5 мая 2012, 16:54

Второй восход

История марки Datsun, решившей завоевать Россию

Иллюстрации автора. Фотографии компании Datsun, а также с сайтов stanceworks.com, hemmings.com, automotivecarmagazine.blogspot.com

Смена имени с Datsun на Nissan в 1983 году только в США обошлась компании в полмиллиарда долларов. Сегодня, спустя почти 30 лет после ребрендинга, Nissan потратит не меньше, чтобы воскресить марку. Правда, теперь Datsun будет покорять сердца совсем других покупателей в России, Индии и Индонезии.

Что за бренд такой Datsun? Datsun это дочерняя фирма компании DAT Motorcar Co., которая в начале прошлого столетия выпускала в основном легкие грузовики. Марка появилась в 1931 году как Datson, что символизировало: она сын DAT. Но через три года компанию DAT купила фирма Nissan и новые владельцы решили сделать ребрендинг, сменив имя на Datsun. Теперь оно обыгрывало флаг Японии, на котором изображено восходящее солнце sun.

Один из первых автомобилей DAT %Модель 41, которая выпускалась с 1916 года и оснащалась мотором объемом 2,3 литра мощностью 15 лошадиных сил.

Datsun не единственная марка, приобретенная «Ниссаном». Была еще и Prince Motor Company, известная своими моделями Skyline и Gloria: их Nissan получил в свой модельный ряд после слияния в 1966 году. Но, по иронии судьбы, именно Datsun, – сын, да еще и приемный, – стал отцом машин Nissan. Дело в том, что до 1960 года легковые модели концерна выпускались только под брендом Datsun, а сам Nissan производил в основном грузовики. А когда в 1960-х годах японцы решили выйти на американский рынок, бренд Datsun был выбран без раздумий.

Дело в том, что американцы могли воспринять бренд Nissan негативно память о Второй мировой войне была еще слишком свежа, а военную технику в Японию поставлял именно Nissan. Datsun же никогда не воевал и к армии не имел никакого отношения. В 1960-х годах о таком еще помнили.


####Эволюция логотипа Datsun


От конкурентов Datsun отличало то, что он всегда был недорогим. В тех же Штатах (а они были первым и самым важным экспортным рынком) его покупали в качестве второй машины молодые семьи во времена послевоенного бэби-бума. В основном это были дешевые седаны и хэтчбеки – Bluebird, Sunny, Stanza, Violet. Но в историю вошли не только дешевенькие малолитражки Datsun.

Семейство Datsun 1000 в 1950-х годах приносило марке основной доход: дорогие японские машины большим спросом тогда не пользовались

Знаменитая Nissan Fairlady, которую сегодня мы знаем под именем 370Z, начала свой путь еще в 1959 году как Datsun Sports. Модель с кодовым обозначением S211 представляла собой маленький родстер с кузовом из стеклопластика, четырехцилиндровым двигателем объемом всего один литр и мощностью 36 лошадиных сил. Уже через полтора года ее модернизировали (в частности, мощность увеличилась до 47 лошадиных сил) и нарекли Datsun Fairlady правда, только на местном рынке. А к 1967 году под капотом маленького «Датсана» трудился уже двухлитровый мотор мощностью 150 лошадиных сил, который крутился до внушительных по тем временам 7000 оборотов в минуту.

>
Reload
1 / 5

Но настоящим успехом фирмы Datsun стала модель 240Z (в Японии по-прежнему Fairlady): недорогое спортивное купе уже с металлическим кузовом, которое появилось в 1969 году. Оно вышло на рынок, когда эпоха масл-каров близилась к концу, поэтому его шестицилиндровый рядный двигатель объемом 2,4 литра мощностью 151 лошадиную силу (через пару лет отдача мотора стала выше), способный разогнать машину с места до сотни за восемь секунд, уже не вызывал усмешек. Datsun 240Z имел независимую переднюю и заднюю подвеску, дисковые тормоза, рулевое управление типа «рейка-шестерня» и весил чуть больше тонны. Японцы продавали по 50 тысяч 240Z/Fairlady в год, но сейчас их сложно встретить на дороге. Почти все сгнили, как консервные банки: стойкостью к коррозии, как выяснилось, их кузова не отличались.

>
Reload
1 / 2

Но, конечно, основными моделями марки Datsun были бюджетные малолитражки. Правда, они не могли похвастать ни мощными моторами, ни красотой, ни надежностью. В 1960-х годах над японскими машинами в США смеялись, но... все мы знаем, чем это закончилось.

>
Reload
1 / 5

В истории Datsun было немало автоспорта

И все же марку пустили под нож: с 1983 года в Штатах в рамках концепции глобализации все «Датсаны» были переименованы в «Ниссаны». На некоторых рынках марка Datsun просуществовала чуть дольше до 1986 года. После этого попыток реанимировать марку не предпринималось пикап на базе Nissan Frontier, выпускавшийся только на японском рынке под именем Datsun с 2001 по 2003 год, не в счет.

###Камбэк

Datsun воскрес 21 марта 2012 года. Правда, пока что бренд возрождается только в России, Индии и Индонезии. Учитывая неразрывную связь Nissan с Renault (уж кто-кто, а они знают про бюджетные автомобили все) это может получиться интересно.

