Опубликовано 24 июня 2022, 07:45
9 мин.

20 лет бунтарю Infiniti FX

Пока о его внешности говорили «Viper объелся пончиков», он ставил на место BMW X5
На рубеже веков рынок роскошных паркетников активно расширялся. Культовый X5 на десятилетия застолбил территорию за BMW. Acura сорвала покрывало с модели MDX. Porsche готовила сенсационный и жизненно необходимый Cayenne. Lexus собрал вокруг себя новую аудиторию благодаря RX. Все они нащупывали баланс между легковушками и техникой повышенной проходимости, предлагали высокий уровень комфорта и хорошие ездовые свойства. Знаменитому Infiniti FX, главному антагонисту «икс-пятого», удалось нечто большее: в его лице покупатели получили коктейль из паркетника и спорткара.
20 лет бунтарю Infiniti FX
© infiniti, Вячеслав Крылов

Если бы неплохо известный в России FX второго поколения был представителем животного мира, то заслуживал бы парадоксальное название «бульдожий кальмар» или что-то в этом роде. Ведь есть морские свинки и тигровые акулы, а некоторые разновидности шмелей вообще признаны калифорнийским судом… рыбами, чтобы на них распространился закон о защите исчезающих видов. Насекомых на удочку не ловить. Ну вы поняли.

Infiniti FX45 Concept, 2001 год

Infiniti FX45 Concept, 2001 год

Впрочем, кроссовер не всегда был бульдожьим кальмаром. Поначалу выглядел ледяной глыбой. На Детройтском мотор-шоу 2001 года компания показала концепт FX45 — граненый, с купеобразным силуэтом, откидным бортом багажника, выдвижной погрузочной площадкой, автоматически затемняющейся прозрачной крышей и 300-сильным V8 объемом 4,5 литра от седана Infiniti Q45.

Infiniti FX45 Concept, 2002 год

Infiniti FX45 Concept, 2002 год

Год спустя на NAIAS-2002 дебютировал полностью переработанный предсерийный шоу-кар. В тот момент по всей планете тихо заплакали бээмвэшники. Мачо-X5 утратил звание самого лихого в сегменте. «Эф-икс» смотрелся так, словно дизайнеров консультировали парни из AC/DC. Экстерьер наглый и бескомпромиссный, насколько это вообще совместимо с нормами морали!

Infiniti FX45 Concept

Infiniti FX45 Concept

До его появления художники европейских и японских марок пытались натянуть фирменную маску на многофункциональный кузов, как, например, в случае с «Кайеном». Infiniti нарушила негласное правило — создала автомобиль без оглядки на все свои прежние творения. FX сам творил историю и формировал новые корпоративные каноны стилистики.

Infiniti FX45

Infiniti FX45

А знаете, кем и чем вдохновлялся Хидео Комуро, автор оригинального FX? Никогда не догадаетесь! Как вспоминал впоследствии старший директор глобального дизайна Infiniti Таисуке Накамура, японским архитектором Сиро Кураматой: «Его работы очень простые и минималистичные. Точно так же есть что-то очень честное в функциональности и той философии, которую исповедует облик FX».

Infiniti FX — едва ли не первый кроссовер с низкой куполообразной крышей. За неё он получил в России одно из своих прозвищ: черепаха. Правда оно не прижилось: как можно называть черепахой нечто настолько быстрое для своих размеров...

Infiniti FX — едва ли не первый кроссовер с низкой куполообразной крышей. За неё он получил в России одно из своих прозвищ: черепаха. Правда оно не прижилось: как можно называть черепахой нечто настолько быстрое для своих размеров...

Производство началось осенью 2002-го. Начальный FX35 довольствовался 3,5-литровой атмосферной «шестеркой» VQ35DE (284 л.с. и 366 Нм), задним или полным приводом. Старший V8 VK45DE у безальтернативно полноприводного FX45 — это знакомый по сухопутной яхте Infiniti Q45 силач с титановыми клапанами, фазовращателями и впускным трактом переменной длины.

