Плюс-минус миллиард
Самые громкие и самые дорогие скандалы, случившиеся в автопроме за последние 100 летЕсли на Манхэттене вдруг не высадятся инопланетяне, а цены на нефть не взлетят к отметке $200 за баррель, то мы знаем, о чем все будут говорить в ближайшие полгода. Намеренное и весьма изощренное сокрытие данных по содержанию вредных веществ в выхлопе дизельных автомобилей концерна Volkswagen имеет шанс стать самым громким, самым дорогостоящим и самым далеко идущим скандалом в автомобильной истории. Правда, совсем не первым. «Мотор» вспомнил самые резонансные автомобильные «факапы» за последние 100 лет.
«Снова голову напекло...»
Что случилось: гении тоже ошибаются. В 1919-м инженерный кудесник General Motors Чарльз Кеттеринг, на счету которого, к примеру, запатентованный электростартер, предложил руководству новое творение — так называемый «медный двигатель». Проще говоря, это был мотор с воздушным охлаждением — без радиатора, но с медным кулером. Увы, интересную (в теории) конструкцию слишком поспешно отправили в производство. Поэтому покупатели компактного «Шевроле-С-серии» 1923 года, который оснащался «медным» двигателем, смогли на собственном опыте убедиться — изобретение Кеттеринга работает из рук вон плохо. Моторы умирали как мухи, недовольным клиентам выплачивались компенсации, а выпуск злосчастной модели остановили меньше, чем через год.
Вместо изначально запланированных к производству 50 тысяч машин в год собрали примерно тысячу автомобилей. Всего. И почти все они затем были уничтожены.
«Дон Кихот XX века»
Что случилось: в середине 1960-х никому на тот момент не известный юрист Ральф Нейдер написал книгу «Опасен на любой скорости», в которой крайне нелицеприятно высказывался об автомобилях вообще и об одной конкретной модели в частности. Эта модель — компактный Chevrolet Corvair, который Нейдер, человек вообще-то довольно далекий от техники, обвинил в крайне опасном характере управляемости.
В действительности «Корвейр» едва ли управлялся хуже подавляющего большинства автомобилей того времени. Возможно, громкого скандала не случилось бы вообще, если бы в General Motors сами все не испортили, решив в отместку Нейдеру дискредитировать его самого, подсылая к нему частных детективов и проституток. В результате «джиэмовцы» привлекли к юристу и его книге лишь еще больше внимания.
Продажи «Корвейра» упали, компании пришлось вносить в конструкцию дорогостоящие (и по сути ненужные) изменения, а Ральф стал знаменит на всю Америку. Ну а на репутации GM появилось первое несмываемое пятно.
«Скупой платит всегда»
Что случилось: конструктивный недостаток популярного компакта Ford Pinto — даже несильный удар в заднюю часть кузова мог сместить заливную горловину бензобака — стал причиной сразу нескольких трагических происшествий. Проблема усугублялась еще и тем, что в «Форде» знали о потенциальной проблеме еще до начала серийного производства модели (вплоть до высшего руководства), но решили оставить все как есть. Именно этот факт оказал наибольшее влияние на разразившийся скандал.
На самом деле, «Пинто» был не опаснее своих современников, но цинизм боссов «Голубого овала», посчитавших, что компенсационные выплаты пострадавшим все равно окажутся дешевле, чем техническое решение проблемы до запуска конвейера, навсегда очернил имя машины. В итоге «Форд» потерял сотни миллионов на штрафах, исках и компенсациях, а президент компании Ли Яккока был уволен.
«Простите, у вас корд отклеился...»
Что случилось: необычно большое количество аварий с участием очень популярного в Штатах внедорожника Ford Explorer (UN105/150) побудило Национальную администрацию дорожного движения США (NHTSA) обратиться в Дирборн с официальным запросом. В «Форде» провели собственное расследование и выяснили — большинство инцидентов связано с расслоением корда на покрышках Firestone Wilderness. Вкупе с высоким центром тяжести внедорожника, а следовательно и повышенной склонности к перевороту, это могло привести (и приводило) к катастрофическим последствиям для водителя и пассажиров.
Между двумя гигантами, автомобильным и шинным, началась настоящая война, в ходе которой каждая из сторон перекладывала вину друг на друга, но в итоге пострадали все. Владельцам «Эксплорера» бесплатно заменили шины на покрышки других марок, а руководство Firestone впоследствии официально отказалось работать с Ford, положив конец 100-летней истории партнерства.
«Газ без приказа»
Что случилось: целую серию дорожных инцидентов на рубеже первой декады XXI века можно объединить под общей вывеской «Неконтролируемое ускорение». По сообщениям некоторых владельцев автомобилей Toyota и Lexus, они сталкивались с тем, что машина самостоятельно начинала набирать скорость и не хотела останавливаться.
Сначала грешили на неудачную конструкцию водительского коврика, край которого фиксировал педаль в нажатом положении. Затем стали говорить о возможном дефекте в конструкции педали акселератора, потом — о глюке управляющей электроники. Многочисленные исследования, экспертизы и тесты так и не установили однозначную причину. Более того, не совсем ясно — была ли проблема вообще.
Существует весьма аргументированное мнение, что все инциденты с «неконтролируемым ускорением» на самом деле вызваны исключительно ошибками самих водителей. В любом случае, чтобы успокоить встревоженную общественность, «Тойоте» пришлось устраивать дорогостоящие отзывы миллионов машин, выплачивать компенсации пострадавшим и даже приносить американцам публичные извинения.
«Что-то вы совсем не кушаете...»
Что случилось: случай, красноречиво иллюстрирующий, что с американским агентством по защите окружающей среды (EPA) шутить нельзя. В 2012 году EPA уведомила компании Hyundai и Kia о преднамеренно заниженных значениях расхода топлива, указанных в характеристиках корейских автомобилей. Речь шла о почти миллионе машин. Казалось бы, никакого криминала нет — подумаешь, слишком оптимистичные цифры в ТТХ! Ведь все прекрасно знают — паспортные данные крайне сложно повторить в реальной жизни. Но нет, закон есть закон. Поэтому корейцам пришлось извиняться и возмещать расходы потерпевшим.
«Зажигание отжигает»
Что случилось: дефект в конструкции замков зажигания, установленных на сотнях тысяч «джиэмовских» машин, обернулся одним из самых масштабных отзывов в истории автоиндустрии. Проблема заключалась в том, что автомобиль совершенно неожиданно для водителя глох на ходу, оставляя без энергии усилители руля и тормозов. Хуже того — если машина в этой ситуации попадала в аварию, то подушки безопасности попросту не срабатывали — зажигание-то было выключено.
Однако руководство GM вновь повело себя некрасиво. Проблему сначала долго замалчивали, а затем, когда не реагировать на жалобы уже было нельзя, «джиэмовцы» всеми правдами и неправдами стали занижать количество жертв и валить все на недобросовестных поставщиков. Впрочем, платить по счетам все равно пришлось американскому автоконцерну, но катастрофических репутационных потерь General Motors вновь удалось избежать. Надолго ли?