Продажи должны стартовать в 2014 году. Через два года после этого японцы рассчитывают в одной только России продать 100 тысяч машин марки Datsun. Всего же продажи у нас составят около 30 процентов от троицы Datsun-Nissan-Infiniti. Для бренда Datsun будет сформирована отдельная дилерская сеть. Скорее всего, начнут с городов-миллионников, а потом салоны откроются в городах поменьше.

Наличие отдельной дилерской сети оправдано. Сейчас у Nissan есть две бюджетные модели: похожая на коробочку Tiida и корейский седан Samsung SM3, переименованный на нашем рынке в Almera Classic. А скоро появится еще и новая Almera леворульная версия Nissan Bluebird, которая продается в Японии с 2006 года. Ее будут собирать на АвтоВАЗе.

Nissan Almera нового поколения, судя по всему, задержится у нас ненадолго и будет вытеснена недорогими моделями Datsun

С появлением автомобилей Datsun модели Almera и Tiida могут исчезнуть с нашего рынка спрос не тот. Что будет вместо них? Японцы пока хранят молчание, но слухов много вплоть до того, что базовая версия самой простой машины Datsun будет стоить от 200 тысяч рублей. Что это будут за машины? Точно можно сказать вряд ли под маркой Nissan мы увидим универсал Logan MCV.


####Пять машин, которые мы ждем от Datsun

Практичный семиместный универсал %Как Logan MCV, но по-японски. Нам действительно нужна альтернатива ВАЗовской «четверке» – недорогая и современная.

Недорогой седан %Он должен иметь очень низкую цену, огромный багажник и солидный клиренс – минимум 170 мм. Таким автомобилем Datsun сможет поставить выскочку Renault Logan на место.

Ультрадешевый хэтчбек %Пусть он будет простым, как Tata Nano, но не будет самопроизвольно воспламеняться. Пусть он будет очень маленьким и даже некрасивым – но хотелось бы, чтобы у него были все необходимые средства активной и пассивной безопасности. И пусть он будет надежным!

Кроссовер %А лучше – внедорожник с серьезной трансмиссией. Даже если он будет предельно спартанским – ничего страшного! Вряд ли в Datsun смогут сделать что-то хуже, чем УАЗ.

Недорогой родстер %А почему бы и нет? Автомобиль ведь – не только средство передвижения, но и предмет любви многих автолюбителей. Дайте нам преемника Datsun Sports или 240Z – и к неизвестному в нашей стране бренду навсегда станут относиться с уважением!


Официально известно, что для начала будет две модели. Обе, по всей видимости, B-класса – ниссановцы (или датсановцы?) говорят, что они будут компактными, но хорошо оснащенными, а среди конкурентов они видят Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo Sedan. Значит, точно не 200 тысяч.

Вполне возможно, что модели Datsun получат часть агрегатов от старых моделей Renault или даже от Lada Granta. Производство будет налажено в России, но не в Санкт-Петербурге, где делаются дорогие «Ниссаны», и не на Калининградском «Автоторе», который и так загружен по максимуму. Значит, «Датсаны» будут производиться либо на мощностях "АвтоВАЗа", либо в Ижевске.

Made in Russia

Версия о производстве на "АвтоВАЗе" пока кажется наиболее реалистичной: к 2014 году альянс Renault-Nissan станет основным владельцем Волжского автозавода и вложит в его реконструкцию более 750 миллионов евро. Эти деньги пойдут в том числе и на создание производства по выпуску автомобилей Nissan. А где "Ниссан", там и "Датсан".

Японцы особенно акцентируют внимание, что среди разработчиков новых машин будут и российские специалисты. Вряд ли это будут инженеры – скорее дизайнеры из московской дизайн-студии Renault-Nissan, которая откроется в Москве примерно через полгода.

Одно можно сказать точно – рынок недорогих автомобилей сейчас наиболее конкурентен. На нем уже были свои триумфаторы: Ford Focus первого поколения, Renault Logan, Hyundai Solaris. Будем ждать ответного хода от Datsun. И он может быть очень интересным.


####Пять моделей Datsun, ставших культовыми

#####Datsun 240Z (Fairlady)

>
Reload
1 / 7

#####Datsun Bluebird

>
Reload
1 / 2

И не беда, что машины оснащались отнюдь не самыми мощными четырехцилиндровыми двигателями – зато поколение 610 Series (1971-1976) выглядело, как 400-сильный масл-кар Pontiac GTO! Кстати, Bluebird производится до сих пор – в Японии так называется седан Almera, который скоро начнет собираться на АвтоВАЗе

#####Datsun 810

>
Reload
1 / 2

Производился с 1977 по 1980 годы. Респектабельная решетка радиатора, четыре прямоугольных фары – и не скажешь, что это японская машина: она скорее смахивает на Ford или Buick 1970-х годов

#####Datsun Sunny

>
Reload
1 / 6

#####Datsun серии Z

>
Reload
1 / 3

На базе этой серии были построены машины для американской серии IMSA GTO Championship. Гоночная версия знаменитой «зедки» развивала до 700 лошадиных сил против 182 на гражданской модели