Неизвестные факты о рождении Нивы
Комбайн Нива, фальшивые логотипы, варианты дизайна, крокодилы и Чебурашка/imgs/2022/10/31/08/5647669/5d2d49ddfe3aeb698c70eb13163f1af576665a2c.jpg)
Нива-крокодил
Из-за недостатка опыта по созданию собственных кузовов первые прототипы для испытания агрегатов Нивы были сделаны наспех по упрощенной схеме. Экспериментальные автомобили были открытыми, с брезентовым верхом и без какой-либо защиты от переворота — испытатели сами наварили сверху дуги безопасности
/imgs/2022/10/31/08/5647686/74da6b3862f03d3f3af6eb4f94421bc4f968a123.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647687/7fed910837e00ef206f33485a5e3b65b6f7d0ba6.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647688/4736526e92a8560cd00be91a0582edd4933e9682.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647686/74da6b3862f03d3f3af6eb4f94421bc4f968a123.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647687/7fed910837e00ef206f33485a5e3b65b6f7d0ba6.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647688/4736526e92a8560cd00be91a0582edd4933e9682.jpg)
Из-за зеленого цвета кузова одного из прототипов их прозвали «крокодилами» — примерно в этот же период времени на советские экраны вышел тот самый мультфильм про крокодила Гену.
Фальшивые логотипы
Чтобы избежать лишних вопросов, на ранних прототипах Нивы использовались вымышленные логотипы и названия моделей. Так на «крокодилы» по просьбе испытателей были выточены таблички Formika, что по-латински переводилось как муравей, а спереди на их решетки радиатора вешался фальшивый логотип в виде креста.
/imgs/2022/10/31/08/5647691/a7a533e26f73525adf90d8494d6d8ccb78c32672.jpg)
Более поздние прототипы украшали логотипами с буквой «F» на решетке радиатора, а на боковинах внедорожника и багажнике были надписи латиницей Free way — вполне в духе последующих экспортных названий Нивы на Западе.
Не узнаю вас в гриме
После «крокодилов» первые экспериментальные Нивы получили куда более привычные на вид кузова, которые постоянно дорабатывались. Какие-то части разрушались на бездорожье — у инженеров АвтоВАЗ просто не было опыта самостоятельного создания оригинального несущего кузова, а сотрудничество с Fiat уже подходило к концу.
/imgs/2022/10/31/08/5647714/cdf965a1b2b5220c046acef03e649863567eb5b5.jpg)
Запроси завод лицензию на внедорожник у итальянцев, те могли бы предложить только аппенинский «Гелендваген» — архаичный, военный Fiat Campagnola. Впрочем, глядя сколько времени производится G-Wagen, Campagnola легко представить в шоу-румах Lada и сейчас. Кстати, разница в возрасте «Гелендвагена» и Нивы составляет всего два года и советская машина на первых порах была не только комфортнее, но и, судя по продажам, популярнее.
/imgs/2022/10/31/08/5647723/4aac9f957e4a48c97f4de30c8245de2c803409fc.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647722/3dd94463443ace90a9c0766380ebd0a465889378.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647724/2e64aa5513003ef34cd693f08e19097215a559bb.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647728/d8b293da274c7e6ccdc6211087288b70f0db5e2d.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647723/4aac9f957e4a48c97f4de30c8245de2c803409fc.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647722/3dd94463443ace90a9c0766380ebd0a465889378.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647724/2e64aa5513003ef34cd693f08e19097215a559bb.jpg)
/imgs/2022/10/31/08/5647728/d8b293da274c7e6ccdc6211087288b70f0db5e2d.jpg)
Первые версии будущего серийного кузова имели округлые формы передка и круглые задние фонари. Более поздние тестовые экземпляры выглядели более знакомо, но все равно отличались характерными круглыми лампочками в «бровях» над решеткой радиатора и задними фонарями от ВАЗ-2103, которые были дополнены отдельными круглыми фонарями заднего хода.
/imgs/2022/10/31/08/5647733/66e502d0a28a2e97945b12f4c75ba74172cd450b.jpg)
К моменту запуска внедорожника в производство на конвейер уже встала «новая» модель ВАЗ-2106, где лампочки заднего хода были интегрированы в фонарь, и их удачно позаимствовали и для Нивы — они продержались на производстве следующие 16 лет.
Крокодил Нива и «Чебурашка»
Одновременно с прототипами Нивы на АвтоВАЗе проходил испытания другой проект, который еще раньше «крокодилов» нарекли «Чебурашкой». На этой машине ставили эксперименты по созданию первой советской переднеприводной малолитражки.
/imgs/2022/10/31/09/5647739/c300c4ac9f3f32a02f1bc86edbb146e4bdfa6140.jpg)
/imgs/2022/10/31/09/5647740/5d4c79aebf8fb2671e12839610e370265b5422cc.jpg)
/imgs/2022/10/31/09/5647741/70bcbb59514e54e0d5cc4b1f508a83c806349744.jpg)
/imgs/2022/10/31/09/5647739/c300c4ac9f3f32a02f1bc86edbb146e4bdfa6140.jpg)
/imgs/2022/10/31/09/5647740/5d4c79aebf8fb2671e12839610e370265b5422cc.jpg)
/imgs/2022/10/31/09/5647741/70bcbb59514e54e0d5cc4b1f508a83c806349744.jpg)
«Чебурашка» имел внутризаводской индекс Э1101, где буква «Э» означала экспериментальную разработку, но его судьба сложилась не так удачно.
/imgs/2022/10/31/09/5647749/ebdc9cf81c059a76319c59ed622a99a85cade1a8.jpg)
/imgs/2022/10/31/09/5647748/320dd4da47c952e28b7edcc8f47152a50b522c3f.jpg)
/imgs/2022/10/31/09/5647749/ebdc9cf81c059a76319c59ed622a99a85cade1a8.jpg)
/imgs/2022/10/31/09/5647748/320dd4da47c952e28b7edcc8f47152a50b522c3f.jpg)
Нас же больше интересует вторая версия «Чебурашки» ВАЗ-2Э1101, дизайн которой оказал большое влияние на Ниву. В итоге этот проект малолитражки так и не пошел в серию, но оказал большое влияние и на создание моделей ВАЗ-2121, и ВАЗ-2108 и даже запорожской «Таврии».
Дизайн Нивы
Экстерьер Нивы, пожалуй, стал самым оригинальным и запоминающимся в истории советского автомобильного дизайна.
/imgs/2022/10/31/09/5647754/253eeac40016849888a9c9b59b8da1948eb77d10.jpg)
Во всяком случае, другие красивые советские автомобили, как, например, ГАЗ-21 «Волга», были нарисованы под большим влиянием западных автомобилей, а вот ВАЗ-2121 был очень самобытен.
/imgs/2022/10/31/09/5647757/ba1fc83171e66a3478d33c5a15c6b64b7558d285.jpg)
Автором экстерьера внедорожника был Валерий Павлович Семушкин, но немногие знают, что Семушкин отвечал и за внешность и Chevrolet Niva, и даже УАЗ Симбир — АвтоВАЗ тогда помогал ульяновцам в запуске новой модели.
/imgs/2022/10/31/09/5647760/8c4c1d560c9f97fb118d8a07c6047d08311da20a.jpg)
Что касается ведущего конструктора Нивы, Петра Михайловича Прусова, то он после работы над внедорожником участвовал в создании «Оки», а также семейства ВАЗ-2110, Chevrolet Niva и Lada Kalina.
Странное запасное колесо
Необычное расположение запаски под капотом конструкторы АвтоВАЗ подсмотрели у европейских автопроизводителей.
/imgs/2022/10/31/09/5647765/c6d51083d6a57c5a717c7f01a217dd461ccb02de.jpg)
Запасное колесо под капотом Renault 14
И если расположение запасного колеса сбоку от нивовского двигателя вам кажется неудачным, то у какого-нибудь Renault 14 тех же лет его клали прямо на мотор. Представьте как нагревались и двигатель, и запаска.
Еще одна Нива
Название «Нива» должно было навевать ассоциации с привычной сельской средой, для которой предназначался автомобиль — ведь это слово означает поля, обработанные для нужд сельского хозяйства.
/imgs/2022/10/31/09/5647769/a9823fcc08ce07651977ddcbb3c9854590bf2273.jpg)
Комбайн СК-5 «Нива»
© Zimin Vas/Wikimedia Commons
Впрочем, была и другая версия появления этого имени. Ведущий конструктор внедорожника, Петр Михайлович Прусов, как-то сказал, что название собрали из имен Наталья, Ирина, Вадим и Андрей — так звали детей главных конструкторов.
Кстати, в это же самое время с 1972 года в Ростове производили зерноуборочный комбайн СК-5 Нива, и на АвтоВАЗе не побрезговали сделать модель с аналогичным названием, хотя не знать они о нем не могли — СК-5 был самым распространенный советским комбайном.
Партия сказала «надо»…
Постройка первой партии ВАЗ-2121 была приурочена к XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза, как одно из первых достижений будущей пятилетки.
/imgs/2022/10/31/09/5647771/e41ea762118a58bd6dcef5c73955197f7032820d.jpg)
Тогда связывать эти вещи было в порядке вещей. Именем этого же съезда даже называли улицы в селах, завод радиодеталей и гидроусилителей. В итоге про съезд уже давно никто не помнит, а Нива живее всех живых.
/imgs/2022/10/31/09/5647775/28a7ba673c9522bd046d302f0e805fd8039dedcb.jpg)
Надо сказать, предложение создать Ниву тоже исходило от партийного деятеля — председателя Совета министров СССР Косыгина. Приехав на АвтоВАЗ, он заметил, что выпуская для советских граждан вполне современные на тот момент Жигули, село опять оставили без достойного транспортного средства.
/imgs/2022/10/31/09/5647777/909138ed7f0a01f99ac69e960e572a7f74a3115e.jpg)
По задумке новый автомобиль должен был не уступать по проходимости УАЗ-469 и ЛуАЗ-969 и при этом обеспечивать комфорт легковых Жигулей. Сперва зашел разговор о ВАЗ-2101 с повышенным клиренсом, который планировалось оснастить передним ведущим мостом — всё по образу подобию уже создававшихся советской промышленностью Москвич-410 или ГАЗ М-72.
/imgs/2022/10/31/09/5647778/4aea0fb5b65f22c5455f6f01c68d70f7cbbfa14d.jpg)
Это означало предельную унификацию и короткие сроки разработки. Возможно, создатели первой Нивы и пошли бы таким путем, но расчеты показали крайнюю хлипкость и плохую геометрическую проходимость 4-дверного кузова на бездорожье. Так ВАЗ-2121 получил крепкий и короткий трехдверный кузов. Так родилась идея Нивы.