Опубликовано 20 июля 2011, 20:16

Уроки истории

О чем нужно помнить лидеру чемпионата 2011 года
Не спешите короновать Себастьяна Феттеля во второй раз. Пусть в истории Ф-1 пилот, доминировавший в первой половине чемпионата, зачастую потом с легкостью выигрывал и титул. Но были ведь и другие истории - когда солидный отрыв, добытый гонщиком к середине чемпионата, неожиданно таял к его окончанию.
Фото команд Формулы-1
Фото команд Формулы-1

Почти половина сезона-2011 в Формуле-1 осталась позади. Состоялись уже 9 из 19 запланированных гонок, и имя будущего чемпиона практически ни у кого уже не вызывает сомнений: Себастьян Феттель выиграл шесть гонок, еще три раза финишировал вторым, и с большой долей вероятности останется лидером, даже если... пропустит четыре следующие гонки.

По схожему сценарию развивалось немало сезонов в истории Формулы-1, и чаще всего пилот, в одну калитку выигравший первую половину чемпионата, с легкостью затем добывал и титул. Но были в истории и такие сезоны, когда солидный отрыв, добытый к середине чемпионата, таял к его окончанию.

##2009: Дженсон Баттон

Если не считать нынешний сезон, то самый свежий пример тотального доминирования одного из пилотов в первой половине чемпионата приходится на 2009 год, когда одну гонку за другой выигрывал Дженсон Баттон.

Дженсон Баттон в первой половине сезона 2009 года -- шесть побед и одно третье место. Во второй половине -- два подиума и ни одной победы.

Дженсон Баттон в первой половине сезона 2009 года -- шесть побед и одно третье место. Во второй половине -- два подиума и ни одной победы.

Британец выиграл тот чемпионат на автомобиле, построенном на средства Honda. Японский автопроизводитель объявил об уходе из Формулы-1 в самый, наверное, неподходящий момент. В конце 2008 года автогигант отказался от собственной команды из-за экономического кризиса, но уже тогда на ее базе в Брэкли стоял автомобиль, который, как оказалось, был способен выиграть чемпионат. В его создание, по слухам, было вложено около полумиллиарда долларов, однако побеждал он уже под знаменами Brawn GP. Бывшие руководители команды Honda Росс Браун и Ник Фрай выкупили ее у японцев за чисто символическую плату. Под новым названием она просуществовала всего год, но успела за это время выиграть оба чемпионата – как в личном, так и в командном зачетах.

Едва не оставшийся без работы из-за ухода "Хонды" Дженсон Баттон на старте сезона выиграл шесть гонок из семи и тем самым, как оказалось, гарантировал себе титул. На то, чтобы поддерживать нужный темп модернизации шасси, у Brawn GP не было средств, и во второй половине чемпионата инициатива перешла к Red Bull Racing. Свою последнюю победу в 2009 году Баттон одержал в самом начале июня, в Турции, когда до конца сезона оставалось больше пяти месяцев.

Будь Себастьян Феттель тогда чуть более удачливым и стабильным, титул непременно достался бы ему – в десяти последних гонках чемпионата Баттон ни разу не победил и лишь дважды смог подняться на подиум. Но отрыва, созданного весной и в начале лета, все-таки хватило Дженсону для победы в чемпионате. В итоговом протоколе Баттона и Феттеля разделили 11 очков. На счастье Дженсона, более матерых соперников у него тогда не нашлось.

##2006: Фернандо Алонсо

Первая половина нынешнего сезона будто списана под копирку с того, что мы уже видели в 2006 году. И сейчас, и тогда соперников громил пилот, в предыдущем сезоне ставший самым молодым чемпионом за всю историю Формулы-1. Показатели Фернандо Алонсо в первой половине чемпионата 2006 года были идентичны тем, что сейчас у Феттеля: из девяти гонок Фернандо, выступавший тогда за Renault, выиграл шесть, а в оставшихся трех финишировал вторым. Но во второй половине он едва не упустил казалось бы уже завоеванный титул.

В первой половине чемпионата 2006 года Фернандо Алонсо выиграл шесть гонок и трижды финишировал вторым. Во второй половине четырежды был вторым и лишь раз победил.

В первой половине чемпионата 2006 года Фернандо Алонсо выиграл шесть гонок и трижды финишировал вторым. Во второй половине четырежды был вторым и лишь раз победил.

Главное отличие того сезона от нынешнего заключается в том, что в 2006 году даже в первой половине чемпионата можно было четко сказать, кто главный соперник Алонсо. Им, без сомнений, был Михаэль Шумахер. Но после девяти гонок немец, проводивший свой последний сезон в составе Ferrari, проигрывал сопернику 25 очков – как казалось тогда, слишком много, чтобы иметь шанс отыграться.

И, тем не менее, за два этапа до конца сезона Шуми не просто догнал испанца, но даже смог возглавить протокол личного зачета. После Гран-при Китая, на котором Михаэль одержал седьмую победу в сезоне, он сравнялся с Алонсо по количеству набранных очков и вышел вперед благодаря большему числу побед в гонках. Шумахер был очень близок к тому, чтобы завоевать восьмой титул в своей карьере, но на двух последних этапах ему просто не повезло.

