Опубликовано 27 сентября 2013, 22:51

Дорогу покажешь?

Гонщики Формулы-1, работавшие "таксистами"
Прошедшая неделя в Формуле-1 была посвящена дискуссиям о штрафе Марка Уэббера, полученном после того, как он решил прокатиться верхом на Ferrari Фернандо Алонсо в Сингапуре. "Мотор" собрал коллекцию похожих эпизодов из прошлого Формулы-1.
Фото команд
Фото команд

Поскольку борьбы за чемпионский титул в нынешнем сезоне Формулы-1 уже все равно нет, "Большой цирк" развлекает поклонников иными способами. Прошедшая неделя была посвящена дискуссиям о штрафе Марка Уэббера, полученном после того, как он решил прокатиться верхом на Ferrari Фернандо Алонсо в Сингапуре. Наслушавшись споров, "Мотор" собрал коллекцию похожих эпизодов из прошлого Формулы-1.

Штраф Марку Уэбберу был выписан не за сам факт поездки. Даже стюарды Формулы-1 понимают, что австралиец – далеко не первый пилот в истории чемпионата, добравшийся до боксов верхом на автомобиле соперника. Судей возмутило то, каким образом Марк "голосовал" на обочине трассы в Сингапуре. Сойдя на последнем круге Гран-при, австралиец якобы без разрешения маршалов выбежал на трассу и попросил Алонсо остановиться на круге возвращения в боксы.

Фернандо притормозил, и с двух сторон его объехали гонщики Mercedes AMG. Нико Росберг едва не задел Марка, а Льюис Хэмилтон позже сказал, что "был шокирован", когда увидел припаркованную на выходе из слепого поворота Ferrari Алонсо. Предупреждены были и Фернандо, и Марк, но для последнего предупреждение в Сингапуре стало уже третьим в сезоне. Теперь Уэббер потеряет десять позиций на старте Гран-при Кореи.

Дорогу покажешь?

Сам Марк решением стюардов был возмущен, мнения остальных разделились. Многие эксперты встали на сторону судей – например, комментатор SkySports и экс-пилот Формулы-1 Мартин Брандл. Другой бывший гонщик, комментатор BBC Дэвид Култхард, напротив, написал в своей колонке, что никого кроме себя Уэббер и Алонсо опасности не подвергали. Добавив, что опасности гонщики Ф-1 подвергают себя вообще каждый раз, когда садятся за руль.

Мы решили не морализировать, а просто изучили историю "гоночных такси" в Формуле-1.

[center]– 1965 год, Клермон-Ферран (Франция) – [/center]

В первые годы проведения чемпионата мира автомобили Формулы-1 были еще не так удобны, но даже в 50-х и 60-х пилоты частенько подвозили коллег до паддока. В ходе тренировок Гран-при Франции 1965 года на Lotus Джима Кларка сломалась подвеска и добираться до боксов ему пришлось сидя на V8 алой Ferrari Джона Сертиза. Опасно? Безусловно. Но в те времена кататься верхом на автомобиле на круге возвращения в боксы – это, пожалуй, один из самых безопасных способов передвижения на автомобиле Формулы-1.

Дорогу покажешь?

[center]– 1970 год, Спа (Бельгия) – [/center]

Впрочем, не у всех пилотов в те времена были такие же стальные задницы, как у Джима. В 1970-м в Спа Джеки Стюарту тоже понадобилось гоночное такси, но садиться на двигатель Brabham Дерека Белла шотландец не стал. Пришлось ехать, привстав.

Дорогу покажешь?

[center]– 1972 год, Клермон-Ферран (Франция) – [/center]

В 1970-е автомобили Формулы-1 эволюционировали. Появились антикрылья, причем не чета нынешним. Массивное заднее крыло March 711 Карлоса Пасе позволило удобно разместиться Ронни Петтерсону, собственный March которого поломался в ходе свободных заездов. Передвигаться на автомобиле Ф-1 верхом стало настолько удобно и до скуки безопасно, что швед даже решил снять шлем.