Отдача немного урезана: до 319 л.с. и 446 Нм против 345 л.с. и 451 Нм у «кушки». Хотя, конечно, этого вполне достаточно для прыжка до сотни в пределах 6,5 секунд, на уровне 342-сильного BMW X5 4.6iS. Ну а более скромный немецкий паркетник с мотором «четыре и четыре» глотал пыль и созерцал жерла выпускных патрубков оппонента.

20 лет бунтарю Infiniti FX

Трансмиссией «Финикам» служил пятиступенчатый автомат и фирменная ниссановская система полного привода ATTESA E-TS (Advanced Total Traction Engineering System for All Electronic Torque Split) с муфтой отбора тяги на переднюю ось и возможностью транслировать тягу в пропорции от 0:100 до 50:50. Поэтому FX технически куда ближе к суперкару Skyline R34 GT-R, чем к своему не менее яркому ровеснику Nissan Murano.

20 лет бунтарю Infiniti FX

Цифры, цифры… Но за ними водительские эмоции, которыми щедро одаривало и начальное исполнение. Американский журнал Car and Driver очень точно высказался о нем: «Infiniti FX35 показывает, как далеко зашло популярное в наши дни понятие «кроссовер». Toyota RAV4 или Honda Pilot являются типичными представителями. Они разработаны на легковых платформах, лишены раздаточной коробки с пониженной передачей и прочности внедорожников ралли «Париж-Дакар», но при этом смахивают на «джипы».

20 лет бунтарю Infiniti FX

А вот FX выглядит мускулистым крепышом в духе Dodge Viper, а не трактором Caterpillar с квадратными «плечами». Оформление салона стильное и изящное. А еще у этого FX35 нет полного привода. Он направляет все свои 284 лошадиных сил на задние колеса...»

В теплых южных штатах мотору, наверное, ни к чему крутить все четыре движителя. Главное, даже в таком, пардон, кастрированном форм-факторе Infiniti — приносящая удовольствие задиристая штуковина.

20 лет бунтарю Infiniti FX

Снова процитируем коллег из Car and Driver. На сей раз речь о топ-модификации: «BMW X5 доказал, что существует рынок внедорожников, которые в большей степени софкусированы на дорогах с твердым покрытием, нежели на проходимости. Мы оценили сочетание запаса внутреннего пространства, обзорности и отзывчивости на управляющие действия. Теперь Infiniti выводит концепцию на новый уровень со своим новым FX45. Он является заменой обычному QX4 и воплощает идею успешного скрещивания внедорожника со спортивным автомобилем».

Nissan 350Z

Nissan 350Z

Про спорткар упомянули не для красного словца. «Финик» построен на платформе FM с продольной компоновкой силового агрегата. Она же легла в основу линейки 350Z/Nissan Fairlady Z и G/Nissan Skyline. Спереди стойки МакФерсон, сзади многорычажка и много-много алюминия. Шины Goodyear Eagle RS-A 265/50 R20 в первичной комплектации позволяли могучему «сорок пятому» держаться за асфальт бульдожьей хваткой и развивать боковые перегрузки в 0,87 g.

Штатные 20-дюймовые колеса — новое слово в дизайне и дерзкий ход для начала двутысячных

Штатные 20-дюймовые колеса — новое слово в дизайне и дерзкий ход для начала двутысячных

Низкая посадка, богатая отделка кожей и алюминием, достаточно узкое боковое остекление, пухлый кузов и боевой темперамент создавали у водителя иллюзию управления спортивным купе. Увы, иногда в ассоциативную цепочку встраивались не самые приятные звенья. Как отмечали американцы, жесткая подвеска подробно повторяла профиль городских улиц. Лишь на гладких шоссе шасси позволяло облегченно выдохнуть.

20 лет бунтарю Infiniti FX

Дискомфорт компенсируют достойные ездовые свойства: «Благодаря жестким пружинам, тугим амортизаторам и толстым стабилизаторам поперечной устойчивости FX45 с исключительной точностью ведет себя на извилистой дороге. Крены кузова минимальны, рулевое управление превосходно, а общий баланс управляемости на удивление нейтрален, когда вы действительно начинаете раздвигать его границы».