На Гран-при Японии, предпоследнем этапе сезона, Шумахер сошел из-за отказа двигателя, в результате чего Фернандо одержал свою единственную победу во второй половине того чемпионата и сразу смог оторваться на десять очков.

На заключительном этапе в Бразилии испанцу оставалось лишь официально оформить второй в своей карьере титул. Но так или иначе, благодаря Шумахеру интрига в борьбе за титул оставалась до самого конца чемпионата.

Найдется ли такой же "Шумахер" в 2011 году – большой вопрос. Судя по всему, шансы потеснить Феттеля во главе протокола личного зачета есть лишь у того, кто сейчас носит красный комбинезон Ferrari вместо Шуми – у Алонсо.

##1994: Михаэль Шумахер

Перед началом сезона 1994 года казалось, что чемпионат превратится в легкую прогулку Айртона Сенны за очередным титулом – бразилец перешел в Williams, доминировавшую на протяжении последних двух лет. Но уже в самом начале чемпионата выяснилось, что былого превосходства команды сэра Фрэнка над соперниками уже нет. Сенна стартовал с поул-позишн в двух первых гонках, но ни разу не смог добраться до финиша – их выиграл проводивший свой третий полный сезон в Формуле-1 Михаэль Шумахер. Немец выступал за Benetton, ведомую Россом Брауном и Флавио Бриаторе.

После семи гонок из 15-ти Шумахер выигрывал у Дэймона Хилла 37 очков, однако судьба титула была решена лишь на самом последнем этапе. В итоге чемпионом Михаэль стал с преимуществом всего в один балл над главным соперником.

После семи гонок из 15-ти Шумахер выигрывал у Дэймона Хилла 37 очков, однако судьба титула была решена лишь на самом последнем этапе. В итоге чемпионом Михаэль стал с преимуществом всего в один балл над главным соперником.

Затем случился Гран-при Сан-Марино – Сенна вновь стартовал с поула, но... погиб в аварии на седьмом круге. Шумахер выиграл ту гонку в Имоле, затем победил и в Монако, а впервые в сезоне уступил первую ступеньку пьедестала только на пятом этапе в Испании, финишировав вторым из-за неполадок коробки передач. Тем не менее, одержав затем еще две победы – в Канаде и Франции, немец довел свое преимущество до невероятного. После семи этапов из 15-ти, запланированных на сезон 1994 года, Шумахер выигрывал у Дэймона Хилла, ставшего лидером Williams после смерти Сенны, 37 очков – при том, что за победу тогда давалось всего 10. Нынешний отрыв Феттеля от ближайших соперников в пересчете "на старые деньги" куда скромнее.

Неудачи Шумахера начались на Гран-при Великобритании. Обогнав на прогревочном круге Хилла, Михаэль нарвался на штраф stop&go, но команда не стала сообщать об этом пилоту – наказание немец отбыл уже тогда, когда судьи приняли решение о его дисквалификации. В ходе гонки Шумахеру показывали черные флаги, но он их игнорировал, в итоге закончив заезд вторым.

Реакция FIA была суровой. Шумахера не только лишили второго места в Сильверстоуне, но и дисквалифицировали еще на две гонки. Согласно решению федерации, Михаэль должен был пропустить этапы в Италии и Португалии. Но, даже не начав отбывать "срок", немец нарвался еще на одну дисквалификацию. Гран-при Бельгии Шумахер выиграл, но спустя несколько часов после финиша был исключен из протоколов из-за того, что деревянная планка на днище его Benetton была стерта сильнее разрешенного. В итоге, победителем гонки в Спа был назван Хилл. Затем британец выиграл в Монце и Эшториле, где Шумахер не выступал из-за запрета FIA, и за три этапа до конца чемпионата сократил отставание всего до одного очка – интрига была спасена.

Выиграв на Гран-при Европы в Хересе, Шумахер вновь смог чуть оторваться, но Хилл ответил победой в Японии. На финальный этап в Австралии немец прибыл все с тем же преимуществом в один зачетный балл. Последняя гонка получилась не менее скандальной, чем весь чемпионат – Шумахер и Хилл столкнулись, оба сошли, и титул в итоге все-таки достался Михаэлю. Как полагают многие, молодой Шуми сознательно спровоцировал аварию, но это уже совершенно другая история.

##1976: Ники Лауда

Сезон 1976 года, пожалуй, единственный за всю историю Формулы-1, когда пилот, серьезно оторвавшийся от соперников в первой половине чемпионата, затем упустил титул.

В первой половине чемпионата 1976 года Ники Лауда одержал четыре победы, еще трижды поднялся на подиум и набрал 52 очка из 63 возможных. Ближайшего соперника и, как оказалось потом, будущего чемпиона Джеймса Ханта австриец опережал на 26 очков - при том, что за победу в гонке давалось всего 9. Во второй половине сезона на счету Лауды -- одна победа, одно третье место и еще один финиш в очковой зоне.