Дорогу покажешь?

[center]– 1975 год, Монца (Италия) – [/center]

В середине 70-х на болидах появились столь удобные для "гоночных такси" боковые понтоны. Жак Лаффит – само собой, сняв предварительно шлем – едет верхом на Shadow Жана-Пьера Жарье. На свободном левом понтоне вполне мог поместиться кто-то еще. Но тогда передвигаться втроем на одной машине в Формуле-1 было как-то не принято.

Дорогу покажешь?

[center]– 1986 год, Мехико (Мексика) – [/center]

Спустя десять лет и этот пробел был заполнен. Прокатить сразу двух гонщиков после финиша Гран-при Мексики на своем Ligier решил Филлип Алльо, но его машина со Стефаном Йоханссоном и Рене Арну на борту проехала всего несколько метров. На помощь подоспел Нельсон Пике. Завидев неладное, бразилец остановился, после чего Йоханссон и Арну перебрались на боковые понтоны его Williams. Алльо тоже сориентировался довольно быстро – места на болиде Пике хватило и ему.

[center]– 1991 год, Сильверстоун (Великобритания) – [/center]

Пожалуй, самый известный случай в истории Формулы-1. McLaren Сенны остановился на последнем круге Гран-при Великобритании из-за нехватки топлива, но все равно был классифицирован четвертым – все остальные просто отстали на круг. Выигравший домашнюю гонку Мэнселл не проехал мимо своего главного соперника в споре за титул.

Дорогу покажешь?

Поначалу Сенну пытался стащить с бокового понтона Williams один из сотрудников автодрома, но Айртон "тактично" оттолкнул безумца. Ногой. И, да... Предупреждения за это бразилец не получил.

[center]– 1995 год, Монреаль (Канада) – [/center]

Гран-при Канады 1995 года – во всех отношениях исключительная гонка для Жана Алези. В Монреале француз одержал свою единственную победу в Формуле-1, но Ferrari Жана замерла по пути в боксы. Подбросить Алези до боксов согласился действующий чемпион мира Михаэль Шумахер.

Дорогу покажешь?

[center]– 1997 год, Хоккенхайм (Германия) – [/center]

Джанкарло Физикелла едва не выиграл Гран-при Германии в 1997 году, но сошел незадолго до финиша. Докатить итальянца на своей Ferrari решил частенько подрабатывавший в 90-х таксистом Шумахер. Всю жизнь мечтавший о переходе в "Скудерию" Физико оседлал "жеребца", проехав полкруга по Хоккенхайму верхом на Ferrari. Забраться в кокпит красной машины Джанкарло смог лишь 12 лет спустя.

Дорогу покажешь?

[center]– 2001 год, Барселона (Испания) – [/center]

Самая печальная история про "гоночное такси" случилась в 2001 году в Барселоне. Мика Хаккинен, уже собиравшийся на пенсию, лидировал в гонке вплоть до последнего круга, но из-за проблемы с мотором сошел, не доехав до финиша каких-то два-три километра. Победу подобрал Михаэль Шумахер, а самого Мику по пути в боксы – его напарник по команде Дэвид Култхард.

[center]– 2011 год, Нюрбургринг (Германия) – [/center]

На самом деле, в этом году в Сингапуре Фернандо Алонсо всего лишь вернул Марку Уэбберу должок. Два года назад на Нюрбургринге они уже играли в "таксиста" и "пассажира", причем тогда за рулем сидел австралиец. На круге возвращения в боксы Алонсо получил с командного мостика Ferrari приказ остановиться, но пешком идти испанцу не пришлось – Марк был рядом.

Дорогу покажешь?

[center]– Бонус – [/center]

Фернандо вообще редко отказывает, если кого-то надо подбросить до боксов. Пусть даже и во время парада пилотов. Видео с Гран-при Японии 2009 года. В ролях Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон.