Короли дюн
Самый зрелищный дрэг-рейсинг в мире: гонки по пескуЗдесь бесполезна система контроля старта, а прогрев резины перед заездом только ухудшит результат. Ее величество Аэродинамика связана по рукам и ногам и привязана к шпилю Бурдж Халифы, подальше от любопытных глаз — ведь в этой гонке она тоже не нужна. «Мотор» рассказывает о необычной дисциплине автоспорта, которая неофициально зовется «покорение дюн». И она далеко не так проста, как кажется на первый взгляд.
В Объединенных Арабских Эмиратах свой, «особенный» взгляд на все аспекты автомобильной жизни. В Японии есть дрифт? И у нас будет, причем на дорогах общего пользования, да с использованием переднеприводных клеркомобилей, вроде Toyta Camry или Honda Accord. А как быть с полицейскими автомобилями? Давайте поставим мигалки на Bugatti Veyron – и будет самое оно. Стоп, а что это у американцев такое, дрэг-рейсинг? Хммм...
Здесь арабские петролхэды тоже соригинальничали. Зачем соревноваться на простых дрэг-стрипах, если можно сделать гонку интереснее и сложнее? И вот неназванный человеческий гений родил то, что зовут по-разному: дрэг-рэйсинг по подъему на дюны, песчаный дрэг-рейсинг, «покорение дюны»... Не важно название, важна суть – как можно быстрее преодолеть расстояние в 1/8 мили (201 метр) по зыбкому песку одной из самой высоких дюн в Эмиратах.
Соревнования проходят на дюне Moreeb (также известной как «Холм Аль Мореб»). Это название переводится с арабского как «Ужасный холм» и неспроста – огромнейшая песчаная насыпь, расположенная в 25 километрах к югу от оазиса Лива, внушает страх одним только своим видом: 300 метров в высоту, угол подъема – около 50 градусов, а сама дюна простирается более чем на полтора километра! Как говорят организаторы, лучшего места для песчаного дрэга просто не существует.
Сами соревнования проводятся не попарно, как в традиционном дрэге, а по одному, поэтому гоночный фестиваль длится несколько суток – на соревнования каждый год приезжает около сотни участников. Причем приезжают не только из Дубая, что в 250 километрах от «Ужасного холма», но и из Кувейта, Саудовской Аравии, Катара. Так что событие называется Liwa International Festival – помимо гонок, большое внимание на LIF отводится именно «тусовочной» составляющей (гулять так гулять!), а также культурным и спортивным традициям Эмиратов: проводятся гонки на лошадях и верблюдах, соколиная охота и так далее.
Если говорить о формате самого соревнования, то тут, в теории, все просто: автомобиль останавливается у подножья дюны и по сигналу начинает карабкаться вверх. Очень стремительно. Секунд эдак за восемь.
Расстояние здесь вполовину меньше, чем в классическом дрэге, но в длинной дистанции нет необходимости – даже эти 200 метров преодолеть могут далеко не все участники. На очень нестабильном покрытии с мягким песком машина ведет себя нестабильно, а дорабтоанный двигатель может в любой момент превратиться в факел от чудовищных нагрузок.
В заездах принимают участие только полностью модифицированные внедорожники и багги – «Джитиары» и «Ураканы» на песке бессильны. Обычно в качестве основы берутся Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser, Chevrolet Silverado и другие серьезные покорители бездорожья, в которых... меняется практически все. На них ставят доработанные подвески с мощнейшими мостами, высокопрофильную резина с развитыми грунтозацепами... Кузова облегчаются и усиливаются каркасами безопасности. Но главное – это силовые установки, из которых выжимают просто колоссальные показатели.
В этой гонке с секундомером есть два базовых класса – машины с V6 и с V8. Младший класс иногда делится на автомобили с механической и автоматической коробкой передач. На этом, в принципе, все ограничения и весь регламент оканчиваются – участники вольны делать со своими автомобилями все что угодно. Главное – как можно быстрее взобраться на дюну. Потому на двигатели устанавливаются огромные турбины, компрессоры, системы впрыска закиси азота, а мощности всегда переваливают за тысячу лошадиных сил (даже в младшем классе V6) и доходят до нескольких тысяч.
В среднем подготовка одного автомобиля к соревнованию обходится в сумму от 100 тысяч долларов, а для его постройки часто привлекаются специалисты по созданию дрэгстеров из США, большинство из которых уже открыли свои представительства в ОАЭ. В качестве агрегатной базы используют заводские японские двигатели, установленные во внедорожники изначально, или же проверенный временем LS1 от «Дженерал Моторс». Коробки передач – либо двухступенчатые (в старшем классе – всегда автоматические), либо с одной (!) прямой передачей. Топливо для этих монстров тоже поставляется из США специальными рейсами – в нефтедобывающих эмиратах такое пока не делают.
Организаторы гонки очень гордятся своим детищем, так как, по их мнению, соревнование позволяет максимально прочувствовать автомобильную культуру региона, где вкус огромных мощностей приправлен скрипящим на зубах песком и 50-градусной жарой (именно поэтому заезды проводятся ночью). Так что число участников (и зрителей) на фестивале в Ливе увеличивается из года в год. Растут и мощности. А вот время прохождения дистанции, напротив, ухудшается – похоже, великая дюна начинает уставать.