Котопес
Одиннадцать самых интересных трехколесников со всего мираУ легковых автомобилей четыре колеса, у мотоциклов – два. Догма? На самом деле, в мире производилось и производится такое количество трехколесной техники, являющейся то ли автомобилями, то ли мотоциклами, что назвать ее исключением из правил никак нельзя. «Мотор» вспоминает одиннадцать самых интересных авто…, мото… трехколесников, в общем!
В подавляющем большинстве схема «минус колесо» в автомобилестроении связана с непреодолимым желанием инженеров сделать машину дешевле пачки сигарет. Отсюда же «растут ноги» маломощных двигателей, упрощенных трансмиссий, меньшей вместимости, отсутствии комфортабельного интерьера и прочей аскезы.
В мотоциклетном мире, наоборот, конструкция «плюс колесо» обеспечивает лучшую устойчивость – встречаются среди трехколесников очень быстрые, скоростные и великолепно управляемые экземпляры. Появляются и перспективные модели на электротяге. Мы же решили вспомнить самые яркие и самые необычные проекты со всего мира.
[center]– Messerschmitt –[/center]
Трехколесный Messerschmitt – типичное дитя послевоенного времени. По окончании Второй мировой известному немецкому производителю самолетов было запрещено конструировать летательные аппараты, и Вилли Мессершмиту пришлось переквалифицироваться в автопромышленники. Тут очень пригодился опыт авиационного инженера Фрица Фенда (Fritz Fend), который еще в 1948 году на своей фабрике в Розенхайме основал производство крайне дешевого транспортного средства для солдат-инвалидов, которое он назвал собственным именем – Fend Flitzer.
На трехколесные «инвалидки» устанавливались двухтактные двигатели мощностью 2,5 или 4,5 лошадиные силы, изначально использовавшиеся в военных истребителях как стартеры. Машинки оказались популярными, и в 1952 году Фенд обратился к Вилли Мессершмиту, чтобы расширить производство. Так и появился на свет Messerschmitt KR175.
В марте 1953 года был выпущен первый Kabineroller ("мотороллер с кабиной", мотоколяска). Легкий (220 килограммов) трехколесный тандем, где пассажир сидел вслед за водителем, накрывался колпаком-«фонарем» и приводился в движение скромным 173‑кубовым 9‑сильным одноцилиндровым моторчиком, установленным перед единственным задним колесом. В качестве трансмиссии использовалась мотоциклетная четырехступенчатая «секвенталка». Руль у «Мессершмитта» был, как у велосипеда, но на левой рукоятке была предусмотрена вращающаяся ручка газа. Педаль была всего одна: тормоз.
я выбрал вместо рекламы.
Стоил KR175 2100 дойч‑марок. Своих покупателей за два года нашли 19 666 таких машинок. Для сравнения, за «народный» Volkswagen Kafer («Жук») в то время в Германии просили вдвое больше – 4150 марок.
В 1955 году появилась усовершенствованная версия «кабинероллера» – KR200. С более мощным (10 лошадиных сил) двигателем Messerschmitt уже мог разогнаться до 105 километров в час. Расширилась передняя колея, появился дворник с электроприводом и электростартер. Наконец-то «мотоколяску» оснастили задней передачей, а точнее, целыми четырьмя: двигатель попросту научили работать на реверсе, в обратную сторону.
я выбрал вместо рекламы.
До 1956 года, когда с Германии был снят запрет на производство самолетов, компания произвела более 46 тысяч Messerschmitt KR200. Существовали версии в кузове кабриолет, а также спортивная модификация FMR Tg500 ("Tiger"), которая комплектовалась 20‑сильным мотором и развивала скорость до 130 километров в час. Правда, «Тигр» был уже четырехколесным.
[center]– Isetta –[/center]
Увидев слово "Isetta", многие вспомнят послевоенную сверхкомпактную модель BMW с открывающейся как у холодильника дверью спереди. Но мало кто помнит, что в начале 1950-х годов права на это чудо принадлежали итальянцу Ренцо Ривольта (Renzo Rivolta), владельцу мотоциклетной фирмы Iso, который вместе с авиационным инженером Эрменегильдо Прети (Ermenegildo Preti) придумал очень скромный двухместный экономичный автомобиль. Уменьшительный суффикс дал машине-колобку название – Isetta. Но в Италии, в то время плотно «сидевшей» на двухколесной технике, «Изетта» не пошла, и в 1954 году Ренцо продал лицензию фирме BMW.
