Старейшая гонка на выносливость подарила автомобильному миру не только яркие победы, громкие имена и захватывающие зрелища – 24 часа Ле-Мана
послужили поводом к тому, что на простые дороги вышли настоящие произведения технического искусства. Мотор
собрал наиболее интересные дорожные версии болидов, которые принимали участие в легендарном состязании.
Изначально в марафоне 24 часа Ле-Мана
, который проводится с 1923 года, принимали участие автомобили, находящиеся в свободной продаже, и которые можно было (хоть и не часто) встретить на дорогах общего пользования. Но постепенно болиды, выставлявшиеся на старт гонок на выносливость, все меньше стали походить на автомобили для обычных дорог, и в итоге превратились в отдельную породу спортивных машин. Однако иногда на их базе строились и настоящие гражданские
автомобили.
– Nissan R390 GT1 –
Поскольку этот автомобиль строился в 1997 году специально для участия в марафоне Ле-Ман – чтобы побороться в классе GT1 с болидами Mercedes-Benz, Porsche и McLaren, то было выпущено лишь два дорожных
суперкара, ради прохождения омологации в FIA. Вот почему в приоритете у конструкторов была задача лишь чуть-чуть адаптировать машину для дорог общего пользования, а не создавать на ее базе полноценную гражданскую
версию. В итоге, из 650-сильного мотора вычли сотню лошадей, довели уровень вредных выбросов до тогдашних стандартов, ограничили максималку
до 280 километров в час и убрали огромное заднее антикрыло. На этом и ограничились.
О каком-либо комфорте можно было позабыть – в автомобиле не только отсутствовал кондиционер, не было даже возможности опустить боковые окна! Чтобы открыть небольшие багажные отделения требовался не ключ, а отвертка. Музыка в R390 также не была предусмотрена, так как установка аудиосистемы в такую машину абсолютно бессмысленна: у гоночного болида отсутствует шумоизоляция, и даже самый лютый сабвуфер растаял бы в реве восьмицилиндрового мотора с двумя турбинами. Кроме того, водителю и пассажиру желательно было быть ростом ниже среднего, так как сидения не регулировались ни в горизонтальном, ни в вертикальном направлении. И если водитель оказывался выше 175 сантиметров, то он испытывал абсолютный дискомфорт.
Один из выпущенных экземпляров японцы оставили себе на память – автомобиль хранится на складе завода Nissan в городе Дзама. Второй был приобретен неким частным коллекционером приблизительно за 1 миллион долларов и увезен в неизвестном направлении.
Впрочем, в Ле-Мане Nissan R390 GT1 особых успехов не достиг. В 1997 году одна из машин заняла 12-е место в абсолюте, а вторая сошла с дистанции. Правда, годом позже японцы улучшили результаты, заняв 3, 5, 6 и 10 места.
– Mercedes-Benz CLK GTR –
На разработку Mercedes-Benz CLK GTR были потрачены такие баснословные средства, что этот автомобиль может рассчитывать на место в книге рекордов Гинесса
. Некоторые из используемых в автомобиле технологий даже сегодня не встретишь на многих современных суперкарах. CLK GTR был построен на шасси, практически идентичном тому, что использовался Мерседесом
на болиде Формулы-1. У него имелись керамические тормоза, подвески на двойных А-образных рычагах и шестискоростная секвентальная коробка передач, которая управлялась при помощи подрулевых лепестков.
Впрочем, дорожная версия суперкара, появившаяся в 1997 году, получила вполне себе гражданское оснащение. Конструкторам удалось запихнуть в модель кондиционер и шумоизоляцию, установить электростеклоподъемники, аудиосистему, подушки безопасности, ABS и противобуксовочную систему, а интерьер был отделан кожей и алькантарой. Всего было произведено пять автомобилей в кузове родстер и двадцать машин в кузове купе, одну из которых сделали праворульной
по индивидуальному заказу султана Брунея.
В 24 часах Ле-Мана гоночная версия CLK GTR потерпела фиаско. В 1998 году оба автомобиля сошли с дистанции спустя несколько часов из-за проблем с двигателем. Однако в том же году в чемпионате FIA в классе GT1 Mercedes-Benz CLK GTR не имел себе равных, выиграв десять этапов из десяти.
– Schuppan 962CR –
Австралийский гонщик и победитель Ле-Мана 1983 года Верн Шуппан, видимо, решил пойти по стопам своего знаменитого соотечественника Джека Брэбема, который испытывал страсть к автомеханике и даже выигрывал Формулу-1 на болиде собственного производства. В 1994 году Шуппан решил построить суперкар на основе триумфального ле-мановского спортпрототипа Porsche 962. Автомобили, получившие название Schuppan 962CR (индекс CR означал City Racing – городские гонки), собирались вручную, причем сам австралиец принимал в постройке машин непосредственное участие.
Суперкар мог разгоняться до скорости свыше 370 километров в час, что делало его одним из самых быстрых дорожных автомобилей своего времени. И одним из самых дорогих в мире – стоимость суперкара превышала полтора миллиона долларов. Однако в Ле-Мане автомобили так и не поучаствовали.
Всего было выпущено пять (в некоторых источниках – шесть) экземпляров Schuppan 962CR, после чего компания была вынуждена объявить себя банкротом. Из-за астрономической стоимости на два автомобиля так не нашлось покупателей, поэтому они были отданы японским инвесторам в качестве компенсации за долги.
– Koenig C62 –
Компания Koenig Specials, основанная немецким гонщиком Вилли Кенигом в 1974 году, заслужила себе имя благодаря удачным доработкам автомобилей Mercedes-Benz, BMW, Lotus, Jaguar, Lamborghini и особенно Ferrari.
В 1991 году фирма сделала сверхскоростной болид C62 на основе все того же болида Porsche 962. Суперкар прошел стандартные процедуры по приведению его в дорожное состояние
– ему перенастроили подвеску, увеличили клиренс, задушили
двигатель и понизили уровень шума в салоне. Как и в случае с Шуппаном
, Koenig C62 не возымел успеха и в Ле-Мане участия не принял. Возможно именно поэтому нашлось лишь трое желающих выложить за автомобиль более 1 миллиона 200 тысяч долларов.
– Porsche Dauer 962 –
Гораздо лучше доработать 962-ю
получилось у компании Dauer Racing под руководством Йохана Дауэра. Разработчикам удалось сделать так, что автомобиль со 740-сильным мотором, способным разгонять машину до сотни
за 2,6 секунды и достигать скорости в 402 километра в час, был допущен на дороги общего пользования. Не обошлось, конечно, без помощи самой фирмы Porsche, которая помогала соотечественникам решать практически все бумажные
вопросы, так как две компании были в хороших отношениях.
В итоге, в 1993 году дорожный Dauer 962 был показан на Франкфуртском автосалоне. Поскольку цены на автомобиль с такими выдающимися динамическими показателям были относительно доступными – они начинались с отметки в 835 тысяч долларов, – то заказов на него поступило немало.
В 1994 году гоночной команде Porsche удалось выиграть Ле-Ман за рулем Дауэра
, что принесло автомобилю еще большую популярность, а число желающих приобрести гиперкар заметно увеличилось. Хотя фирма Dauer никогда не раскрывала официальные данные о том, сколько суперкаров было реализовано, из доступных источников можно сделать вывод, что клиентов нашли как минимум 13 машин.
– McLaren F1 –
В отличие от многих своих собратьев, легендарный суперкар сразу проектировался как дорожный автомобиль, а его версия для Ле-Мана появилась лишь тремя годами позже – в 1995 году – и сразу же стала победителем соревнования. Причем гоночный вариант претерпел лишь незначительные изменения по сравнению с гражданской
версией.
F1 изначально не имел усилителей руля и тормозов, вспомогательных систем вроде ABS, подушек безопасности и многого другого привычного оборудования. Зато в суперкаре использовались технологии NASA. Например, отсек двигателя и крышка покрыты золотом ради лучшего отведения тепла. Кроме того, в конструкции автомобиля использовались углеволокно, титан, магний и кевлар.
Суперкар, который набирал сотню
за 3,2 секунды и мог разгоняться до скорости 386 километров в час, удерживал титул самого быстрого серийного автомобиля на планете
более десяти лет.
– Porsche 911 GT1 –
Вместо того, чтобы разработать гоночный автомобиль на основе уже существующей модели, немцы решили создать новый болид с нуля
а уж потом сделать его дорожную версию. Такой путь был единственным для Порше
, которая намеревалась успешно конкурировать в Ле-Мане и прочих соревнованиях с McLaren, Ferrari и другими производителями. И немцы не прогадали – в 1998 году модификация 911 GT1-98 принесла команде 16-ю (и последнюю на сегодняшний день) для Porsche победу в Ле-Мане. К слову, этот рекорд остается не побитым и по сегодняшний день.
Дорожный вариант Porsche 911 GT1 под названием Straßenversion (уличная версия
) появился двумя годами ранее знаковой победы. Компания вынуждена была построить такой автомобиль для того, чтобы гоночный прототип был допущен к участию в соревнованиях FIA. От спортивной модификации уличный
вариант отличается несущественно – мощность двигателя снизили с 600 до 544 лошадиных сил, увеличили дорожный просвет, смягчили
подвеску, изменили передаточные отношения в трансмиссии и заменили тормоза.
Несмотря на это, машина с приставкой Straßenversion сохранила отменную динамику. Благодаря снаряженной массе всего в 1150 килограммов суперкар набирал сотню
за 3,9 секунды, а его максималка
составляла 308 километров в час. Интересно, что автомобиль стоимостью около 1 миллиона долларов имел еще и список опций. Скажем, за дополнительную плату можно было установить кондиционер.
– Ford GT40 MK III –
В 1960-е годы Форд
решил принять участие в гонках на выносливость. Чтобы побить болиды Ferrari, которые на тот момент доминировали в Ле-Мане, был построен Ford GT40. Среднемоторное купе с семилитровым двигателем в 1965 году пришло первым к финишу на гонке в Дайтоне, а годом позднее выиграло Ле-Ман. Там GT40 заняли первое, второе и третье места.
В честь этой знаковой победы была создана дорожная версия GT40 MK III, которая вышла тиражом в семь экземпляров. Модель оснастили 4,7-литровым мотором V8, который развивал 310 лошадиных сил. От гоночного варианта его отличали четыре фары головного света вместо двух, а также удлиненная на 20 сантиметров задняя часть – чтобы у машины появилось какое-никакое багажное отделение.
Почти сорок лет спустя, в 2003 году, Форд
выпустил спорткар GT как дань уважения GT40. Технически модель имела мало общего с победителем Ле-Мана, однако визуально практически полностью повторяла дизайн своего знаменитого предка.
– Lister Storm –
Этот британский суперкар не отличился в Ле-Мане – в 1995 году болид сошел с дистанции после сорока кругов из-за поломки коробки переключения передач. Дорожных версий суперкара было построено всего четыре, а до наших дней дожили лишь три из них.
Однако Шторму
все же есть чем похвастаться. На момент своего создания он имел самый большой в мире мотор (семь литров), который устанавливался на дорожные автомобили со времен Второй мировой войны. Кроме того, он долгое время носил титул самого быстрого четырехместного автомобиля на свете
, пока в 2006 году не был сброшен с пьедестала седаном Brabus Rocket – тюнинг-версией Mercedes-Benz CLS. \m