20 лет бунтарю Infiniti FX

На заре нулевых рынок США получил рафинированную модель с хорошими манерами. Жаль, ее оценили не сказать, что многие. Больше всего «эф-иксов» — 30 964 экземпляр — продано в 2004 году. После этого сбыт неуклонно катился вниз. Для сравнения, американский спрос на BMW X5 в те времена, как правило, находился в районе 40-тысячной отметки и, кстати, был далеко от своего пика. А комфортабельный, но не такой задорный Lexus RX расходился втрое превосходящими тиражами.

20 лет бунтарю Infiniti FX

Не помог ни рестайлинг 2006 года с умеренными внешними изменениями и расширением перечня оборудования, ни запуск следующей итерации на Женевской выставке 2008 и выход на европейские рынки. Вот так и рождаются непризнанные гении! Кроссовер сохранил узнаваемый силуэт, но преобразился. Деталировка еще более гипертрофированная и агрессивная: передние крылья и края капота раздуты, бока перекачаны, а по краям от широченной радиаторной решетки примостились прищуренные глазки. Немецкие соперники FX — это боевые механизмы. Сам он — живое хищное создание. Скользящий в транспортном потоке кальмар. Или все-таки скат?…

Infiniti FX37S. Позже, при обновлении второе поколение FX получило индекс QX70

Infiniti FX37S. Позже, при обновлении второе поколение FX получило индекс QX70

При смене поколений колесная база выросла с 2850 мм до 2885 мм, увеличив запас пространства в салоне. Багажник, правда, куцый, но этот грешок искупается характером. Веселый и высокооборотный двигатель с красной зоной тахометра от 7500 об/мин на втором FX35 сохранил объем «три и пять», но, как поговаривают, переработан более чем на 80% и подчеркивает свою особенность индексом VQ35HR (High Revolution). По динамике шестицилиндровый кроссовер с выросшей до 307 л.с. при 6800 об/мин отдачей и первым в истории марки семиступенчатым «автоматом» приблизился к старому FX45.

Infiniti FX37S

Infiniti FX37S

Практически одновременно дебютировал FX37 в европейской спецификации с 325-сильным VQ37VHR объемом 3,7 литра и спринтом за 5,8 секунды. Моё знакомство с версией FX37 S (21-дюймовые колесные диски, электронноуправляемые амортизаторы, спортивные кресла) состоялось более десяти лет назад на Дмитровском полигоне и его окрестностях. Не автомобиль, а источник радости, дофамина и магии! Знакомые подмосковные дороги, надоедливые светофоры… Но солнце светит ярче, врывающиеся в салон запахи травы и цветов насыщеннее. И душа поет! Мгновения счастья от взаимодействия с эмоциональной машиной, которая сливается с человеческой плотью во всемогущий кибернетический организм. Ах, это плотное шасси и классно настроенный силовой агрегат, вы навсегда в моем сердце!

Щепотку перца в гамму впечатлений добавляет вид через лобовое стекло: в нем маячат широченные крылья а-ля Dodge Viper. Кстати, это не случайная аналогия — у второго «эф-икса» коэффициент аэродинамического сопротивления снижен с 0.37 до 0.35. Прямо как у раннего купе GTS из девяностых!

Infiniti FX30dS

Infiniti FX30dS

Кроме FX37 компания предложила прижимистым европейцам и отечественным пользователям FX30d с 3,0-литровой турбодизельной «шестеркой» V9X (240 л.с. и 550 Нм). Но в плане мирских страстей наиболее интересен FX50. В первую очередь, новым V8 VK50VE объемом 5,0 литров. Почти четыреста лошадиных сил и полтысячи Ньютон-метров — серьезная заявка безо всяких скидок на эпоху и уровень развития технологий.