я выбрал вместо рекламы.
Справедливости ради стоит заметить, что колес у Isetta на самом деле было четыре, но задняя колея была настолько узка, что с некоторых ракурсов автомобиль вполне можно принять за трехколесный. К тому же существовали экспортные версии, действительно с тремя колесами. У «пузыря» не было открывающихся окон (только маленькие форточки), фары и зеркала были неуклюже приделаны по бокам, а за вентиляцию отвечал «тряпочный» люк в крыше. В движение «Изетту» приводил скромный 250‑кубовый одноцилиндровый, но четырехтактный мотор от мотоцикла R25. Он развивал 12 лошадиных сил и разгонял 360‑килограммового «малыша» до 85 километров в час.
Немцы выпускали Isetta без каких-то серьезных доработок (кроме появившейся позже 300‑кубовой модификации) вплоть до 1962 года и продали в итоге около 200 тысяч «карликов». Считается, что именно этому «недоразумению на колесах» баварская фирма обязана своим возрождением после войны.
[center]– Morgan 3 Wheeler –[/center]
Этот вполне современный трехколесник ведет свою историю еще с начала прошлого века. Британец Генри Морган купил себе трицикл De Dion мощностью в восемь лошадиных сил и так проникся идеей трех колес, что основал в 1906 году Morgan Motor Company. Он хотел делать быстрые трициклы, которым было бы под силу взять несколько кубков в гоночных соревнованиях.
Первенцем компании стала модель Runabout. Обрезки стальных труб для рамы, три велосипедных колеса, двухцилиндровый V-образный 7‑сильный моторчик от мотоцикла Peugeot, и вот он – первый Morgan. Правда, получившееся транспортное средство было лишь немного быстроходнее и солиднее, чем детский самокат. Тем не менее, англичане быстро оценили экономичность аппарата и мотоциклетный налог, которым облагался Runabout, а некоторые даже умудрялись участвовать на нем в гонках.
Затем был трехколесный Aero – уже с большим намеком на скорость и спортивность. Потом – Aero Sports и знаменитая F-серия, выпускавшаяся вплоть до 1952 года. По сути своей они мало отличались друг от друга: все трехколесные, все легкие, все быстрые и все... странные.
В прошлом году компания Morgan решила возродить свои трехколесные традиции. Модель назвали просто – 3 Wheeler, «трехколесник». Пропустив почти 60 лет автомобильной истории, Morgan 3 Wheeler все так же собирается на трубчатом каркасе, правда, уже из дюралюминия. Из этого же легкого металла выполнены и панели кузова. Еще один привет из наших дней – заднее колесо от автомобиля. В остальном это все тот же старый-добрый Runabout, просто усовершенствованный.
я выбрал вместо рекламы.
На 3 Wheeler устанавливается 1,8‑литровый мотор V-Twin X-Wedge от компании S&S (Smith & Smith) из американского штата Висконсин, занимающейся тюнингом двигателей Harley Davidson, который развивает 136 лошадиных сил. При снаряженной массе в полтонны этот двухместный полуавтомобиль-полумотоцикл разгонятся до 100 километров в час всего за 4,5 секунды! А представляете себе, каково нестись на этом «корытце» с максимальной скоростью в 185 километров в час?
[center]– Oskar - Velorex –[/center]
Чешский трехколесник Velorex выпускался с мотором от популярного в СССР мотоцикла «Ява»: двухтактным, двухцилиндровым, бензиновым, объемом в 344 «кубика» и с воздушным охлаждением. Правда, в 1950 году, когда братья Странские только-только запустили в бедной послевоенной Чехословакии производство дешевых трехколесников OSKAR, двигатель у них был всего лишь 250-кубовым. Кстати, OSKAR - образование от двух чешских слов: osa (ось) и kara (тележка).