В первой половине чемпионата 1976 года Ники Лауда одержал четыре победы, еще трижды поднялся на подиум и набрал 52 очка из 63 возможных. Ближайшего соперника и, как оказалось потом, будущего чемпиона Джеймса Ханта австриец опережал на 26 очков - при том, что за победу в гонке давалось всего 9. Во второй половине сезона на счету Лауды -- одна победа, одно третье место и еще один финиш в очковой зоне.

В 1975 году Ники Лауда выиграл первый чемпионский титул в своей карьере, и в первой половине следующего сезона, казалось, гарантировал себе второй. Лауда побеждал не так регулярно, как Феттель сейчас, однако отрываться австрийцу усиленно помогали соперники. Ники выиграл две первые гонки чемпионата в Бразилии и ЮАР, затем дважды финишировал вторым и одержал еще две победы – в Бельгии и Монако. Преследователи же никак не могли определиться между собой, кто именно бросится догонять ушедшего в отрыв австрийца. В гонках побеждали Джеймс Хант, Джожи Шектер и Клей Регаццони, но стабильностью не мог похвастать ни один из них.

После восьми этапов Ники выигрывал у Ханта 26 очков, и британцу оставалось лишь надеяться на то, что Лауда просто не приедет на пару этапов чемпионата...

Течение сезона круто изменилось на "Нюрбругринге" – на втором круге гонки Лауда вылетел с трассы, его Ferrari загорелась, и пилот получил множественные ожоги. На старт следующих двух гонок Ники выйти просто не смог. Хант в свою очередь выиграл Гран-при Германии, затем финишировал четверым – уже в отсутствие Лауды – на Гран-при Австрии и вновь победил в Голландии, серьезно сократив отставание.

Лауда вернулся за руль Ferrari через шесть недель после аварии – на домашнем для команды Гран-при Италии – и, казалось, вновь прибрал инициативу к рукам. Ники закончил гонку четверым, в то время как Хант сошел. Отрыв увеличился до 17 очков всего за три этапа до финиша, но концовка чемпионата осталась за британцем. Джеймс выиграл две следующие гонки в Канаде и США и перед финальным раундом в Японии отставал от Ники всего на три очка.

Та гонка на "Фудзи" навсегда вошла в историю Формулы-1: на трассу обрушился настоящий ливень и трое пилотов просто отказались от борьбы, посчитав, что гоняться в подобных условиях небезопасно. Среди тех, кто предпочел сойти добровольно, был и Лауда – его можно понять, ведь с момента аварии на "Нюрбургринге" прошло менее трех месяцев.

Хант остался в гонке, а чтобы завоевать титул, ему необходимо было финишировать как минимум третьим. Еще за три круга до финиша он шел пятым, но затем смог опередить двух соперников. В итоговой классификации Хант всего на одно очко опередил Лауду.

##1970: Йохен Риндт

Был в истории Формулы-1 сезон, по итогам которого чемпионом мира стал пилот, погибший до его окончания. Это произошло в 1970 году: преимущества, добытого Йохеном Риндтом в первой части чемпионата, оказалось достаточно, чтобы соперники не смогли обогнать его даже после того, как австриец разбился на тренировке перед Гран-при Италии – когда до окончания чемпионата оставалось еще четыре гонки.

Риндт выиграл пять из восьми стартовых этапов сезона 1970 года. Как это ни удивительно, помимо очков за победы в них, он не заработал больше не единого зачетного балла. Тем не менее, и этого хватило, чтобы стать чемпионом. Финишировавший вторым Жаки Икс уступил по итогам сезона пять очков.

Риндт выиграл пять из восьми стартовых этапов сезона 1970 года. Как это ни удивительно, помимо очков за победы в них, он не заработал больше не единого зачетного балла. Тем не менее, и этого хватило, чтобы стать чемпионом. Финишировавший вторым Жаки Икс уступил по итогам сезона пять очков.

Риндт не слишком здорово провел два стартовых этапа, не набрав очков в ЮАР и Испании, однако затем последовала серия из пяти побед в шести гонках.

Оторваться австрийцу позволили соперники. Ближайшим преследователем Йохена перед началом второй половины чемпионата был Джэк Брэбэм, но австралиец, которому к тому моменту исполнилось уже 44 года, проводил свой последний сезон в Формуле-1 и под конец чемпионата резко сдал, финишировав в итоге лишь шестым.

Пока Йохен был жив, он не мог и подозревать, что его главным соперником в борьбе за титул станет Жаки Икс. Бельгиец в первой половине чемпионата лишь раз финишировал в очковой зоне и начал прибавлять в скорости далеко не сразу. Первую победу в сезоне он одержал в Австрии – последней гонке, в которой принял участие Риндт. Через три недели, в Монце, в ходе тренировок Йохен не удержал свой Lotus в повороте Parabolica – когда к месту аварии прибыли медики, спасти гонщика было уже невозможно.

После Гран-при Италии шансы на титул оставались у Икса и Регаццони, но каждому для победы в чемпионате необходимо было выиграть все три оставшиеся гонки. Икс выиграл две, а еще в одной финишировал на четвертом месте – и чемпионом, с преимуществом в пять очков, стал Риндт. Посмертно.