Infiniti FX50

Infiniti FX50

Американские журналисты пришли в трепет от разгона до 100 км/ч за пять секунд, но критиковали зубодробительный ход и богатырский аппетит, попутно признавая, что младшая модификация приятнее будет. Руль полегче, подвеска справляется лучше и в целом ощущения более легковые. Хотя надо отдать должное платформе FM с ее близкой к половинчатой развесовкой вне зависимости от вариации: 53:47 у полноприводного FX35 и 54:46 у «пятидесятого». К слову, у последнего кроме злющего мотора имеется достаточный арсенал чтобы не дать заскучать водителю, начиная холодком магниевых подрулевых переключателей-лепестков и заканчивая полноуправляемым шасси в составе Sport Package.

Infiniti QX70S 5.0. Длинный капот с массивными наплывами по бокам при взгляде с водительского места создавал удивительные ассоциации: мерещился то Porsche 911, то... Mercedes 300 SL.

Infiniti QX70S 5.0. Длинный капот с массивными наплывами по бокам при взгляде с водительского места создавал удивительные ассоциации: мерещился то Porsche 911, то... Mercedes 300 SL.

Весной 2013 года имя кануло в лету. Производитель поменял номенклатуру названий — с тех пор все они начинаются с литеры Q, а в случае с кроссоверами к ней добавляется X. Поначалу царила путаница и неразбериха, но постепенно все привыкли, поняли и простили. «Эф-икс» превратился в QX70, но остался верен себе. Почти. После 2014-го прекратился выпуск версии с 5,0-литровой «восьмеркой». Палитра сжалась до машин с турбодизелем и бензиновым «три и семь».

Мечта всех поклонников кроссовера — редкий FX Vettel Edition. Более десяти лет назад немецкий гонщик Себастьян Феттель, который тогда выступал за формульную команду Infiniti Red Bull Racing, решил сделать из своего «корпоративного» Infiniti FX50 S Premium нечто уникальное. Его задумка воплотилась в концепте 2011 года. На Женевском мотор-шоу 2012 года анонсировали серийную версию, идентичную экспериментальной на 95 процентов.

Доработки машины «от Феттеля» комплексные. Дизайнер Широ Накамура вдохновлялся обликом болида Red Bull Racing RB8 и постарался уподобить ему FX с помощью видоизмененного переднего и заднего бампера, накладок на пороги и заднего спойлера. Получилось красиво и функционально: прижимная сила выросла на 30 процентов, а коэффициент аэродинамического сопротивления снижен на 5 процентов. Спортивная выпускная система повысила отдачу мотора V8 до 420 л.с. и 520 Нм. Разгон до 100 км/ч занимал 5,6 секунды. Подвеску модифицировали спортивными пружинами.

Внутри, как несложно догадаться, почти вся отделка выполнена из углеволокна, сиденья обиты алькантарой. Всего выпущено 150 экземпляров, из которых полсотни — для российского рынка.

В 2017 году Infiniti сошел со сцены, так и не получив наследника. Петролхеды взгрустнули, но, похоже, отряд не заметил потери бойца. Бунтарский FX на первом этапе поддержал рыночную статистику марки и привлек новых поклонников под ее знамена. Но на момент завершения карьеры он уступал громадному QX80 (до ребрендинга — QX56) по продажам с более чем двукратной разницей. Драйверскому характеру и тесноватому салону покупатели предпочли полноразмерник с интерьером-дворцом.

Infiniti QX55

Infiniti QX55

Лишь в 2020-м Infiniti сподобилась на купеобразный QX55 в качестве идеологического преемника. Правда, на плюс-минус похожем силуэте все и заканчивается. Более скромные размеры, переднеприводная платформа и поперечно расположенная 2,0-литровая «турбочетверка» KR20DDET с переменной степенью сжатия разрывают любые родственные связи.

Infiniti QX55

Infiniti QX55

Второе рождение FX кажется маловероятным. Очень уж сильны позиции европейского премиума в среднеразмерном сегменте. Зато в наличии пока еще отнюдь не растерявшая силу подержанная техника. Спасибо тебе, бульдожий кальмар, за чудесные мгновения! Надеюсь, еще свидимся.