«Оскар» превратился в «Велорекс» в конце пятидесятых. Все это время трицикл с пространственной, обтянутой дермантином (!) рамой, постоянно совершенствовался – если подобного рода механизм вообще может совершенствоваться. Со временем появился и двигатель Jawa 350, и улучшенная подвеска, но только в 1960-х Velorex получил электростартер и гидравлическое сцепление.
В ЧССР на Velorex в основном ездили инвалиды (и ездили довольно быстро: «максималка» составляла 85 километров в час!). Они могли либо получить автомобиль бесплатно, либо с существенной скидкой. А через четыре года можно было поменять свой «Велорекс» на новый.
Чешские трехколесники производились вплоть до 1971 года. Всего было выпущено около 15 тысяч таких мотоколясок, основную часть из которых (около 12 тысяч штук) составили именно Velorex с двигателем от «Явы-350».
[center]– Snyder ST600-C –[/center]
Американская компания Snyder Vehicles выпускает трехколесные автомобили в наши дни – для особенно экономичных американцев. Представители фирмы заявляют, что их модель ST-600C способна доехать от Майами до Нью-Йорка, израсходовав лишь 70 литров бензина. Это означает, что 15‑литрового бака хватит километров на 400! Неудивительно – ведь моторчик-то всего двухцилиндровый, 600-кубовый, мощностью 34 лошадиные силы.
я выбрал вместо рекламы.
Экономично? Факт! При этом в Snyder есть четыре полноценных посадочных места (это единственный четырехместный трехколесник в нашем обзоре), четыре же ступени в коробке передач, аудиосистема с разъемом USB, багажник, «дворники» с омывателем, полноразмерная (12 дюймов) запаска, подсветка салона и даже люк в крыше. Возможна также отделка кожей или деревом. При длине меньше трех метров – очень неплохо! В США за три колеса от Snyder просят около восьми тысяч долларов.
[center]– Carver One –[/center]
После «инвалидок» и полуавтомобилей для скопидомов наконец-то можно рассказать о трехколеснике, у которого совсем другие цели. Главная из них – это удовольствие!
Голландцы постоянно доказывают свою неординарность всему миру. Приятно, что происходит это не только в живописи или прокуренных кофе-шопах, но и в автомобилестроении. Хотя можно ли творение компании Carver Europe (или Vandenbrink) назвать автомобилем – большой вопрос. Скорее, это смесь спортивного байка и автомобиля.
За два года – с 2007 по 2009 год – Carver One был выпущен тиражом всего в 24 штуки. Этот трехколесный гибрид мотоцикла и машины в поворотах для большей устойчивости способен наклонять кузов вбок на угол до 45 градусов. Скорость наклона – 85 градусов в секунду, то есть для полной «перекладки» с левого на правый борт требуется чуть больше секунды. Все эти хитрости стали возможны благодаря уникальной гидравлической системе DVC (Dynamic Vehicle Control).
я выбрал вместо рекламы.
Четырехцилиндровый 660-кубовый турбодвигатель развивает немалые для 640‑килограммового «Карвера» 65 лошадиных сил, что позволяет аппарату брать «сотню» за восемь секунд и разгоняться до 185 километров в час, расходуя всего около шести литров топлива на 100 километров. Спереди установлена мотоциклетная покрышка, но чуть более широкая, чем обычно - 140/70R17. Задние колеса похожи на автомобильные и «обуты» в низкопрофильные шины - 195/45R15.
В 2010 году все права на производство Carver One были проданы калифорнийской компании Persu, которая планировала возродить «Карвер» к 2012 году и продавать его по цене 25 тысяч долларов. Но пока тишина.
[center]– Campagna T-Rex –[/center]
Еще один генератор адреналина – на сей раз от канадцев из Квебека. Campagna T-Rex – самый быстрый трайк в нашем обзоре. Шутка ли, почти 200 лошадиных сил мотоциклетного мотора Kawasaki за спиной и всего 410 килограммов снаряженной массы. Разгон до «сотни» занимает всего четыре секунды, а максимальная скорость – 230 километров в час.
я выбрал вместо рекламы.
У «Ти-Рекса» пространственная трубчатая рама. Передняя подвеска автомобильная – на треугольных рычагах, а задняя – «консоль» от мотоцикла. Есть два посадочных места, привычный руль и даже рычаг переключения передач. Правда, шестиступенчатая секвентальная коробка – тоже от байка.
