всегда автоматические), либо с одной (!) прямой передачей. Топливо для этих монстров тоже поставляется из США специальными рейсами – в нефтедобывающих эмиратах такое пока не делают.
/imgs/2017/06/14/09/1296739/19836e087ed2dc7e6837609ea04d7c6c6a7530bd.jpg)
Организаторы гонки очень гордятся своим детищем, так как, по их мнению, соревнование позволяет максимально прочувствовать автомобильную культуру региона, где вкус огромных мощностей приправлен скрипящим на зубах песком и 50-градусной жарой (именно поэтому заезды проводятся ночью). Так что число участников (и зрителей) на фестивале в Ливе увеличивается из года в год. Растут и мощности. А вот время прохождения дистанции, напротив, ухудшается – похоже, великая дюна начинает уставать.