Лежачая посадка и открытый кокпит (лобовое стекло продается за доплату) очень располагают к быстрой езде. Говорят, T-Rex очень легко срывается в пробуксовку ведущего колеса на первых трех передачах, но при этом он обладает просто феноменальной стабильностью и устойчивостью в поворотах, выдерживая боковое ускорение в 1,3 g. Не каждый суперкар способен на такое!
[center]– KTM E3W –[/center]
В Австрии, в недрах мотоциклетной фирмы KTM, которая в автомобильном мире известна своим ультимативным открытым спорт-каром X-Bow, в 2011 году придумали двухместный электрокар E3W.
Оберегать окружающую среду призван 20-сильный электромотор, который питается от литий-ионных аккумуляторов. Видимо, австрийские специалисты знают какие-то секреты, потому что характеристики трицикла чересчур хороши: на одной подзарядке E3W способен преодолеть 100 километров. И это при том, что весит KTM около 500 килограммов, а максимальная скорость составляет целых 140 километров в час.
Самобытную внешность KTM E3W придумали в студии промышленного дизайна Kiska. Там же выполнили ряд деталей из углепластика. Австрийцы обещают представить электро-трехколесник в 2013 году. Пока же собрано несколько прототипов.
[center]– Icona E3WM Electric 3 Wheel Mobile –[/center]
Всем хорош для города скутер, кроме двух моментов: он неустойчив и открыт всем ветрам. Решить обе проблемы взялась китайская студия Icona Design из Шанхая, представив в 2011 году концепт трехколесного скутера на электротяге - Icona E3WM (название расшифровывается как Electric 3 Wheel Mobile).
Зарядка аккумуляторов, питающих 75-сильный электродвигатель, занимает от 4 до 6 часов, если заряжать от обычной «розетки», а заряда хватает на 150 километров хода. При этом Icona разгоняется до 150 километров в час, выходит на вторую «сотню» всего за пять секунд, а благодаря механизму наклона очень устойчива в поворотах. Боковых дверей не предусмотрено, но подобие крыши все же есть: колпак защитит от солнца и непогоды.
Итак, проблема неустойчивости решена с помощью третьего колеса. Дождь не страшен – есть хоть какая-то крыша. Комфортабельность для двоих – на порядок выше, чем на скутере. Бензина не надо вообще. Одна беда – по маневренности трехколесник все же проигрывает мопеду.
Мы не могли не упомянуть в нашем обзоре трехколесники из России, а точнее из СССР. Мы умышленно не стали рассказывать о сверхпопулярном «Муравье», который выпускался на «Туламашзаводе» с 1959 по 1995 год, а решили вспомнить о двух других, менее известных трициклах из СССР.
[center]– СМЗ С-1Л –[/center]
"Где этот чертов инвалид?" Эту фразу из кинофильма «Операция Ы и другие приключения Шурика», конечно, помнят все. А еще можно вспомнить и сам момент, когда «инвалид» Моргунов вместе с Вициным и Никулиным руками разворачивают четырехколесную мотоколяску СМЗ С-3А, потому что заднего хода у нее попросту нет.
Киношный автомобиль – наследник страшненького "трехколесника" СМЗ С-1Л, который выпускался на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1952 по 1956 год. На СМЗ С-1Л устанавливали одноцилиндровый мотоциклетный двухтактный двигатель Москва-М1А объемом 123 кубических сантиметра мощностью четыре лошадиные силы (модификация С-3Л оснащалась восьмисильным мотором ИЖ-49 объемом 493 «кубика»).
Передних тормозов у СМЗ не было, а задние были барабанными. О каком-то комфорте, внутренней отделке или удобстве говорить не приходилось. Несмотря на это, было изготовлено 19128 мотоколясок С-1Л.
[center]– ОКТА –[/center]
Автомобиль ОКТА, помимо своей «трехколесности», знаменит еще и тем, что считается первым самодельным автомобилем в СССР. К сожалению, до наших дней дожила всего одна фотография и сохранилось очень мало информации. Известно лишь, что ОКТА («Опытная конструкция трехколесного автомобиля») была построена в 1933 году в городе Новочеркасск Ростовской области. Трехколесник оснащался одноцилиндровым 496‑кубовым мотором, который выдавал четыре лошадиные силы.
Куда делся этот единственный экземпляр – неизвестно. Зато сохранилась информация, что масса автомобиля составляла всего 236 килограммов. Исторические источники сообщают о двухместном кузове, но по фотографии понять, где находилось второе место, весьма трудно.
[center]– САМЫЕ-САМЫЕ –[/center]
[center]Еще пять необычных трехколесников,
не попавших в основной обзор[/center]
Самый-самый первый
Леонардо да Винчи за свою жизнь сделал огромное количество «бытовых» изобретений (сверло, подъемный кран, механический одометр, гигрометр, вентилятор, прожектор), которые мы до сих пор используем в повседневной жизни. Предписывают Леонардо и изобретение… автомобиля. А точнее, самодвижущейся повозки, которая как раз и была трехколесной (формально, было еще маленькое четвертое поворотное колесо). Она приводилась в движение заводным пружинным механизмом, как часы. Задние колеса были независимы друг от друга и вращались с помощью сложной системы шестеренок. Идея родилась у да Винчи в далеком 1478 году.
Самый первый
«Трицикл» да Винчи напоминает современный автомобиль, конечно, весьма условно. Настоящим прародителем машин все же принято считать Benz Patent-Motorwagen, созданный Карлом Бенцем на закате XIX века, в 1886 году. Одноцилиндровый ДВС развивал от 2/3 до 2 лошадиных сил, что позволяло «Моторвагену» разгонятся до сумасшедшей скорости – 10 километров в час. Ну и, конечно, колес у первого автомобиля было всего три.
Самый долгоживущий
я выбрал вместо рекламы.
Компания-долгожитель на рынке «трехколесников» – Reliant из Великобритании – образовалась еще в 1935 году на обломках небольшой компании Raleigh, прекратившей выпуск своей трехколесной модели Safety Seven. Выпуск «автомобилей неклассической компоновки» Reliant продолжала вплоть до 2001 года, когда в свет вышел последний Reliant Robin, выпускавшийся с незначительными перерывами и переделками с 1973 года. Трехколесный Reliant оснащался 850-кубовым 4-цилиндровым мотором (мощностью до 40 лошадиных сил), который позволял этой чудо-технике разгоняться до 135 километров в час, а также набирать сотню на спидометре за 16 секунд. Помимо «Робина» британцы также выпускали модели Regal и Rialto. Познакомиться поближе с "Робином" можно вот в этом сюжете телешоу Top Gear.
Самый быстрый
TriVette придумал сумасшедший парень из Калифорнии – Боб Кейс. TriVette первого поколения, выпущенный компанией Vigillante из Калифорнии еще в 1973 году, уже имел явную ориентацию на скорость. Неплохой мотор (850-кубовый, от «Фиата») и масса всего около 500 килограммов позволяли «Тривет» ездить довольно быстро. Но еще быстрее стал TriVette после того, как получил 220-сильным турбомотор: он разгонялся до 100 километров в час за 3,5 секунды.
Самый же быстрый TriVette Two (на фото выше), оснащенный 5,7‑литровым 700-сильным V8 от Chevrolet, появился в 1993 году. Он разменивает «вторую» сотню менее, чем за три секунды, и способен разогнаться почти до 330 километров в час. Теоретически, TriVette способен держать боковое ускорение в 3,27 g. Жаль, что шины этого позволить не могут.
Самый маленький
я выбрал вместо рекламы.
Peel P-50 по праву считается самым маленьким автомобилем. Одна дверь, одно место, одна фара. Удивительно, что колес у него при этом три.
По сути, это даже не автомобиль, а мотоколяска производства Peel Engineering Company из Англии. Ее размеры таковы, что машину можно поставить дома на сервант: длина – 1340 миллиметров, ширина – 990 миллиметров. Высота – 1200 миллиметров. Задней передачи нет, что, впрочем, при весе в 59 килограммов не играет никакой роли: развернуть ее руками сможет даже ребенок. Двигатель – 50 «кубов» от мопеда (4,2 лошадиные силы), «максималка» – 61 километр в час. Стоил Peel P-50 всего 199 фунтов-стерлингов.